Тень учителя



Сколько лет прошло, а помню как сейчас. Школу я не очень любил, и мечтал, чтобы она поскорее закончилась.

Вот только чем старше становишься, тем чаще вспоминаешь своих “мучителей” с благодарностью.

Спорим, у вас так же? Вот моя честная история.



Со школой мне повезло. Или не очень. Что хорошо, она была с углублённым изучением английского. Что плохо, до школы нужно было ехать 40 минут на автобусе. А ещё, там на 25 лет раньше меня учился мой папа. Преподавательский состав за четверть века почти не поменялся, так что семью мою знали.

Когда мне попадаются в сети советские школьные фотографии, я сразу вспоминаю своё время. И вздрагиваю, так знакомы и одинаковы были школьные интерьеры. Всё то же самое, только лица другие. Всё точно как на этих незнакомых картинках, только уже без Ленина (СССР к тому моменту несколько лет как развалился). И тюль на шторах, и стёртые мелки, и старые парты, исписанные ещё лет тридцать назад. И деревянные колченогие стулья, под которые приходилось подкладывать бумажку, чтобы не шатались.

Это было старое пятиэтажное здание пронзительно жёлтого цвета. Школа стояла на пригорке, возле леса, на окраине Москвы. Её можно было разглядеть даже с трамвайной остановки, так ярко “светило” жёлтое пятно среди серых жилых многоэтажек. Удивительно, но коридоры школы я помню наизусть. Все тайные ходы и укромные места. Помню даже запахи. Два самых сильных — книги в библиотеке и котлеты в школьной столовой.



В общем, школу я не особо жаловал. А самой нелюбимой учительницей была Лилия Александровна Орлова. Она же “Лилька”, такое прозвище мы

Лилька учила нас английскому языку. В нашей спецшколе это был чуть ли не главный предмет. Ей было за шестьдесят. Невысокого роста женщина с чёрными волосами. Она же учила моего папу и в молодости водила дружбу с моей бабушкой. Из-за этого, наверное, мне и доставалось больше других. Хотя она была такой со всеми, строгая и беспристрастная, никому не давала спуску. И кажется, её боялась даже директор школы, Раиса Дмитриевна, сама по себе “железная леди”. Мы же завидовали одноклассникам, попавшим к другим учителям: языковые классы были небольшие, и нас разделили на группы.



Кабинет Лилии Александровны был на верхнем этаже, под самой крышей. Конечно, в школе не было никаких лифтов, только две широкие лестницы. “Англичанка” часто опаздывала, а мы и радовались. Пока поднимется на пятый этаж, по пути кого-нибудь встретит, заболтается.

Учила она хорошо, но и спрашивала строго. Кидалась мелом, когда кто-то шалил или "тупил”. У Лильки был целый набор фирменных присказок, но я могу вспомнить только одну. Когда кто-то не усвоил пройденное, она вытягивала указательные пальцы, приставляла руки к голове и причитала: “Даже баран, который “бэ” может это выучить, а вы — не можете!”. Иногда к ней приходили выпускники. Целовали, обнимали, дарили цветы. А мы не могли понять, как этого “монстра” можно любить.

Теперь каждый год, в день учителя, я хочу купить огромный букет лилий и приехать в школу. И всякий раз не могу добраться.

Вчера в России торжественно отмечали день учителя. Нарядные дети несли в школы букеты, растроганные преподаватели ставили только хорошие отметки, а вечером отмечали свой профессиональный праздник в тесном кругу. “Учителей года”, пригласили в Кремль на концерт, где с ними встретился президент. Глава государства подчеркнул важность профессии педагога:

«Настоящий учитель всегда дает гораздо больше, чем заложено в школьной программе, он помогает молодому человеку, подростку, ребенку понять себя, раскрыть лучшие человеческие качества, найти в конечном итоге свою дорогу в жизни».

И с этим сложно не согласиться. Быть учителем — одна из самых сложных и неблагодарных профессий. Эти люди отдают себя без остатка, и именно от школьных учителей зависит, каким будет будущее страны: они проводят с детьми порой даже больше времени, чем родители,и следуют за нами невидимой тенью всю жизнь.

Что-то нахлынуло, нашёл фотографии своей школы в соцсетях и не узнал. Там многое изменилось. Пришёл новый директор, в школе сделали ремонт, построили новый стадион, купили новую технику…Да, сегодня в России уделяют больше внимания образованию и условиям, в которых люди учатся и работают. Хотя я понимаю, что московские и провинциальные школы могут сильно отличаться.

