Вьетнам

А пешеходы - обойдут!



Я только что вернулся из Азии, где города устроены совсем иначе. Порой они похожи на Москву девяностых, но чаще - сами на себя. И первое, что бросается в глаза почти в любом азиатском городе - тротуары.

Посмотрите на этот кошмар!



1 Несколько лет назад Москва начала стремительно меняться. Из города для машин она вдруг стала городом для пешеходов, и чем дальше, тем больше. Вот уже и парковка в центре только за деньги, и полос для движения меньше. А кому мешали машины на тротуарах?


2 В Киеве, например, до сих пор так. Никому же не мешает, киевлянам удобно?


3 Чем отличается Европа от Азии? Тротуарами! Во Вьетнаме почти вся пешеходная часть занята парковкой мотоциклов. Стихийной или даже организованной, но всегда незаконной. Власти закрывают глаза. Людям же удобно!


4 Пройти сквозь них невозможно, приходится выходить на проезжую чась и рисковать жизнью.


5 Случается, что во Вьетнаме делают тротуары “для людей”. В прямом смысле. Крохотные рестораны арендуют три квадратных метра, делают там кухню, а обедают их посетители на тротуаре, сидя на махоньких стульчиках. Другие люди при этом должны, опять же, обходить по дороге.


6 А вот в соседней стране, в Лаосе, тротуары используются по назначению. Порой слишком узкие, двое не разойдутся, но всё-таки они есть.


7 Лаос - странная Азия, слишком непохожая на соседей. Дорожки для пешеходов - одна из причин, почему “деревенский” Вьетньян выглядит в миллион раз приличнее городов Вьетнама с его небоскрёбами.


8 А теперь перенесёмся в Камбоджу, в столицу, в город Пномпень. Тут вообще мрак.


9 В городе строится куча многоярусных паркингов. Но ими никто не пользуется.


10 Во-впервых, они платные. Во-вторых, долго идти, а водителям лень. Парковка на тротуаре же бесплата и не наказуема.


11 Если власти введут платную парковку, я почему-то уверен, что народ найдёт выход - будет заклеивать номера. “Это же плата за воздух” - будут кричать возмущённые автовладельцы. А пешеходы смогут ходить пешком.


12 Кстати, в Камбодже не всё безнадёжно, на нескольких улицах видел ремонт. Тротуар мостят плиточкой. В этом-то вообще ничего удивительного, так делает 99% городов.


13 Опять же, гранитные бордюры тоже не унас придумали.


14 А теперь вернёмся в Москву. По какому городу гулять приятнее?




Что у нас, что в Лаосе, что во Вьетнаме по прежнему господствует деревенская психология, по которой человек "выбирается" в город, чтобы показать что он "добился". Автомобиль в рамках этого представления не вонючая повозка которая занимает место в городе, а самый легко достижимый "символ статуса" (потому что хата и нормальная работа уже достижимы не так легко). Поэтому в Москве, Вьентьяне, Ханое поднявшийся колхозник будет жрать бичи, но ездить на машине безотносительно ее пользы или экономической выгоды. Как говорится, можно уехать из деревни, но...