Alexander Belenkiy (macos) wrote,
Alexander Belenkiy
macos

Categories:

С тремя раввинами, на танке, по Поволжью



Со мной случилось одно из самых необычных путешествий в жизни. Во-первых, я давно мечтал поездить в доме на колёсах. Во-вторых, не каждый день твои попутчики ортодоксальные иудеи, более того — раввины.

Пять мицва-танков, передвижных синагог, отправились в этнографическую экспедицию по регионам России. Мы поехали в глушь, в Саратов!



1 Честно говоря, сначала я ожидал, что будет толпа. Колонна машин, куча людей — как обычно устраивают подобные экспедиции. Не столько что-то полезное сделать, сколько пофоткаться на фоне в обнимку с другими.


2 У нас же был всего один автомобиль и пять человек: водитель, я и три раввина. Дом на колёсах, он же “мицва-танк”, передвижная синагога. Этот проект существует уже больше сорока лет, хотя в России проводится не так давно.


Ежегодно, в разных странах мира (преимущественно, в США и в самом Израиле) ездят молодые раввины, посещают еврейские общины, знакомятся друг с другом, ищут евреев, которые почему-то не знают о традициях своего народа.

“Мицва” означает доброе дело, а “танк” не имеет никакого отношения к израильской военщине. Здесь это слово имеет другой смысл, можно перевести как "танк добра".

3 В машине есть небольшой, “походный” свиток Торы, священного писания иудеев. Это даёт аводому официальный статус синагоги.


4 Познакомьтесь с моими попутчиками: Менахем , Менди и Давид. Молодые ребята, выпускники московской ешивы, иудейской религиозной школы.


5 В каждом городе нас встречала местная еврейская община. В Саратове она большая и необычайно активная. Произошли накладки в планировании, и Саратов должны были пропустить. Руководитель общины узнал о нашем визите буквально накануне. Несмотря на утро буднего дня, пришло много людей.


6 Во многих городах, такие общины это как "клуб по интересам". Они отмечают вместе иудейские праздники, знают основные молитвы, но собираются, главным образом, для общения между собой. Раввины рассказывали про тфилин — специальную чёрную коробочку, которую нужно надевать по утрам, и в нём молиться.


7 Тфилин это элемент молитвенного облачения: две маленькие коробочки,из выкрашенной чёрной краской кожи кошерных животных, содержащие написанные на пергаменте отрывки из Торы.

Это символ неразрывной связи между народом Израиля и Всевышним. О тфилин сказано "повяжите их", что может быть также прочитано, как "свяжитесь"; то есть еврей, повязывая тфилин, "связывает" себя с Б-гом и подчиняет себя Его власти. Поэтому тфилин повязывают на левую руку, так, чтобы они оказались напротив сердца – источника чувств, и на голову – вместилище разума, чтобы духовно соединить эти два "командных центра" человеческого существа и подключить их к высшему Источнику. //ru.chabad.org



8 Если вы помните цикл моих репортажей из Израиля, то в посте про Иерусалим я рассказывал про особенную ванночку, которая есть в каждом религиозном районе, микву. Например, когда покупаешь новую посуду, нужно ополоснуть её в микве, тогда она станет пригодной для кошерной пищи. Здесь, в Саратове, я увидел, что такое миква на самом деле: она может быть и целым бассейном, в который окунаются уже люди.

В древности миквы наполнялись дождевой водой. Сегодня же сам бассейн наполняется водопроводной водой, но он соединен трубой с другим бассейном, содержащим дождевую воду. Труба обычно закрыта пробкой, которую вытаскивают перед погружением, тем самым соединяя два бассейна. Бассейн для погружения чистят и моют ежедневно. В отличие от древних микв, в современных бассейнах вода подогревается.

В микву ходят только замужние женщины, не ранее чем через неделю после "красных дней". До похода в микву запрещена супружеская близость. Мужчины могут совершать омовение по своему желанию, например, в начале дня, перед молитвой.


9 Раввины привезли с собой много книг, которые продавали, а иногда и дарили местным жителям. Люди интересуются.


10 Саратовская община действительно большая, сейчас они строят новую синагогу, на месте старого, исторического здания. Причём, фасад решили не трогать, а оставить прежним.


11 А мы едем дальше. Следующий город — Балаково.


12 Городок промышленный, насквозь советский, и без какой-либо изюминки. По крайней мере, я её не увидел.


13 Обычная жизнь провинции. И не подумаешь, что здесь вообще могут быть евреи.


Раввины жили в доме на колёсах, я ездил ночевать в отель. Всё просто, с комфортом там могут разместиться только четверо, а ещё мне был нужен скоростной интернет (на мобильном трафик ограничен).

15 Питались тоже на колёсах. В российских провинциях с кошерными ресторанами не очень, поэтому закупались в супермаркете, выбирая то, что подходит. Это было не трудно: всегда есть фрукты и овощи, соки.


16 “Нужно посмотреть, откуда яблоки, не израильские ли” — сказал Менди. Я, признаться, подумал, что только израильские яблоки кошерные, а найти их в Балаково ой как нелегко. Оказалось, всё наоборот: есть закон, по которому раз в семь лет запрещается возделывать поля и собирать урожай. “Как Б-г отдыхал после сотворения мира, так и поля должны отдыхать”. Это называется законом Шимты, или "законом седьмого года".


Поэтому, раз в семь лет религиозным иудеям запрещается есть израильскую сельхоз.продукцию. В самой стране-то, понятно, всё это выращивают, просто некошерно. Кстати, есть и практическая польза: отдохнувшее поле (или яблоневый сад) на следующий год дают лучший урожай.

17 Кошерный обед: “израильский” салат из огурцов и помидоров, омлет и лосось.


18 К вечеру, мы поехали на встречу с общиной города Балаково, и там ждал сюрприз. Оказывается, в то же самое время через город проезжала другая экспедиция, волонтёры из Волгограда тое ездили по городам Поволжья, делали добрые дела, помогали старикам по хозяйству.


19 Здесь собралось не меньше полусотни человек. Посидели-поговорили. В Балаково тоже есть волонтёры, как правило, молодые ребята, которые очень хотят помогать другим, и ничего не требуют взамен. История этой девочки, ну так просто потрясла. В свободное от учёбы время, она работает в фонде помощи суицидникам.


Некоторые молодые люди решают покончить с собой, из-за трудностей в семье или душевных терзаний. Девушка работает добровольным психологом, берёт на себя ответственность практически за саму жизнь: если “переговоры” с потенциальным самоубийцей пойдут не так…словом, права на ошибку нет.

20 Наш “танк” был интересен не только евреям, многие заглядывали и с улицы.


21 Новый день — новый город. Мы снова в пути, и держим его в сторону Самары. Об особенностях путешествия в доме на колёсах по российским дорогам, я ещё напишу отдельно.


22 Почти всю дорогу мои попутчики читали.


23 И вот она, Сызрань! Давно, давно я хотел здесь оказаться. Почему? Да сам не знаю, название прикольное.


24 Поснимать город я в итоге не успел, но посмотрел глазами, и составил впечатление.


25 Здесь много очень красивых домов, которые ещё можно спасти. Впрочем, целостную застройку уже всё равно потеряли, а жалко.


26 Старое здание в центре города. Синагога, которой больше ста лет. В советские времена здесь, понятно, располагалось что-то другое, но потом здание вернули иудейской общине.


27 Внутри всё очень простенько, похоже на сельский клуб. Зданию нужен ремонт. Но община очень небогатая, собственных средств нет. Вечером, нас снова ждали местные жители.


28 К одной еврейской бабушке поехали сами: она очень хотела пообщаться, но сама почти не выходит из дома.