Даже не знаю, работает ли ещё Лилия Александровна, ведь ей уже далеко за 80. Именно ей благодарен больше, чем любому другому учителю. Ведь если бы не строгая “Лилька”, вложившая в меня железобетонный фундамент знаний английского, не путешествовал бы я теперь по миру. И должен сказать: ни во второй моей школе, ни в университете, никто не дал мне столько знаний языка, как за первые семь лет в школе.

Так вот к чему я это всё? Позвоните учителю!

Расскажите о своих воспоминаниях из школы — милости прошу в комментарии.

Buy for 500 tokens
Я люблю гулять по спальным районам и часто показываю, как устроены такие кварталы в разных странах мира. А что под носом - не видел. Москва прирастает новыми районами с бешеной скоростью. На месте, где ещё несколько лет назад ничего не было, теперь живут тысячи людей. В популярных СМИ можно…
В регионах тоже школы на уровне. Хотя есть более или менее престижные, конечно.

У меня наоборот, со взрослой точки зрения классная руководительница кажется еще более неадекватной и непрофессиональной.

Трогательный пост.А поздравить можно и по телефону,если ей уже 80, можно и опоздать.Мне вот уже некого.
Да нет, у меня не так же. Школа мне еще 10 лет после окончания в кошмарах снилась. Каждое 1 сентября у меня теперь праздник, который называется: "Слава богу, я свое отходил". Уж сколько лет прошло, а все не нарадуюсь.
Что до английского - всегда все было очень убого, в итоге пришлось учить язык после университета самому. Уверен, те училки, что учили меня, до сих пор начинают свои уроки с набившей оскомину фразы "What date is it today"? Мне кажется, что попади они за границу - то кроме своего "What date is it today" не смогут выдавить из себя ничего другого.

Да,инглиш у нас всегда преподавали отвратно
То, что я хоть как-то могу иногда связно на нем произнести - результат, в общем-то, самостоятельного изучения, а не навыков, полученных в школе.
Хотя, читать на нем меня научили, да
Без понимания прочитанного
И только

хорошие они наши учителя поэтому и доверяют урны с билютнями не подведут
“Даже баран, который “бэ” может это выучить, а вы — не можете!”, - мда... мрак.
вот за это я и не любил советскую школу.
Двойки получала редко, но как "заработала" одну помню.
Сижу на уроке истории, болтаю с Анной - соседкой по парте и совсем не слышу
о чём рассказывает учительница.
Надежде Николаевне - учительнице истории, это явно не понравилось.
- Одинцова, - обращается она ко мне, - какие были лозунги?
Встаю, понятия не имею о чем речь, а Павел, одноклассник, сидящий позади
нас с Анной, подсказывает мне: - Да здравствует 1-ое Мая!
Я повторяю подсказку, громко произношу: - Да здравствует 1-ое Мая!
- Садись, - два! - завершает Надежда Николаевна.

Оказывается речь шла о лозунгах большевиков, которые вышли из подполья в дни Февральской революции; одним из лозунгов был "Да здравствует социалистическая революция!"


Мне ещё лет 50 надо прожить, чтобы школу(школы) начать вспоминать с положительной точки зрения. Школьные годы мне никогда не снились, и уж точно не в ужасах(или я этих моментов не помню, настолько бледные и единичные они были), но рад я бесконечно, что эти годы окончились. А уж про садик... хотя, это уже другая история. Там всё еще хуже.
Это какой-то гребенный стыд "каждый год я хочу купить букет и прийти в школу в день учителя, но не могу"
Так прийди в любой другой день!
Школа, которую заканчивал я, осталась в другом городе, и даже в другой стране. Так мои одноклассники лет 10 не могли прийти к живому учителю, которая вела у нас 7 предметов. 7!!! В мае она умерла, теперь они 5-ый месяц собираются на кладбище. Но им тоже все время что-то мешает.
Учился в этой школе. После смены директора от старой 1246 не осталось вообще ничего и никого.
За 11 лет школы нам привили веру в то, что английский мы не способны знать никак вообще.
Начал учить и чуть-чуть говорить в 28 лет.
Моей англичанке дали прозвище "жаба". Ей также было за 60 и она учила моих родителей, а также была классным руководителем у моей мамы и моей сестры - эдакий "семейный учитель". Она мне никогда больше 4 не ставила, а когда перешел после 9 класса в гимназию с уклоном на иностранные языки и у меня была твердая 5 без особых усилий. Благодарен ей, за знания и за то, что держала в ежовых рукавицах