Как устроено метро в Китае



Китайский коммунизм лучше всего ощущается под землёй. Их метро - самое дешёвое из всех, в которых я ездил. При этом качеством и удобством этот транспорт на уровне европейского, и определённо лучше российского.

Но есть один нюанс...


*публикуется повторно*

1 Разница в возрасте у двух метросистем Пекина и Шанхая около тридцати лет. Пекинское стало первым в стране и открылось в 1969-м, а шанхайское лишь в 1993-м, двадцать лет назад. Но сегодня они выглядят почти идентично: у Китая появились деньги, старое метро полностью перестроили. Обоим метрополитенам есть, чем похвастаться: пекинское на сегодняшний день - мировой рекордсмен по протяжённости своих линий, а также по пиковому суточному пассажиропотоку. По годовому они занимают четвёртое и пятое места соответственно. На третьем Москва, после Токио и Сеула.


2 У Москвы же китайцы переняли дряную привычку рисовать рекламу на асфальте перед выходом со станций. К счастью, видел такое только на двух в Пекине.


3 Эти же метрополитены - самые бурно развиващющиеся в мире! Сегодня ещё есть районы, до которых от метро далеко, и нужно ехать на таком "тук-туке" за 30-50 рублей. Прикольный транспорт. Но скоро он уйдёт в небытье. Смотрите сами: в 2006-м году в Пекине было всего 114 километров путей метро, через шесть лет, в 2012-м, уже 442 километра и 15 линий, к концу 2015-го будет построено ещё 13 линий, и общая протяжённость станет 708км. А в 2020 длина системы должна достичь 1050 километров. О боги, ТЫСЯЧА КИЛОМЕТРОВ метро в одном городе! И это - реальность.


4 Коммунистические лозунги перекликаются с рекламой модных европейских брендов, Мао рекламирует кока-колу.


5 Билеты продаются в автоматах за наличные. В Пекине цена одна - десять рублей, в Шанхае подороже, и зависит от расстояния. В-среднем, 15-20 рублей в пределах центра города.


6 Перед входом на станцию нужно пройти досмотр. Если есть сумка, положить её в рентгеновскую установку. Но всё быстро и без задержек. Фотографировать в подземке можно всё, кроме постов охраны. Влез только кусочек. Да, бесплатно пускают не по возрасту, а по росту.


7 Билеты и турникеты - обычные. Пластиковая карточка, на которую кладёшь деньги. Когда баланс равен нулю - автомат съедает её.


8 При выходе тоже нужно приложить карточку. Для нашего роста турникеты очень низкие, можно не перепрыгивать, а перешагнуть.


9 Эскалаторы, лифты, английские указатели, пронумерованные выходы. Эти ребята взяли всё лучшее в Европе!


10 Очень много информационных стендов, табличек. Они хорошо читаемы издалека, не нужно вглядываться в простыню с буквами, чтобы понять, в каком направлении ехать. Пишут конечную станцию - и сразу понятно, в какую сторону идёт поезд. Это удобно. Очень не хватает в Москве. Ну когда уже, когда? В Питере лет десять назад сделали!


11 На каждой подземной станции двух метрополитенов - двери, препятствующие падению на рельсы. Это называют "горизонтальным лифтом", и подобное можно встретить на старых станциях питерского метро. По идее, то же самое давно должны были построить и в Москве, третьем по пассажиропотоку метрополитене мира! А пока нам остаётся читать еженедельно о том, как кто-то упал на пути.


12 Станции китайских метрополитенов ничем не примечательны, хотя симпатичные. Просто одинаковые все.


13 Зато на каждой - туалет. Самый вонючий туалет, что я видел в Китае! Но он есть!


14 На каждом поезде есть специальная полоса, цветом обозначающая линию. У линий есть номера и цвета, никаких трудновыговариваемых Юньминьпуньско-Сяньпусяньская или Дзедунско-Шваброшаолиньская. Почему они вообще в Москве так называются? Ведь нет ни одного названия по конечным, вроде Выхино-Планерная или Щёлковско-Строгинская. Где логика? Там же, где в случае с временем, прошедшим с момента отправления (а не прибытия, как везде) поезда?


15 Метро должно быть удобным для всех. И не только для маломобильных людей, но и для неграмотных. В Китае таких ещё очень много, особенно в глухих деревнях: они не умеют читать, а цвета различают.


16


17 Тактильная плитка для слепых. Указатели, откуда будут выходить и откуда нужно заходить в вагон. Кстати, не работает: китайцы воспринимают это буквально, не пропуская выходящих, а ломясь через углы. Одновременно с этим люди выходят по центру.


18 Перед каждым прибытия поезда перед дверями выстраиваются очереди, не растекаясь по всей платформе.


19 В вагонах вот так. Ничего необычного, как везде. Поезда новые, китайского производства.


20. Все едут, уткнувшись в телефоны. Самый читающий народ! :)


21 Ещё одна наглядная агитация для тех, кто не умеет читать.


22 Реклама в вагонах - дико раздражающая, назойливая. Китайцам она нравится, если эмоции - так напоказ. Это так не похоже на самих китайцев, предпочитающих всё держать в себе.