29 Разговоры наших стариков часто похожи: детство, отец ушёл на фронт, или не вернулся живым, или репрессировали после войны. Хотели бы знать больше о своих корнях, но неоткуда. Старые семейные фотографии
— огромная реликвия, люди с фотокарточки существуют только в детских воспоминаниях. Трогательные разговоры и трагичные истории. Бабушка была невероятно рада гостям.


30 Раввины приготовили для неё подарок — мезузу. Это такая пластиковая коробочка, внутрь которой вложен отрывок из Торы.


31 Мезуза крепится на дверной косяк, и при входе в помещение нужно поцеловать руку, и приложить к ней. Мезуза охраняет дом от беды.

Традиция вешать мезузу пошла из Древнего Египта, со времен рабства евреев. Б-г велел еврейским семьям намазать косяк двери кровью жертвенного ягненка, чтобы казни, которые были посланы на египтян, чтобы фараон отпустил евреев из рабства, не затронули евреев.


32 К вечеру вернулись в синагогу. Тору взяли с собой. Общественную молитву можно проводить, когда в помещении находится миньян, не меньше десяти взрослых мужчин. В остальных случаях, каждый молится по-отдельности. В иудаизме, как правило, молитва вещь очень личная.


33 Впервые увидел Тору в правильном виде. Она действительно оказалась свитком, это не просто название. Каждый экземпляр изготавливается вручную, по той же технологии, что и тысячи лет назад. Невероятно дорогая вещь, и стоит минимум 30 тысяч долларов.


34 Тора требует особого отношения: когда её выносят, каждый должен приложиться рукой. Когда выбирают, какие отрывки читать, свиток листают специально выбранные люди. “Одеть" Тору после чтения — тоже очень почётно.


35 Когда евреи молятся, они обязательно делают это вслух. И обязательно — по написанному. Даже если знаешь молитву наизусть, очень важно читать. Пожалуй, это и есть секрет того, что в древние времена именно евреи занимали те должности, которые требовали навыков чтения и письма: в средние века же почти никто не умел читать и писать, а рассеянные по миру евреи были почти поголовно образованы.


36 Когда-то сызранская община была очень большой, было много молодёжи. Сегодня здесь почти одни старики. Молодёжь уехала, кто в Москву, кто, конечно, в Израиль. Типичная беда небольшого города. В то же время, оставшиеся старики не сидят по одиночке дома, а собираются вместе. Так и старость проводить веселее. Это такие социальные клубы, которых много на Западе, и почему-то совсем нет у нас. Кстати, в общины ходят часто и не только евреи.


37 На долгую память: раввины дарили в каждом городе такую картину: карта России, а на ней много-много маленьких точек, где есть еврейские общины. Как ещё одно напоминание — вы не одни!


38 В Сызрани мы расстались с экспедицией: они отправились дальше по маршруту, в Ульяновск, а я полетел в Москву.


Понравилось?Мне важно ваше мнение о том, что я делаю и что пишу в журнале. Ваш комментарий - лучшая оценка моей работы. Давайте общаться больше!

Новое! Теперь доступна подписка на новые фотоматериалы блога! Нажмите сюда!
Добавляйте меня в друзья, если вы ещё этого не сделали!
Кроме ЖЖ, я также пишу в Твиттер | Фейсбук | Инстаграм

Все фоторепортажи о путешествиях на сайте www.macos.ms

Вы можете заказать рекламу в этом журнале или разместить баннер. Подготовить блогерский фоторепортаж? Провести конкурс? Отправиться в путешествие с вашим продуктом? Легко и с удовольствием! Пишите: macos@gde.ru


© 2015 Александр Беленький | Все фотографии в этой публикации сделаны мной, если не сказано иное. Данный материал принадлежит автору блога. Полное или частичное копирование без моего согласия строго запрещено! Вы можете спросить об этом, написав письмо по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге (на платформе LiveJournal) или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.

Tags: Обо мне, Россия, Самарская область, Саратовская область, Фото, Фотопоездки, Человеческий фактор, евреи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 162 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →