Эстония

Глубочайший опыт Эстонии



Эту историю мы с вами слышали сотни раз. Советский союз распался, многие предприятия закрылись и обанкротились, всё в упадке и разрухе. Мужики пьют, женщины их бьют - замкнутый круг. Я много писал о бывших шахтерёских посёлках, а ныне просто вымирающих городах Пермского края.

Такая же точно судьба могла ждать небольшой эстонский городок Кохлта-Нымме. Но они пошли другим путём.



1 Дороги в стране оказались хорошими. Ровные и без ям, хоть и не широкие. Да, пару хайвеев я всё же нашёл. Строят. Молодцы.


2 На северо-востоке страны хватает поводов для уныния. Эта часть показалась наименее ухоженной, хотя прогресс виден. Эти города совершенно советские, но, скорее всего, они молодые и при СССР построены и были: индустриальные здесь места.


3 В каком состоянии эстонская промышленность, и что они сегодня производят, я не знаю. Можете рассказать, если в курсе дела.


4 Но вот эти края какие-то заброшенные-заброшенные. Точно, как у нас.


5 Догнивают старые БелАЗы, мои любимые грузовики. Эх, не будь они такими большими, подобрал бы, подлечил, обогрел…


6 Нас с Баклажановым (так я решил назвать своего попутчика Шевроле Каптиву) занесло на сланцевую шахту города Кохтла. Кажется, ничего радостного быть не должно при таких окрестностях?


7 Но когда шахту закрывали, в конце девяностых, сотрудники угасающего предприятия предложили местным властям идею: а давайте сделаем из шахты музей? Такое мало где есть, а в нашей стране вообще нигде! Сможем сохранить память о работе шахтёра, и не разрушим то, что создавалось поколениями. Наверняка с трудностями, но музей шахту, в самом деле, передали бывшим сотрудникам, чтобы они сделали из неё увлекательный шахтёрский парк.


8 Перед спуском под землю - небольшая инструкция по технике безопасности. Конечно, нужно купить билет за десять евро. Надевайте каску, робу, берите аккумуляторный фонарь - и вниз!


9 Вход в шахту - прямо из административного здания. Я думал, до неё нужно ехать куда-то на "буханке". Нет, всё рядом.


10 Все детали шахтных интерьеров, включая лечебную грязь - аутнентичные. Ничего не трогали, только добавили лампы освещения (на самом деле в шахте куда темнее) и сделали удобные настилы. Люди ведь не в сапогах приезжают на экскурсию.


11


12 Вода - главный враг шахтёра. От неё и случаются все беды. Люди ставят множество насосов, создают защитные дамбы.Но природа своё берёт, вода камень точит.


13 Здесь одинаковая температура круглый год - восемь градусов тепла. Но очень мокро, дождевые капли попадают и сюда. Если опуститься совсем глубоко (доступный для посещения уровень - восемь метров, саму шахту эстонцы раскопали до тридцати вниз) - будет суше.


14 Все штреки оборудованы рельсами, но когда шахту открыли в 1937-м году, в качестве тягловой силы трудились лошади. Представляете, каково животным под землёй?


15 А могли бы построить метро в этом маленьком городе. Вошло бы в книгу рекордов в метро, как самое маленькое в мире.


16 Вывески частично на русском, оставшиеся с советского времени, частично эстонские.


17 В штольнях стоят страшные монстрообразные машины. Эта - загребает сланец, выдолбленный перфоратором в породе. Она работает, лёгким движением руки гид включил её. Стало громко и как-то неуютно. В таком шуме шахтёры работали постоянно.


18 Всё оставлено, как было. Всё подключено к сети. Продолжить добывать сланец можно в любую секунду.


19 Эта хреновина срезала породу, но машина даёт больше брака. До последнего здесь использовали ручной труд, он и оплачивался выше.


20 Подземные велосипеды. Самоделки. На них ездили инженеры и техники, чтобы быстро добраться до нужного места, не гоняя электровоз впустую.


21 Вагонетки.


22 Большая жирная точка. Именно столько сланца было добыто за 64 года работы шахты. Это - последняя вагонетка.


23


24 Подземный конвейер.


25


26 Электровоз, к моему счастью, живой и работает. На нём можно прокатиться!


27 Настоящий подземный трамвай. Вкупе с подземными велосипедами это рай, друзья!


28 Вопреки всем шуткам, ехал машинист быстро, что надо!


29 Кабина.


30 Я думал, что посетителей в шахте осенью немного. На обратном пути наткнулся на большую экскурсионную группу. А летом их ещё больше. Приезжают и самостоятельные туристы. Потому что место реально интересное.


31 Это Тойво, работал в этой шахте всю жизнь, и теперь продолжает, трудится экскурсоводом. Это место живо благодаря Тойво и его коллегам, которые с помощью трудолюбия, усердия и любви к своей работе не дали шахте развалиться.


32 Шахтовый парк живёт и расширяется. Это заброшенное промышленное здание скоро превратится в новый интерактивный музей и образовательный центр. Но это уже совсем другая история.


Друзья экспедиции

Путешествие по сельской Восточной Европе проходит при поддержке автомобильного бренда Chevrolet.
Две недели вместе с внедорожником Chevrolet Captiva в самых разных дорожных и погодных условиях шести стран Восточной Европы! Посмотрим, на что он способен!



Понравилось?

Мне важно ваше мнение о том, что я делаю и что пишу в журнале. Ваш комментарий - лучшая оценка моей работы. Давайте общаться больше!


Добавляйте меня в друзья, если вы ещё этого не сделали!
Кроме ЖЖ, я также пишу в Твиттер | Фейсбук | Инстаграм

Все фоторепортажи о путешествиях на сайте www.macos.ms

Вы можете заказать рекламу в этом журнале или разместить баннер. Подготовить блогерский фоторепортаж? Провести конкурс? Отправиться в путешествие с вашим продуктом? Легко и с удовольствием! Пишите: macos@gde.ru


© 2013 Александр Беленький | Все фотографии в этой публикации сделаны мной, если не сказано иное. Данный материал принадлежит автору блога. Полное или частичное копирование не разрешается без моего согласия. Вы можете спросить об этом, написав письмо по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.

Buy for 500 tokens
Не знаю, кто решил, что в Прибалтике люди голодают. Глядя на полки продуктовых магазинов, дефицита у там точно не наблюдается. В эфире ваша любимая рубрика “что едят за границей”, сегодня будем смотреть на полки рижских супермаркетов, и что там сколько стоит. 1 Всего в Риге три крупных…
Какого холода? Там плюс восемь круглый год. На улице было плюс десять. А сырость...не знаю, где вы живёте, но в Москве последние две недели до моего отъезда были такие дожди, что в шахте суше.
Класс! Даже не знал, что подобное есть в Валге :)
Я помню, когда там еще забор был в городе, до вступления Эстонии и Латвии в ЕС :)
Какая грязюка. бррр
Главный враг шахтера - не вода, а метан.
В Эстонии почти ничего не производят. Они работают как порт, транспортировочный пункт, а все товары из Скандинавии или остальной Европы.
Промышленность? да я в курсе немного. Мы и уехали, потому как работы, например, машиностроителям, просто нет. Есть пару шарашек, которые в ангарах на каких-то станках что-то производят, и все. Недавно открылся то ли цех, то ли несколько цехов, вроде хозяева шведы, на базе - честно, не помню какого завода, в Таллине, делают установки для буровых в Норвегию. Работают второй год, с зарплатами тоже все в порядке.
Есть завод БСРЗ директором которого так восхищалась Латынина. Директор сволочь и хапуга. Работают у него в основном русские, не знающие эстонского и соотв не имеющие связей в эстонских кругах.Там- рабовладельческий труд, почти.
Был завод в Таллине им. Пегельмана, там цеха переделали и сдают в аренду различным fирмам, но все-таки оставили один цех по производству слуховых аппаратов, а 2 года назад открыли по заказу датчан еще один, на 50 рабочих мест. Можно сказать браво. Всем заведует бывший главный инженер завода, который все -таки кое-кого оставил из работников и не пропил все, что ему досталось задаром в 90-е, как это произошло с остальными предприятиями, особенно российского подчинения.
На бывшей Норме технологический отдел продолжает где-то как-то работать, все остальное- пfыых
Более менее благополучно выживают строительные fирмы. Совсем благополучно с инfотехнологиями, но это только для молодого поколения.
Нк, да, есть перерабатывающие заводы по производству молочной и мясной продукции, есть кондитерская fабрика "Калев" есть порт, но в общем,
в Эстонии с промышленностью …грустно.
Если честно, почти все , что делалось на предприятиях союзного подчинения в советское время, можно было выбрасывать в помойку. Я немного застала это время
В Таллин я в этот раз не поехал. А в латвийской Лиепае тоже есть тюрьма-музей. Побывал в ней. Но поста не будет.
Автор, у Эмиля Золя есть хороший роман о шахтерах "Жерминаль". Там он прекрансо описал, как живут кони под землей и прочие интересные детали быта горняков.

БелАзы тронули. сама бы одного такого к себе домой забрала.
Жили-да!..Но есть и те.кто не выжил!... ( Мы из Латвии в прошлом.) Моя свекровь,хороший и добрый человек была!
Все её предки из Латвии,русские,и она естественно там родилась...Закончила она когда-то Рижский кино- техникум,распределилась в один из городов Латвии,и по сути приехав ещё совсем юной туда,там и осталась работать,вышла замуж,родила детей,ни разу не изменив месту работы! Друзей и знакомых было много,в том числе латыши,даже самая близкая подруга у неё была латышка!..в 1991 году её вызвали и сказали.что всё,она может увольняться,русская потому как,и подруги латышки Все вдруг стали оправдывать всё что происходит,и вот осталась она практически без работы вмиг,и почти без друзей, а была она по возрасту чуть постарше меня сегодняшней!Разделилось быстро общество на первый сорт-латыши,и на второй-все остальные...и Всё.через несколько лет её не стало,не выдержала видимо всего этого..а уехать не смогла-родина это её,и её всех предков
Есть несколько друзей в Латвии, русских по крови. Знаете - никаких проблем, более того в той-же Риге без знания русского языка просто нельзя. Другое дело, что латышский знать надо, они все знают. Может ваша свекровь, прожив всю жизнь в Латвии, так и не удосужилась выучить язык? Тогда ничего удивительного, в России почему-то для работы надо знать русский (ну кроме дворников), а чем Латвия хуже?