Для кого-то это праздник страны, с торжественными парадами и шумными гуляниями. Для меня он, в первую очередь, семейный и личный. Связанный с конкретными людьми.
Я принял решение участвовать в проекте “Бессмертный полк”. Акция проходит в Москве уже несколько лет. Тысячи людей проходят шествием по Красной площади с портретами своих ветеранов. Потомки несут фотографии предков, которых уже нет с нами.
Двадцать лет назад я отмечал 50-летие Победы вместе с дедушкой на Красной площади. А лет пятнадцать назад написал школьное сочинение о главном герое нашей семьи, моём двоюродном деде. Сегодня хочу вам его показать. Это очень личный пост.
Война сильно коснулась моей семьи. Как и каждой семьи в России. Мои дедушки и бабушки в военную пору были детьми, но их старшие братья и отцы ушли на войну. Вернулись не все, и о судьбе некоторых родственников я смог узнать только когда появилась база данных “Мемориал”.
Двоюродный брат моего деда, Зиновий Иосифович Красовицкий, которого мы звали просто “дядя Зозя”, был нашим героем и самым уважаемым человеком в семье. Этот рассказ о нём я писал в старших классах школы. Публикую его в оригинале, в первую очередь для себя самого.
20 июня 1941 года Зиновий праздновал выпуск из школы. Все танцевали, пели, веселились. 22 июня всем классом собирались кататься на лодках по реке в родном городе Сумы (Украина). Но история распорядилась иначе - началась война, навсегда разделившая жизнь на "до и после".
Война действительно разделила жизнь Зиновия Иосифовича на две части - в битве под Берлином он потерял ногу. Но не потерял веру в жизнь и в людей.
В моей семье Девятое мая всегда было святым днем. Когда я был маленьким, я каждое лето приезжал к двоюродному деду на Украину. К "дяде Зозе", как ласково мы его называли.
Он был врачом, и в его доме постоянно звонил телефон - люди спрашивали совета или просили помощи.
— Хорошо, мой дорогой, не бери в голову! — отвечал он в трубку. Это значит, он взял в свою. И одной заботой у доктора Красовицкого становилось больше.
Его первый бой – на Курской дуге. Зиновий выносил с поля боя раненых, оказывал первую помощь. Горели танки, одежда на танкистах, и они метались, не в силах справиться с огнём. Чтобы погасить пламя, приходилось сбивать их с ног и прижимать к земле, закрывая своим телом.
Дядя Зозя часто вспоминал один случай: "Форсировав Вислу, я вбежал во вражеский блиндаж и увидел здорового рыжего немца, который целился в меня из винтовки. Я направил на него “парабеллум", другого оружия у меня не было. Я успел только подумать: "кто вперед", и нажать на курок. Мой выстрел оказался первым. Убитый немец был связным с очень важными документами. Меня сделали героем, а я на самом деле всего лишь ужасно испугался…".
С войсками Красовицкий дошел до Берлина. Четыре раза был ранен, дважды тяжело. Но каждый раз из госпиталя он возвращался на фронт, в родной батальон.
28 апреля 1945 года во время тяжелых боев в предместьях Берлина был ранен его командир. Он отнес его в надежное укрытие, и ползком вернулся на поле боя, выяснить, где прячется снайпер. Но немец оказался проворнее, и ранил его в бедро. Превозмогая боль, Зиновий добрался до ближайшего укрытия, где долго ждал, но все же дождался подкрепления. В госпиталь его отвезли только на следующий день, где ампутировали ногу выше колена, и направили на долечивание в Свердловск.
По дороге, в Харькове, Красовицкий сбежал из эшелона и долечивался в Харьковском госпитале. Там же он встретил свою будущую жену, которая училась на 3 курсе медицинского института. Чтобы учиться с ней вместе, он уговорил руководство института засчитать ему 2 года учебы в военно-медицинской академии.
После окончания института, Красовицкий вместе с женой вернулся в родные Сумы, где стал работать врачом-инфекционистом. Он спасал людей всю жизнь: сначала от немецких пуль, потом от не менее страшных болезней.
Зиновий Иосифович уехал со всей семьей в Германию. Ему была нужна дорогостоящая операция на сердце, которую делали только в Москве и в Европе, но денег не было. Немецкое правительство предложило Красовицкому лечение и так как ему было за 80, переезд на ПМЖ в Кёльн, где уже несколько лет жил его старший сын.
Два года назад дяди Зози не стало. Согласно завещанию, его похоронили на родине, в Сумах. Попрощаться с известным врачом пришла половина города. Почетное место на кладбище, ружейный салют, приспущенные флаги. Военный оркестр, сопровождавший процессию, играл его любимые песни военных лет.
Именем Зиновия Иосифовича Красовицкого названа больница, в которой он работал главным врачом, медицинский институт, его родная улица в Сумах. Но для моей семьи он навсегда останется близким и родным человеком, любимым дядей Зозей. ©
***
Однажды я был на удивительном параде в Питере, когда по Невскому проспекту шли тысячи ветеранов войны. Несмотря на почтенные возраст, они прошли весь путь от Московского вокзала до Дворцовой площади. Невероятно сильные эмоции.
Девятого мая я обязательно буду в Москве, чтобы поснимать праздничные мероприятия, и особенно ветеранов. Мне понравилась акция “Бессмертный полк”, в первую очередь тем, что она абсолютно не политическая. Принять участие в параде памяти на Красной площади сможет любой. Главное захотеть, прийти в один из центров госуслуг Москвы или на сайте проекта. и напечатать его портрет и имя на плакате. Кроме этого, все данные о родственнике - ветеране, его наградах и фотографии будут внесены в электронную книгу памяти “Бессмертного полка”.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →