Эта земля будет мёртвой ещё очень много лет. Людям запрещено не то что жить, даже лишний раз появляться в радиусе 20 км от атомной станции.
В Припять давно водят туристов, а в Фукусиму экскурсий нет.
Но есть способ легально попасть в Зону отчуждения. Им я и воспользовался.
То, что я опишу в этом посте, вы можете повторить на свой страх и риск. По идее, полученная мной радиационная доза не так опасна, времени я провёл там всего ничего. Но всё-таки.
1 Япония до сих пор отходит от катастрофы 2011 года,тогда мощнейшее цунами потрепало берега страны, но самое страшное, оно вызвало взрыв на атомной станции “Фукусима-1”, расположенной прямо на побережье (зачем?). Стихия разрушила и коммуникации, многие из которых не восстановлены. Так, была частично уничтожена железнодорожная ветка междугородных поездов.
Жизнь продолжается, и людям нужно передвигаться по стране. А за пределами 30-километровой зоны радиационной опасности жизнь эта весьма активна. Год назад транспортная компания запустила автобусный маршрут, позволяющий пассажирам проехать транзитом прямо через запретную зону Фукусимы, а потом продолжить движение на обычном поезде.
2 Автобус ходит всего раз в сутки, утром от станции Татсута города Нараха до станции Хараномачи города Минамисома. Оба они находятся на рубежах Зоны. Я купил билет и устроился в начале салона автобуса, прямо позади водителя. Кроме меня, пассажиров было человек пять. Не самый популярный рейс.
3 Автобус выезжает на шоссе номер шесть. Это основная дорога, но она перекрыта. Местные машины и спецтранспорт могут проезжать, но меня на йокогамских номерах просто не пустили бы. Автобусу машут зелёным флагом — проезжай.
3 У меня с собой два дозиметра, переданных мне Лео lleo Кагановым и его другом Юрой Ильиным. Тот, что справа — более точный, он фильтрует какие-то “лишние” частоты. Но главное, он умеет писать GPS-трек маршрута с уровнем радиации в каждой конкретной точке. Это изобретения Ильина, и такое устройство существует в мире в единственном экземпляре. Чуть позже мы расшифруем трек и создадим карту радиации Фукусимы. Значения, как на картинке, это самое начало Зоны.
4 Дорога пустая. Иногда на ней попадаются машины, но редко. Автобус идёт без остановок. Скажу больше: у водителя есть инструкция, не останавливаться ни при каких обстоятельствах. Что бы не случилось. Препятствие на дороге нужно таранить.
5 Всё уже заброшено. Проезжаем пустые города и деревни.
6 Кто-то забыл свою машину на парковке. И никогда уже не заберёт. В ней накопилось столько радиации, что водитель умрёт страшной смертью.
7 Иногда показания двух аппаратов почти сходились, иногда сильно различались. Меряют они в в микрозивертах в час. Это уже серьёзная радиация.
8 За четыре года запустения разрушений не много. Но какие-то дома уже в очень плохом состоянии.
9 Кто-то даже успел заколотить окна от вандалов.
10 Но всё на удивление цело. Никаких разбитых стёкол, никаких сожженных машин.
11 И вспомните Чернобыль, где вынесли буквально всё, даже то, что сильно “фонило”.
12 Не хотите бесплатную тачку или дармовый бензин? Он наверняка остался в резервуарах.
13 Власти, конечно, приняли меры, чтобы не шастали. Зона большая, и они не могут проконтролировать каждый угол.
14 Поэтому улицы “вглубь” перекрыты такими заборами. Их достаточно легко перелезть.
15 Можно пойти гулять по пустым супермаркетам
16 Реально, растащить все эти машины и продать незнающим лохам.
17 Автосалон со старыми американскими лимузинами, это же куча денег!
18 И строительная техника на любой вкус. Радиоактивная, ну и что.
19 Но есть один маленький нюанс. Если вас поймают, вы будете оштрафованы на 100 миллионов йен (это 55 млн рублей). А вас поймают. Везде камеры и патрули.
20 Хотя, наверняка пытались. Повсюду валяются кучки оставленной техники. И что-то телевизоры у них все старые, ни одной плазмы!
21 Забрасывали всё без разбора. Эвакуация проводилась немедленно.
22 На дороге установлены табло с уровнем радиации. Увеличивается.
23 Дозиметр орёт уже не переставая. Я отвлекался на фотографирование и не снял самый высокий показатель — 6,5 микрозивертов. Это смертельная доза, если провести здесь какое-то время.
24 КПП с охраной появляются всё чаще.
25 Мы проезжаем поворот на саму станцию Фукусима-1. Фон зашкаливает. Мне уже физически становится не по себе, и я жду, когда проедем этот участок.
26 До разрушенной АЭС здесь не больше 500 метров по прямой. Она скрыта за лесом, видно лишь одну трубу.
27 А потом — отпускает. Фон снижается, жизнь возвращается. Вдоль горизонта тянутся чёрные мешки, в них собирают радиоактивные вещи (как я понимаю). У японцев в планах максимально деактивировать территорию, чтобы хотя бы частично вернуть сюда жизнь.
28 И у них это получается, Уже смогли обеззаразить несколько деревень и один город. Месяц назад в него разрешили возвращаться жителям, но пока они не торопятся. Я погулял по пустующему японскому городу и сделаю о нём отдельный репортаж.
29 Меня восхищает стойкость этих людей. Они потеряли всё, получили на своей земле крупнейшую экологическую и техногенную катастрофу. Погибли тысячи, пострадали сотни тысяч. Всю нацию сбило с ног: даже те, кто жил далеко от цунами, были в глубочайшем шоке и трауре. А японцы поднялись, отряхнулись, и стали планомерно и спокойно восстанавливать жизнь в нормальное русло.
30 Через час с небольшим наш автобус остановился возле железнодорожной станции Хараномачи, что в центре города Минамисома. Это такая типичная японская провинция. Обратный рейс будет лишь вечером, так что у меня было много времени на подготовку репортажа про город. Скоро в блоге.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →