Израиль

Самое маленькое метро в мире




С этого началось путешествие по Израилю, но репортаж я публикую лишь ближе к концу. Хайфа - третий по величине город страны, меня интересовал вовсе не благодаря своим садам Бахаи, о них вспомнит каждый, и даже не монастырём на горе Кармель, откуда и пошли знаменитые “кармелитки”.

Именно в Хайфе находится единственное в Израиле метро, которое, к тому же, самая маленькая метросистема на планете - кармелит.



1 Кармелит даже нельзя всерьёз считать общественным транспортом, и уж тем более метро: по сути, это такой фуникулёр, который ходит под землёй и перевозит людей из нижней части города в верхнюю: Хайфа поселение весьма холмистое. Но всё же, я буду относится к кармелиту именно как к метрополитену, тем более что официально он им и является, будучи самостоятельной системой внеуличного подземного транспорта.


2 Столбик перед входом на станцию показывает, где сейчас находится поезд. Всего их в маленьком метро два. Один идёт вверх, другой - вниз. Главное отличие от обычного фуникулёра - здесь целых шесть станций! Посмотрев на табло, вы можете принять решение, ждать ли поезда или ехать на автобусе. Вдруг нужый вам состав только что ушёл вниз? Тогда время ожидания может занять от до 20 минут.


3 И по этой самой причине кармелит чертовски не популярен среди местных. Его построили 55 лет назад, потом реконструировали, но метро оказалось нерентабельным, его даже думают закрыть или разобрать.


4 В пятидесятые же всё казалось иначе. Жизнь в холмистом городе проходила на трёх разных уровнях, и автобусное сообщение, в силу естественного рельефа, не могло быть оптимальным способом перевозки людей между районами. Тогда и было задумано построить транспорт, который шёл бы напрямик по склону. Были привлечены иностранные специалисты, а если говорить попросту, почти весь транспорт, начиная от проекта до реализации, был построен французскими метростроевцами.

Шестого октября 1959 года в 5:30 утра началось движение поездов: без какой-либо церемонии открытия, чтобы первые пассажиры успели на работу. Торжества, впрочем, провели через две недели, красную ленточку перерезал знаменитый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион.

Новому транспорту отчаянно невезло, с ним всё время приключались какие-то несчастья. А из-за того, что поезда всего два, и на части участка путь только один, любая поломка мнгновенно парализовывает всю систему.


5 Кармелит кажется транспортом архаичным, будто не из нашего века. Так оно и есть. Сегодня он даже не нужен. Современная Хайфа совсем не такая, как шестьдесят лет назад. Когда “ армелит" только строился, он соединял три самых главных городских района: спальный Кармель, центр образования и культуры Адар и деловой Нижний город, выходя прямо к автовокзалу на Парижской площади. Теперь география Хайфы сильно изменилась: черта заселения продвинулась далеко на юго-восток. Район “Кармель" стал географическим центром города и культурным центром городской жизни, а Адар стал дешёвым районом, в котором селятся арабы и мигранты.

В шестидесятые Кармелит перевозил 15 тысяч человек в день, а сегодня - около полутора тысяч, падение пассажиропотока в десять раз. Связано это ещё и с тем, билеты на “метро” не действуют в автобусах и наоборот.


6 Да и сами автоматы оказались совсем неудобными, оплатить можно только монетами: купюры машина не принимает в принципе, а считыватель карточек не работал.


7 Я рассказал краткую историю увядающего метро, а теперь давайте прокатимся на поезде и осмотримся. Вот верхняя станция, поезд дальше не идёт. Платформа на обе стороны, лесенкой. Система движения поезда совершенно такая же, как у классического фуникулёра, рельсы и троссы-канаты.


8 От старых добрых времён здесь остались турникеты.


9 Компостируешь билетик и проходишь. При нынешнем пассажиропотоке это совершенно не нужно: просто даже доходы от продажи билетов несовместимы с расходами на содержание, кармелит убыточен. Так что, если бы правительство сделало транспорт и вовсе бесплатным - они бы ничего не потеряли.


10 Вот поезд. Сюда пускают велосипедистов. А вот для инвалидов кармелит не приспособлен никак, увы. Состав красивый.


