Россия

Подзабытая история нашей страны



Вот скажите-ка без гугла, как в СССР попали первые джинсы? А почему голубь - символ мира и один из главных проспектов Москвы назвали в его честь?

Ну и на десерт - сексуальная революция в середине пятидесятых. Верите, что это возможно?

А ведь всё это было. Вчера за один день я узнал про свой город и историю страны больше, чем за последние пять лет.



Надеюсь, вы смогли себя проверить, а теперь отвечу сам: в 1957 году в Москве прошёл Фестиваль молодёжи и студентов, собравший 34 тысячи участников из 131 страны мира. Одна из самых закрытых стран планеты внезапно, на какой-то период, стала самой открытой. “Железный занавес” над страной приподнялся впервые. Раньше, даже сама возможность общения советских граждан с иностранцами казалась чем-то из области фантастики.




Два совершенно разных мира встретились, и кажется, понравились друг другу. Советские люди, после долгих лет тоталитарного контроля, начинали учиться открыто говорить и общаться.


Известный джазмен Алексей Козлов позже напишет о тех днях:

- Ни туристы, ни бизнесмены в страну ещё не приезжали, дипломаты и редкие журналисты просто так на улицах не появлялись. Поэтому, когда мы вдруг увидели на улицах Москвы тысячи иностранцев, с которыми можно было общаться, нас охватило что-то вроде эйфории…

Я помню, как светлыми ночами на мостовой улицы Горького стояли кучки людей, в центре каждой из них несколько человек что-то горячо обсуждали. Остальные, окружив их плотным кольцом, вслушивались, набираясь ума-разума, привыкая к самому этому процессу — свободному обмену мнениями.


В столице же и вовсе случилась настоящая сексуальная революция: девушки легко знакомились с иностранцами, и в результате таких романов получались немного более смуглые, чем обычно, детки. Их так и называли - “дети фестиваля”.


А ещё, конечно, джинсы, жвачка и другие запрещённые советской идеологией плоды. Выменянные всеми способами “дефицитные” вещи потом активно продавали из рук в руки, появились “фарцовщики”. Ну а проспект Мира, как и улица Фестивальная в Москве были названы в честь того же мероприятия. Но это лирика. К чему я всё написал.

Если наши родители однозначно про фестиваль слышали, то мы - уже практически нет. А ведь он серьёзно повлиял на жизнь страны. Он не был единственным в своём роде, но стал уникальным. Даже в России он проходил дважды, в следующий раз - в 1985-м году, а вообще был придуман почти вскоре после Второй мировой войны, чтобы сплотить молодёжь планеты.


Так вот. Фестиваль, поколесив по планете, спустя 32 года возвращается в Россию. Этой осенью он пройдёт в Сочи. Впервые, за всю историю, не в столице государства.

Да, сегодня мир совсем другой, и чтобы познакомиться с культурой другой страны, нужно просто купить билет на самолёт и полететь, а чтобы пообщаться с иностранцем, нужно просто выйти в интернет. Но не стоит забывать, что у 70% жителей России нет загранпаспорта. А нашим людям очень полезно открывать мир за пределами своих координат.

О фестивальном движении и забытых уголках истории страны я узнал, побывав в Музее Москвы, где сейчас идёт активная подготовка к созданию Народного музея Фестиваля, собирают экспозицию.


Во многих семьях сохранилась память о тех событиях. Для тех, кто в них участвовал, это время юности и свободы. А музей потому и народный, что в его основе будут частные коллекции людей, захотевших поделиться сувенирами и воспоминаниями.

Принести свои “артефакты" может любой желающий. Их уже немало. Участники фестивалей прошлого делятся памятью, долгие годы хранившейся в семьях.


Клавдия Тихомирова, участница Фестиваля 1957 года. Гимнастка. Принимала участие в церемонии открытия.







Михаил Веременко. Художник, автор символа Фестиваля 1985 года, “Катюши”. Принёс свою работу.


Дмитрий Клепко. Потенциальный участник Фестиваля-2017 в Сочи. Бережно хранит коллекционные спичечные коробочки, доставшиеся от папы, участвовавшего в фестивале-1985.





Ольга Кузина. Работала на фестивале в 1985 году, сопровождала иностраннце делегации. В этом году, спустя тридцать лет, снова будет работать волонтёром в Сочи.





Наталья Краснушкина. Коллекционер, член Союза филокартистов России. Работала на Фестивале 1957 года, аккомпанировала певцам в музыкальной программе в Парке Горького. До сих пор хранит брошь, подаренную ей одной из иностранных участниц.






Если вы или ваши родители принимали участие в Фестивалях прошлых лет и сохранились памятные сувениры, приносите их в Музей Москвы. После выставки ,предметы будут по желанию владельцев возвращены, либо переданы музею насовсем. Свои “артефакты” можно приносить в течение всего июня.

14 октября в Москве пройдёт парад молодёжи, от Васильевского спуска к Лужникам, а на следующий день состоится открытие самого Фестиваля в Сочи, куда съедутся ребята из 181 страны. Уже подано 90 тысяч заявок на участие. Хотите тоже? Ищите информацию на сайте или в группе ВКонтакте.

Уже дважды Фестиваль открывал Россию миру и приносил изменения в страну. А как новый Фестиваль скажется на нашем общем будущем?

promo 4 13:01 6
Buy for 510 tokens
Случайного туриста Йошкар-Ола приводит в шок. Вот уж чего не ожидаешь от российской глубинки, так это реплики Европы в натуральном масштабе. Тут и Брюгге, и Амстердам, и Германия, и Стокгольм... Сделано, правда, проектировщиками и строителями, видевшими Европу исключительно во сне и на картинках из…
Тогда СССР представлялся многим альтернативой капиталистическому пути развития. Хотя был то на самом деле всё той же замаскированной Тюрьмой Народов.
А сейчас то и иллюзий нет - осколок 20го века в 21м веке, последняя колониальная империя на Земле.
"девушки легко знакомились с иностранцами" - первое, что я сразу подумал, когда только начал читать текст. В целом, почти ничего не изменилось.

Почему опять в Сочи и в Западной России. Почему-то не провести наконец какую-нибудь значимую движуху в Сибири или Дальнем Востоке)

Помню истрию о фестивале-85. В какой-то африканской стране родившегося ребёнка назвали именем Фестиваль. Родители его были участниками данного действа. Вот в память о фестивале и назвали...)))))))


Репортаж об этом по телеку был. Оттуда и узнал.

В каком-то роде да. Каждый день проеденный рядом с женщиной будет все более омерзителен, а потом их не станет. ))
"первые джинсы" попали в СССР в годы Великой Отечественной войны, как спецодежда, по ленд-лизу
"Но не стоит забывать, что у 70% жителей России нет загранпаспорт"

Подозреваю, что у них нет и денег на билет в Сочи.
путин не знает что такое трамп, он знает что такое кушнер. Поэтому на трампа давно не обращает внимания, ему просто жалко времени которое он не уделяет кушнеру ))
Мне было 11 лет и я хорошо помню и фестиваль и удивительное преображение людей после фестиваля.

Россия стала снимать фуфайки!

До фестиваля – серая масса в серых фуфайках.
И так год, до этого, пять, десять…
И спустя пару месяцев после …
Наши увидели можно и началось!
Джинсы привозили моряки, наблюдая за модой за рубежом. Фестиваль в этом плане не играл никакой роли.
"Блогеры", как всегда, напишут, что фестиваль никому не интересен, что зрители - насильно согнанные бюджетники и студенты.
8 апреля 1957 г. начальник УКГБ СССР В.С. Белоконев направил районным и городским уполномоченным указание о разработке системы мер по решению задач обеспечения безопасности в период проведения в Москве VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

Это был не только первый подобный фестиваль, проводимый в социалистической стране, но и крупнейшее международное общественно-политическое мероприятие в Москве через 12 лет после Победы в Великой Отечественной войне и в канун 40-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Его девизом были избраны слова «За мир и дружбу».

Проведение фестиваля планировалось с 28 июля по 11 августа и ожидалось участие в нем молодежных делегаций из многих стран мира. В итоге в Москве 34 тысячи гостей представляли 131 государство мира.

Разумеется, Советское руководство стремилось использовать проведение фестиваля в Москве, на который ожидалось прибытие 25 тысяч участников из капиталистических государств, для демонстрации достижений социалистического государства в преодолении разрушений самой кровопролитной в истории человечества войны. При этом руководство страны также хотело избежать каких-либо чрезвычайных ситуаций, способных нанести ущерб международному авторитету и престижу СССР.

В том числе – исключить возможность осуществления каких-либо экстремистских или террористических действий. (Последний публичный террористический акт, при котором два человека погибли, а еще четверо получили ранения, о чем, правда, не сообщалось в советской печати, произошел в Архангельске 1 мая 1955 г. на праздничной трибуне во время демонстрации трудящихся. Его исполнитель Г. Романов, ранее неоднократно судимый рецидивист, был приговорен к высшей мере наказания).

Проведение мероприятий фестиваля планировалось более чем на 17 площадях и других объектах столицы. В том числе – Химкинском водохранилище, парках культуры им. А.М. Горького, Сокольники, Останкино, Эрмитаж, Аквариум, им. Баумана, в Измайлово.

В ориентировке управления в подразделения указывалось (что нашло подтверждение впоследствии), что широкие контакты с советскими гражданами могут быть использованы иностранными спецслужбами для «восстановления связей с их старой агентурой, для попыток склонения отдельных неустойчивых в морально-политическом отношении лиц к шпионской работе, а также путем организации различных провокаций в какой-то мере подорвать авторитет и политическое значение фестиваля. Пользуясь широким общением с советской молодежью, иностранные разведки и их агентура будут проявлять интерес к воинским частям и режимным объектам Московской области, а также быту и трудовой деятельности советских граждан». В этой связи от всего оперативного состава управления требовалось «активизировать контрразведывательную работу по всем направлениям деятельности».

В частности, многие участники фестиваля рассказывали, что за рубежом средства массовой информации пытались дискредитировать проведение фестиваля в Москве, запугивали его потенциальных участников разного рода небылицами об СССР.

В тоже время отдельных его участников некие зарубежные организации просили собирать «впечатления о пребывании в СССР», акцентируя внимание на разного рода недостатках, как в организации размещения, проведения фестивальных мероприятий, так и в жизни самой столицы Советского Союза.


Московские чекисты пресекли попытку двух участников фестиваля из ФРГ снять по заказу антисоветских организаций (НТС и Радио «Освобождение») провокационный фильм, направленный на дискредитацию фестиваля.

Отдельные гости Фестиваля также проявили заметный интерес к положению церкви и религии в СССР. За дни фестиваля они посетили 25 храмов РПЦ, расположенных вблизи от мест их проживания.

Как УКГБ информировало Первого секретаря МГК КПСС Е.А. Фурцеву, большинство участников фестиваля, посетивших религиозные учреждения, были благожелательны по отношению к СССР.

Итоги работы чекистов во время фестиваля действительно подтвердили, что отдельные иностранцы прибывали в Москву для встреч с известными им лицами, о некоторых из которых им было известно, как от изменников Родине, так и от различных зарубежных эмигрантских организаций. В результате работы московских чекистов из числа иностранцев было выявлено около 50 лиц, обоснованно подозревавшихся в причастности к деятельности иностранных спецслужб. Данный факт со всей очевидностью свидетельствует о том, что работники КГБ отнюдь не страдали чрезмерной подозрительностью и шпиономанией.

Последующее привлечение к уголовной ответственности ряда лиц из числа связей иностранцев – около 8 человек, чья преступная деятельность была задокументирована и подтверждена материальными доказательствами (инструкции, письма в тайниках, вознаграждение за переданные материалы и т.д.), свидетельствует о том, что опасения чекистов были не беспочвенными, а основанными на знании тактики и организации разведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств.

Однако Фестиваль молодежи и студентов принес и неожиданные последствия в виде распространения среди некоторых молодых людей подражания зарубежным образцам поведения и моды (появление «стиляг»), которые крайне негативно воспринимались многими гражданами.

8 февраля 1958 г. В.С. Белоконев информировал первого секретаря МГК КПСС В.И. Устинова «о наличии среди некоторой части студентов московских вузов нездоровых и аморальных проявлений». В их числе отмечались пьянство, азартные игры, хулиганство. Также отмечалось, что отдельные из них «устанавливают контакты с иностранцами, скупают в целях перепродажи» как предметы одежды, так и иностранную валюту, занимаются спекуляцией, что получило обобщенное наименование «фарцовки».

Среди студентов младших курсов появились «стиляги», причем начальник УКГБ пояснял, что этот тип поведения относится «не только к морально неустойчивым элементам, но и к лицам, занимающимся уголовно наказуемыми действиями (спекуляцией, мошенничеством)». При этом отмечалось, что подобные «факты в значительной степени являются результатом того, что партийными и комсомольскими организациями вузов надлежащей идеологической работы среди студенческой молодежи не ведется».
В ответ на просьбу руководства МГК КПСС подробнее информировать его о сути явления, в июле 1958 г. отправил новое спецсообщение. В котором, по сути, присутствуют элементы социологического анализа.


В частности, в нем отмечалось, что «в поведении отдельной части московской молодежи стали проявляться определенные черты и наклонности, несовместимые с принципами коммунистической морали: пренебрежительное отношение к труду, стремление к праздной «красивой» жизни, пошлость, аморальность, аполитичность, переоценка своей личности, желание чем-либо (одеждой, поведением, жаргоном, образом мыслей) выделиться из окружающей, «серой» по их выражению, массы советских людей.
Эти лица, а всего упоминалось около двух десятков фамилий, «наиболее подвержены разлагающему влиянию буржуазной идеологии», в силу чего «нередко возникают не только идеологические шатания, отрицательное отношение ко всему советскому, восхваление буржуазной демократии, свобод и образа жизни, а иногда и прямые антисоветские проявления». Отдельные из них «охотно идут на связь с иностранцами и являются источниками разведывательной и клеветнической информации о советской действительности, вынашивают изменнические намерения… Американская журналистка Шварценбах заявила, что в настоящее время все иностранные корреспонденты в Москве охотно завязывают знакомства со «стилягами».