Шри-Ланка

Уроки выживания на дорогах




— Там движение -  настоящий хаос, ты не сможешь водить! — предупреждали друзья и читатели.

Говорят, здесь нужно ездить на автобусах и поездах, в крайнем случае брать машину с водителем! Нет, нет и ещё раз нет! Если уж я планирую самостоятельное путешествие, то ни от кого не хочу зависеть.

Две недели и 2500 километров вокруг всей страны. Легко! Если вы водите машину в России, сможете где угодно. В этом большом репортаже я расскажу про дороги Шри-Ланки, нравах водителей и подстерегающих опасностях.



1 Итак, вы не послушали ничьих советов и решили путешествовать на машине, и управлять ей самостоятельно. Начинать нужно с поиска машины напрокат на Шри-Ланке, причём добыть её не так-то просто, мировые автопрокатчики здесь не представлены, а с местными не каждый агрегатор работает. Можно нагуглить прямые сайты, но здесь я могу посоветовать обратиться всё же к брокерам: в моём случае это был Economybookings.com, который взял на себя предварительные переговоры с локальной конторой: из-за низкой популярности услуги, подтверждение автомобиля происходит в ручном режиме.


К тому же, вам нужны местные права. Они оформляются на основе международного водительского удостоверения, так что озаботьтесь его получением заранее, перед поездкой. В моём случае, ланкийская контора же сделала это локальное разрешение. У меня его, разумеется, ни разу не проверили, как и обычные права, но без него не дали бы машину.

2 Мне достался видавший виды Nissan Tiida белого цвета. За восемьдесят тысяч пробега его расшатали и убили в хлам, но не всё ли равно, на чём кататься по плохим дорогам? Едет, есть кондиционер…ну и что, что бит по второму уже кругу и давление в четырёх колёсах совершенно разное? Обычно прокатчики на Шри-Ланке вообще дают Тойоту Короллу 1998 году или что-то подобное. Автомобиль на две недели обошёлся мне в $380 долларов.


3 Дорожного просвета откровенно не хватало на убитых ланкийских дорогах, но вы ведь знаете поговорку про самый проходимый автомобиль.


4 Автомобильные номера были бы совершенно скучными, но ланкийцы зачем-то решили добавить информацию о типе двигателя автомобиля. P - это бензин (petrol), бывает ещё D - дизель.


5 Спереди номера белые, сзади жёлтые. Британское наследие. Эх, а в коллекцию я номер себе нигде так и не смог добыть.


6 Хорошая (по шри-ланкийским) меркам дорога выглядит так. Даже идеальная дорога! И не в покрытии здесь дело, а в том, что нет машин. На севере страны почти везде так. А на юге дороги загружены.


7 Проблема номер раз: эта дорога слишком узка для нас двоих. И таких дорог много. Это не задворки в деревне, а основная трасса. Такой ширины, да. И по ним снуёт другой транспорт, иногда в большом количестве. Приходилось разъезжаться, а как иначе.


8 Вторая проблема — дорога может кончиться, внезапно. От ровного асфальта в ухабную грунтовку, без переходного периода, резко. И что-то мне это всё напоминает…


9 Гравийные дороги менее распространены, обычно это значит, что скоро появится асфальт: камни насыпали рабочие, а не как у нас, когда гравийка самодостаточна.


10 Я большой любитель съезжать с основных трасс, и вот почти любая второстепенная дорога в стране (если она есть) — привычная нам грунтовка с лужами.


11 Угу, а в некоторых случаях, это может быть “федеральной трасссой”. Наконец-то я нашёл страну с такими же точно дорогами, как в России!


12 Мосты — слабое место. Пересекать некоторые было страшновато.


13 Иногда дороги ремонтируют. Особенно много строят дорог на севере Шри-Ланки, где всего пять лет назад закончилась кровопролитная тридцатилетняя война. Часть дорог уже сделали, поэтому в северной части острова ситуация с дорогами лучше, чем на юге и в центре.


14 Ремонт дороги на Шри-Ланке — дело неторопливое. Ручной труд.


15 А куда спешить-то? Солдат спит, деньги идут.


16 Движение в городах чуть-чуть посложнее, чем на трассах. Но тоже не ужас-ужас. Думал, будет хуже. Просто помните о том, что одна полосы это две полосы, справа будут вклиниваться машины, отъезжающие от обочины, слева — обгоняющие вас, сзади будут стараться прижаться к бамперу вплотную, а спереди может выскочить на встречку грузовик на полном ходу. А так да, всё в порядке.


17 Самое адское движение было совсем не в Коломбо, а в городе Канди, который второй по величине. В Коломбо-то чего, там просто всё время стоишь в пробке, как в Москве. А в Канди, где хранится зуб Будды, все реально упоролись. Там я даже чуть не подрался с одним водителем!


18 Иногда расходишься с автобусом или грузовиком буквально в миллиметре. За всё время я не встретил ни одной аварии, даже мелкой. Все как-то разъезжаются. Главное — потому что медленно. Привыкший к московским темпам вождения, я легко предугадывал любые действия ланкийцев за рулём. Нужно быть просто чуточку быстрее. В скорости реакции, не движения.


19 Клаксон — главное, что есть в автомобиле. Бибикать приходится много, очень много. Перед каждым обгоном, чтобы предупредить обгоняемого, перед каждым проезжаемым поворотом во двор, чтобы дать знать тому, кто из этого двора выезжает. Перед зданием суда даже ставят знаки: “Не сигнальте — идёт заседание!"


Приходилось обгонять через двойную сплошную, совершать двойные обгоны (мотоциклов) и вообще — всячески нарушать те правила, которым вас учили. Очень не хотел в этом признаваться и прошу не повторять такое самостоятельно! Но здесь так водят все, я просто перенял манеры местных водителей. Как результат, я успел везде, где хотел. Средняя скорость движения на ланкийских дорогах — 40 километров в час.

20 Теперь поговорим о тех, кого вы можете встретить на дорогах Цейлона. Классифицирую и разложу по полочкам. Эта иерархия поможет лучше ориентироваться в окружающей действительности. Первое — дикие животные. Самые медленные и самые безобидные. Коровы и собаки попадутся вам обязательно, слоны — маловероятно, но кто-то встречает. С животными просто: снижаете скорость, медленно объезжаете.


21 Люди вообще и школьники в частности. По утрам и вечерам вдоль обочин будут медленно идти дети в нарядной форме. Они никогда не мешают движению машин, идут правильно, навстречу потоку. Тротуаров в стране нет. Человек на ланкийской дороге стоит куда ниже автомобиля и даже ниже животного. Поэтому, не смешите его пропускать на “зебре”: это правило не соблюдает никто, пешеходы терпеливо ждут. Будете тормозить, могут просто не понять. Если реально нужно пересечь дорогу — человек просто уверенно идёт и выставляет руку вперёд, даже если никакого перехода там нет.


22 Велосипед. Простейшее из механических транспортных средств, встреченных на дорогах страны. В зависимости от местности, их может встречаться очень много. Ездят медленно, иногда ведут себя непредсказуемо, могут вилять зигзагами. Особенно если на этом велосипеде едет вся семья и даже тёща. Они это любят.


23 Мотоциклы. Их очень много. Мотоцикл-кормилец, его покупают те, у кого нет денег на что-то большее, но нет времени долго крутить медали. На нём можно даже грузы перевозить. Юркие, обгоняют со всех сторон, но медленные. Некоторые модели могут ездить быстрее маши, но не делают этого.


24 Его Величество Тук-тук! Главный транспорт Шри-Ланки, воспетый в песнях, снятый в фильмах. С туктуком знаком любой турист, потому что эти трёхколёсные недомашинки используются повсеместно в качестве такси.


25 Тук-туков настолько много, что иногда вы за весь день можете не встретить ни одной легковушки, только они да мопеды. Моделей тоже куча. Как правило, все построены на базе индийской Bajaj. Средняя мощность — две лошадиные силы.


26 У баджажа нет дверей, брезентовая крыша, но это не важно. Владельцы “тюнингуют” их, насколько хватает фантазии. Если фантазии нет, можно просто наклеить какую-то надпись на английском. Абибас там или “4x4”. И не важно, что колеса всего три.


27 Народная примета: повесь сзади туктука серебрянную лопатку, и будут деньги. А топором давеча зарубили брата президента страны.


28 Обыкновенных автомобилей почти и нет на этих дорогах, только в Коломбо их количество сравняется с тук-туками. Встретил пару “Жуков”, прослезился. Вспомнил, как их много было в Мексике.


29 Новые машины представлены индийскими и китайскими брендами. Потому что они очень дешёвые. Но конкурировать с туктуками всё равно непросто.


30 Ещё один тип — грузовик. Это уже серьёзный участник движения. В случаях со всеми прочими видами транспорта можно было рассчитывать, что вам уступят дорогу или даже в ужасе шарахнутся к обочине, здесь шарахаться придётся вам.


