Польша

Последние паровозы Европы



Ухватить ускользающую историю за хвост, почувствовать себя в настоящем прошлом, услышать те самые запахи и долго-долго смотреть вслед дымному столбу уходящего в рейс паровоза.

В маленьком польском городке Вольштын удивительным образом сохранилось паровозное депо. И не просто сохранилось: это последнее место в Европе, где паровые ломокотивы ежедневно выполняют свою работу, перевозя пассажиров.



1 Чтобы было понятно, Вольштын это такая польская дыра, что указатели на неё появились буквально за пару километров до пункта назначения. Но тем и интереснее, я всегда говорю, что самое интересное - в самых маленьких городках.


2 Старушки сидят и ждут. Чего? Конечно же, ближайшего поезда на Познань!


3 Но мы ждать не будем. Поймал первого вышедшего из здания станции человека в униформе, спросил на русском, где здесь депо. Мужчина достал старинные карманные часы, сверился и сказал, что поезд будет в 13:30. Нет-нет, мне нужнен паровозный круг. Со второй попытки понял, по-русски здесь все поймут, если говорить медленно. Вам вооон туда!


4 По дороге встречались заброшенные паровозы в большом количестве. Стояли на путях и ржавели. Ну, такое я видел во многих местах.


5 В интернете прочёл, что Вольштын - последнее пристанище паровозов, но информации было несколько лет. Неужели всё? Их нет и здесь, всё развалилось?


6 Короткий низкий гудок, будто пароходный, окликнул меня. "Эй, парень! Я здесь, сюда!"


7 Он стоял и часто пыхтел. Вокруг суетились какие-то люди, закидывавшие ему на спину чёрные камни лопатами. Так и смотрели друг на друга, молча. Это была моя первая встреча с живым паровозом.


8 Паровоз готовили к рейсу. Грязная работа.


9


10 Из вагонеток уголь засыпают в тендер.


11 Время осмотреться, куда я попал. Здание гостиницы и управления депо в одном месте. А это поезд-снегоуборщик.


12 Рядом со входом - железный макет вагона, явно сделанный давным-давно. Вроде игрушка и декорация, но у него есть одно весьма необычное назначение. Угадайте, чем на самом деле является вагон? Вполне официально, свинина здесь ни при чём.


13 Паровозный круг. Это сейчас локомотивы имеют кабины с двух сторон и могут двигаться в любую сторону. А паровоз так не умеет. Да, он едет вперёд или назад, но его нужно разворачивать. Делают это с помощью такого приспособления. Таким же образом локомотив "паркуют в гараже".


14 Снова раздался гудок. Громкость пыхтения достигла высшей точки, я услышал его издалека и побежал, вдруг новому другу нужна помощь? Паровоз держался отлично, пока над ним "колдовали" трое железнодорожников.


15 Золу нужно вытащить у локомотива из носа. Ну, из котла, в смысле.


16


17 Уголь. Не желаете ли шашлычку?


18 Всё, поезд полностью готов к путешествию. Поэтому мы пока его ненадолго покинем, и посмотрим на братьев, которые только ждут своего часа.


19 Я ничего не понимаю в моделях паровозов, да это и не важно нам с вами, правда? Всего в хозяйстве Вольштынского депо их тридцать штук, это только тех, которые до сих пор в строю. Многие в единственном экземпляре, всего 14 моделей.


20 Когда я пришёл в депо, ворота были закрыты. Пришлось искать "шефа". Тот не только разрешил находиться на территории депо (хотя и до этого никто не гонял, привыкли), но и предложил открыть ворота самостоятельно, выдав перчатки. "А кто это делать-то будет? Мужики поезд готовят. Тебе надо - ты и открывай!"


21 Внутри стояло ещё с десяток разных локомотивов. Возле одного скопились люди. То ли мелкий ремонт, то ли он следующим пойдёт в рейс.


22 Ваше котлейшество!


23 Мечтал попасть в подобное место!


24 Не знаю, сколько им лет, в каких странах сделаны, но это ничуть не мешает любить поезда и особенно паровозы!


25 Вы тоже видите злое лицо?


26


27 Внутри кабины - настоящий стимпанк. Ну, как и положено.


28 Отказавшись от паровозов, человечество потеряло многие профессии. Например, кузницы сейчас занимаются какой-то ерундой, выковывая ограды для могилок, а угольные шахтёры пьют водку от безработицы.