11 Внутри вагона. Видите, совершенно пусто? Хотя, помню, свою поездку на хайфском метро я совершал почти в час пик в будний день. Где-то подсчитали, что в среднем, в каждом поезде кармелита одновременно едет 10 человек. При вместимости в 400 человек на поезд.


12 Ощущение от поездки прикольные, всё под углом. Поэтому, сюда и водят туристов: это почти обязательная достопримечательность. Пусть и не такая известная, как те же сады Бахаи. Если вы всё ещё не знаете, о чём речь - почитайте лучше мой репортаж о религии бахаи, я побывал у них в гостях в Чикаго.


13 Станции отделаны разноцветной плиткой. Ярко, симпатично, но ничего особенного. Переходы очень напоминают далёких собратьев из парижского метро. Но вы же помните, кто строил эту метросистему?


14


15 Чтобы редкие пассажиры совсем не умерли со скуки, станции украсили странными наклейками. Вот улыбающаяся какашка.


16 А вот непонятные монстры.


17 Ещё монстры.


18  Схема единственной линии хайфского метрополитена и необычный знак: не кладите ноги на соседние кресла. Видимо, кладут. На нижней станции всё точно так же, только наклон в другую сторону. И да, мне хотелось побывать в кабине, но машинисты остались глухи к мольбам.


19 Когда возвращались на метро вверх, в район Кармель, в поезде было целых пять пассажиров.


20 Нижняя станция, "Парижская площадь". Здесь, за этими воротами с зубастым рогатым монстром - небольшое депо.


21


22 В-общем, я ждал большего, но нужно понимать: история кармелита скорее трагичная, чем увлекательная. Может случиться, что через несколько лет его на самом деле закроют, и тогда эти фотографии будут куда более ценными.


promo macos 12:00, tuesday 61
Buy for 500 tokens
Да ну ее к шайтану, эту засранную страну с ее жуликами, тупыми чиновниками, жадными торгашами, беспрерывно бибикающими водилами, гидами, которые ни бельмеса по-английски, со всеми её лентяями и хапугами. Да горит она в аду с её беспросветной бестолковостью, жарой, смогом, мухами и навозом!…
Познавательно и интересно.
По виду - подземный фуникулёр. А за звание самого маленького метро может посоревноваться Новоафонское метро в Абхазии.
Метро? Ново афонское? Это же просто вагонетки в пещеру. Оно там и не общественный транспорт даже. А тут все официально, самое маленькое метро, занесено в книгу рекордов.
Метрошечка-фуникулерчик...
Дизайн неплох, правда, наклейка на №15 странновата. Даже какие-то детские работы заметил.
Дважды просмотрел, да убыточно, но сколько стоит удовольствие все же?
Наклейка с какашкой на самом деле странновата. Может, это я такой испорченный, и на самом деле они имеют в виду что-то другое?

Удовольствие прокатиться? Да почти 70 рублей за поездку :)
Это самое необычное метро и очень интересный "угловой" поезд, которое я видел. Очень интересно и познавательно, спасибо за подробный фото отчет. Хорошо, что у нас не такая холмистая местность и метро хорошо развивается =)

Edited at 2014-03-25 10:56 am (UTC)
Поезд я такой встречал, но он вёз от одной станции к другой и назад. А когда станций шесть - вот это необычно.
Согласен, действительно уникальное сооружение. Я кстати в Израиле почти 20 лет, но так на нём ниразу и не ездил.
Смотря на фотографии, подумала, что это все напоминает туалет (да простят меня пользователи и строители данного метро)...а поэтому, увидев фото картинки с улыбающейся какашкой, не удивилась
Так а чего спорить? Кармелит - самое маленькое метро, это официальная информация. А так в Днепропетровске 6 станций и что? В Новосибирске не больше. Но все они длиннее.
"Небольшое". В текст вкралась досадная опечатка, friendo, "депо" среднего рода.

Ну а по сути поста: как всегда, познавательно. Я люблю вас читать.

Место же это показалось мне неуютным. Теснота и низкие потолки навевают клаустрофобию, которую усиливает общая туалетность интерьеров.
Я знаю какого рода депо, но тогда, наверное, хотел что-то другое написать, а потом поменял на "депо". Спасибо.

Место мне понравилось яркостью. Это, пожалуй, низкие потолки и редкие поезда и скрашивает.