31 Грузовик беспринципен. Он едет так, как хочет. Увидели грузовик на встречке, будьте начеку: зверь готовится к прыжку! Он выскочит на “встречку” так же легко, как вы раздавите таракана тапком.


32 Есть медленные грузовики, размером с Газель. Это исключение из правил, они не опасны. Можно даже попытаться согнать его к обочине. В России Газели возят грузы, здесь ещё и людей.


33 Ещё людей перевозят автобусы, главный общественный транспорт в стране. Мы вплотную подошли к самому страшному, что может быть на дорогах Шри-Ланки. После предрассветных зомби, конечно.


34 Автобусы “пасутся” в центрах городов на вокзалах, с их помощью можно добраться до любого города, если задница крепкая. Автобусы бывают красные и бело-синие, как понимаю, просто разные транспортные компании.


35 И то, как водят водители этих автобусов, напоминает гонки на выживание. Кажется, что весь смысл их нахождения на дороге — убить тебя. Автобусы я прозвал про себя “красные дьяволы”, и старался держаться от них подальше. Они гоняют на бешеных скоростях, обгоняют без предупреждения. Как, впрочем, и тормозят. Видели ли вы автобус, который в процессе обгона передумал? Увидел пассажира на другой стороне дороги, ринулся на встречку, словно заправский бомбила на московском проспекте. Подрезав всех участников движения, красный дьявол подобрал клиента и поехал дальше. Остановки здесь делают “по требованию”, как в маршрутке. Да, единственный шанс обогнать эту дуру — только на его остановках. Будьте начеку.


36 Гораздо хуже, когда дьявол подобрался сзади и дышит в спину. Я покрывался гусиной кожей, когда такое случалось. Ждал, что он пойдёт на таран. Интуитивно смещал машину влево. Это и спасало.


37 Как водители туктуков любят серебрянные лопатки вешать на багажник, так и на автобусах постоянно встречаются такие веники, привязнные к переднему бамперу. То ли на удачу, то ли индульгенция.


38 Прочитав предыдущие тридцать семь абзацев поста, вы наверняка задавали себе вопрос: а где же полиция? Неужели они позволяют себе творить все эти зверства на дорогах страны? Полицейские встречаются, чаще всего по утрам и вечерам, одновременно со школьниками. Они либо просто стоят у обочины и наблюдают за правопорядком, либо катят куда-то на мотоциклах. За всё время встретил только две полицейские машины, все на мопедах. Полицейский в форме с белыми рукавами — как раз дорожный. Рукава пристежные, они используют их для регулирования движения, светофоров-то, кроме Коломбо, почти нигде нет.


За всё время меня остановили однажды. Хотя нарушал я (ещё раз каюсь!) неоднократно, прямо на их глазах. Иногда была всего одна секунда, чтобы безопасно обогнать автобус, и там уже не до разметки было. Так вот, молодой цейлонский гаишник тормознул меня за то, что обгонял туктук на пустом пешеходном переходе. Объяснил, что так делать нельзя. Я спросил, а как иначе — смотрел на текущую обстановку, дорога просматривалась, пешеходов гарантированно не было, но готов понести наказание. Пожелал приятного дня и отпустил. По-английски он говорил хорошо.

39 Теперь — про дорожные знаки и указатели. Я ездил по навигатору. Первым делом в аэропорту купил сим-карту (5 гигабайт за 10 долларов, дёшево) и вбивал заранее отобранные точки в Google Maps, который хорошо водит по всем местным дорогам. Поэтому, всматриваться в знаки было и не нужно. Они всё равно есть лишь на основных дорогах, я же стараюсь путешествовать второстепенными. Но расстояние “от 18 до 50 километров” на знаке меня определённо порадовало.


40 Многообразие дорожных указателей. Английский на них — как повезёт.


41 Официально, максимальная скорость в стране — 72 километра в час. Сильно быстрее у вас и не получится, из-за трафика или состояния дорог.


42 Ни одного слона так и не встретил. Обидно даже.


43 Люди не нужны.


44 Ой, что это? Хайвей? Двухполосочка с отбойничком? Или это мираж?


45 Нет, не мираж, на южном отрезке пути, действительно, было некое подобие современной трассы. Счастье продлилось ровно десять километров, а потом всё стало, как обычно.


46 Бензин стоит чуть меньше доллара за литр. В марте 2015 года это 117 рупий, цена устанавливается государством и одинакова на всех заправках. Используются два типа топлива, 92-й и дизель. Пятый тоже где-то можно найти, но очень редко. Советую регулярно проверять давление в шинах. Самому нельзя, но за полдоллара вам их подкачают сотрудники заправки.