29


30 Возвращаемся к новому другу. Пока я лазал по депо, он заехал на разворотный круг и обернулся на 180 градусов. На станцию он пойдёт задом, чтобы прицепить вагоны и ехать уже передом.


31 Сцепка ничего интересного не представляет. Подкатился, замедлился, ударил в "барабаны" - вагоны прицеплены. А современные так умеют?


32 Паровоз готов, машинст готов. Пассажиры?


33 Их сегодня немного. Обычно поезда с этой станции отправляются трижды в день, но на дневном народу почти нет. Только пара местных мужичков, бабульки на лавочках да англичанин-турист, приезжающий сюда раз в несколько лет, чтобы прокатиться на паровозе. Сам я решил не ехать, обратно из Познани он приходил совсем поздно, я не успел бы в отель ко времени.


34 Вагоны современные. Даже не интересно.


35 Пассажиры забрались в вагоны. Пора отправляться. Мне и паровозу. В разных направлениях.


36


37 Сев в машину, я долго смотрел на дымящего железного Пыхтачка, пока он не скрылся из виду. Мне почему-то было грустно с ним расставаться.


Понравилось?</p>

Мне важно ваше мнение о том, что я делаю и что пишу в журнале. Ваш комментарий - лучшая оценка моей работы. Давайте общаться больше!


Добавляйте меня в друзья, если вы ещё этого не сделали!
Кроме ЖЖ, я также пишу в Твиттер | Фейсбук | Инстаграм

Все фоторепортажи о путешествиях на сайте www.macos.ms

Вы можете заказать рекламу в этом журнале или разместить баннер. Подготовить блогерский фоторепортаж? Провести конкурс? Отправиться в путешествие с вашим продуктом? Легко и с удовольствием! Пишите: macos@gde.ru


© 2013 Александр Беленький | Все фотографии в этой публикации сделаны мной, если не сказано иное. Данный материал принадлежит автору блога. Полное или частичное копирование не разрешается без моего согласия. Вы можете спросить об этом, написав письмо по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.

Buy for 500 tokens
Не знаю, кто решил, что в Прибалтике люди голодают. Глядя на полки продуктовых магазинов, дефицита у там точно не наблюдается. В эфире ваша любимая рубрика “что едят за границей”, сегодня будем смотреть на полки рижских супермаркетов, и что там сколько стоит. 1 Всего в Риге три крупных…
"Старый уголь нужно вытащить у локомотива из носа. Ну, из котла, в смысле."

Edited at 2013-10-15 07:16 am (UTC)
А что, не нужно? Золу в смысле. "старый уголь". Писал поздно ночью в отеле, после трудного дня. Сейчас поправлю.
Шикарное место, тоже с удовольствием там побывал бы. Вопрос, а почему они не переходят на более современный подвижной состав, ведь тепловоз должен быть экономически ощутимо выгоднее? Или в данном случае главное - быть последними в Европе?
В данном случае они хотят именно сохранить наследие. Это место очень популярно, фестиваль собирает тысячи людей. Во всех других районах есть современные поезда, а вот в Вольштыне - только паровозы. И они этим гордятся.
Спасибо. очень интересно. весной, с большой вероятностью, заеду. Люблю ЖД, особенно полустанки, а паровоз работающий не видел. Слышал, кстати, что на Рижском вокзале бывает паровоз, по выходным
помню в детстве у нас в области ходил паровоз из Земетчино в Пашково. местные его звали Горыныч :)
Саша, спасибо огромное!
В мире столько всего интересного, которое мы может и не увидим и не услышим никогда, а ты помогаешь нам восполнить эти пробелы.
Спасибо :)
Паровозы это круто, только конечно немного грязновато... Но зато какой антураж!
Спасибо!

В маленьком украинском городке Фастов удивительным образом сохранилось паровозное депо.
А мне вот интересно, они же паровозы углем топят, так вот где ж столько угля они берут, чтоб каждый день эти паровозы топить?
Таких остались лишь единицы! Спасибо что сам увидел и нам показал... А вагоны современные, чтобы дискомфорт не чувствовать. Хотя лучше б, если бы были в старой стилистике :)
Это место уникальное, тк оно на самом деле последнее. Вагоны современные как раз потому, что это обыкновенный рейсовый региональный поезд, а не музейная бутафория.