47 К слову, настоящий автобан я всё же нашёл. Он даже километров сто в длину, от Матары до Коломбо. Автодорога платная.


48 Магистраль шикарная, тем более на контрасте со всеми прочими дорогами страны. Сюда даже нельзя выезжать мотоциклам, тук-тукам и красным дьяволам. По “экспрессвэю” даже специальные автобусы ездят, современные, с кондиционерами.


49 Путешествовать самостоятельно на машине по Шри-Ланке совершенно не страшно: даже с “правым рулём” вы разберётесь уже на следующий день. Пробуйте и дерзайте, ведь только машина позволяет забраться в самые интересные уголки любой страны.


Если есть вопросы — не стесняйтесь!

Другие фоторепортажи о стране Шри-Ланка:

Шри-Ланка. Первые впечатления Столица жаркого севера Чертовщина какая-то...


Понравилось?Мне важно ваше мнение о том, что я делаю и что пишу в журнале. Ваш комментарий - лучшая оценка моей работы. Давайте общаться больше!

Новое! Теперь доступна подписка на новые фотоматериалы блога! Нажмите сюда!
Добавляйте меня в друзья, если вы ещё этого не сделали!
Кроме ЖЖ, я также пишу в Твиттер | Фейсбук | Инстаграм

Все фоторепортажи о путешествиях на сайте www.macos.ms

Вы можете заказать рекламу в этом журнале или разместить баннер. Подготовить блогерский фоторепортаж? Провести конкурс? Отправиться в путешествие с вашим продуктом? Легко и с удовольствием! Пишите: macos@gde.ru


© 2015 Александр Беленький | Все фотографии в этой публикации сделаны мной, если не сказано иное. Данный материал принадлежит автору блога. Полное или частичное копирование без моего согласия строго запрещено! Вы можете спросить об этом, написав письмо по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге (на платформе LiveJournal) или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.



promo macos 13:00, wednesday 132
Buy for 500 tokens
В США — избыток храмов и церквей. Поголовная набожность в прошлом, а ради горстки прихожан никто элитную недвижимость держать не будет. "Ничего личного, Иисус, только бизнес!". Яркий пример — Питтсбург. Из одной церкви Христа буквально выкурили: теперь тут арабская кальянная. В другом храме, как…
Я никогда не брал машину на прокат, поэтому возник вопрос. Александр, вот если в такой стране машина ломается тем более где вы были и судя посту она была не в очень хорошем состоянии. Ваши действия?
Забавно! Колоритные дороги.
Хорошо, что у нас до этого абсурда далеко.

Кстати, тест-драйв тук-тука будет?
Теста тук-тука не будет, я слишком поздно об этом подумал, а официально его в прокат взять нельзя: только искать и договариваться лично. Спрашивал через знакомого - не нашел. Ничего, в другой стране потестирую.
Фото 7. Примерно та же фигня в Индонезии. Но аборигены умудряются разъезжаться даже не снизив скорости. Максимум на что я там отважился это скутер.
Наша "Киа-Соул" была бы в самый раз - большой просвет, вертлявая и приемистая, небольших размеров, но просторная. Я бы покаталась - на таких скоростях вполне можно. Вокруг нас полно таких сельских дорог, ну, имею в виду которые асфальтовые. Без покрытия нет. Но когда дорога очень узкая, на одну машину, всегда есть островки для разъезда, куда иной раз приходится и пятиться
Забыли наверное, что такое грунтовка?

Хотя вот почему мне кажется, что в Шотландии я такие дороги найду?
Очень и очень похоже на дорожную ситуацию в Сочи и окрестностях. Особенно в период большой стройки.
Сейчас конечно количественно проблем меньше, а вот качественно...
Только в Сочи скорости больше и туктуков нет. Но так-то ланкиец или индиец вряд ли бы сел за руль в России.
Да что в Сибири - сразу за МКАДом такие дороги имеются.

Дороги в Шри-Ланке такого же уровня и качества, что и в России. Страны с практически идентичными дорогами. Трафик и вождение разные, сами дороги такие же.
Продажный? Шлак?

Я могу много чего, но результат меня очень огорчает. На это материал я потратил больше всего времени из всей ланкийской серии. Только он нахрен никому не нужен.
На самом деле на Ланке движение плотное в часы пик в районе Коломбо , утром в Коломбо, вечером из Коломбо. Это не Индия . где людей больше на кв метр раз в тысячу и машин.