23 Аккуратная схема с мигающими точками над каждой дверью. Такое исполнение мне нравится больше топорного, что сделали в новых поездах в Москве.


24 Зато в вагонах китайского метро показывают Путина! Жители Поднебесной его очень любят, называют "strong man". Всем, кто мне об этом говорил, настойчиво предлагал забрать его себе, нам не нужен!


25 Двери в кабину машиниста - стеклянные, можно видеть, что происходит.


26 Средство для борьбы с давками, разделяющее потоки. Стоит в каждом переходе, на каждой пешеходной дорожке, на каждой улице.


27 Если инфраструктуру китайцы копируют у европейцев, то рекламу и её оформление - у соседей-японцев.


28 Пока Бельгия спорит с Голландией за звание самой велосипедной страны мира, Китай их догоняет. Велотранспорта здесь очень много, но для него инфраструктуру пока не построили.


29 Очень удобные и понятные указатели переходов. Пару лет назад в Москве стартовал эксперимент на Пушкинской, где разместили такие же напольные указатели. Ну и что, воз и ныне там? А китайцы - молодцы.


Другие фоторепортажи о стране Китай:

Олимпийское наследство Пекина Знакомство с Гонконгом Кошки и книжки госпожи Чан


Понравилось?

Мне важно ваше мнение о том, что я делаю и что пишу в журнале. Ваш комментарий - лучшая оценка моей работы. Давайте общаться больше!


Добавляйте меня в друзья, если вы ещё этого не сделали!
Кроме ЖЖ, я также пишу в Твиттер | Фейсбук | Инстаграм

Все фоторепортажи о путешествиях на сайте www.macos.ms

Вы можете заказать рекламу в этом журнале или разместить баннер. Подготовить блогерский фоторепортаж? Провести конкурс? Отправиться в путешествие с вашим продуктом? Легко и с удовольствием! Пишите: macos@gde.ru


© 2013 Александр Беленький | Все фотографии в этой публикации сделаны мной, если не сказано иное. Данный материал принадлежит автору блога. Полное или частичное копирование не разрешается без моего согласия. Вы можете спросить об этом, написав письмо по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.

Для китайцев лояльность действующему правительству что-то вроде теста на вменяемость. Мне тоже вечно задавали вопросы: "Ленин хау-похау?" "Ленин хорошо или плохо?, Сталин, Брежнев и Горбачёв...у них все их лидеры хау, если спросишь и это как правило. Они нашей традиции недовольства действующем лидером не понимают. Это к вопросу Путина в их метро.
Вот туалетов и нормальной навигации нам реально не хватает.

А еще вот раньше были таблицы, висящие на потолке, там было много станций капсом написано, и внизу полоса цвета линии была. Я вот слеподырый, но цвет полосы был виден из далека и было ясно куда идти.
А теперь там буквы красивые, кернинг аккуратный, все понятно. Но вот полосу эту цветную убрали. И мне теперь труднее пользоваться такой навигацией. Вот.

Было так


Стало так
Это потому что "старую" навигацию делали дизайнеры советской школы, понимавшие что настоящий дизайн это функция, а не красивые шрифты и стрелочки. А современную делает хипстерское говно, начитавшееся постов одного неграмотного дебила про то, что "как верстают только мудаки". На пересадке мне НЕ НУЖНО видеть какие там станции дальше, мне НУЖНО видеть НАПРАВЛЕНИЕ и ЛИНИЮ (цвет). В питерском метро сделали всё очень правильно в этом плане.
В материале есть ряд неточностей:
1. Билет можно приобрести как в автомате, так и у кассира. В Пекине цена зависит от расстояния, от 3 юаней и далее по юаню за каждые 3 км.
2. В Шанхае метро дешевле на 1 юань, т.е. стартовая цена начинается от 2 юаней.
3. На фото не IC card, а на одну поездку. Кстати, если на IC card закончились деньги, автомат ее не съедает, а просто не пропускает. Нужно подойти к специальному окошку и пополнить баланс. На входе съедаются карты на 1 поездку.
4. Двери, препятствующие падению есть далеко не на каждой станции в Пекине. К сожалению, их нет на большинстве центральных станций (типа Qianmen) . ДА и многие станции нуждаются в ремонте.
5. Схема с мигающими точками также есть не везде (что в Пекине, что в Шанхае), а только на основных маршрутах.
Жалко, что перед Шанхаем не увидела этого поста... С другой стороны, то, что вызвало основные затруднения, т.е. сама покупка билета в автомате, все равно не раскрыто (я понимаю, что данный пост - это все равно не инструкция по пользованию, так что это - не претензия ☺)
По комментатору выше:
Никаких кассиров я и впомине нигде не увидела...

Ну и по посту:
А если неграмотный китаец - дальтоник ? ;)

Карту съедает не просто при закончившемся балансе, а на выходе из метро при закончившемся балансе. Т.е. упаси Боже выкинуть ее, когда зашли в метро на последнюю поездку - останетесь там жить :))))
Не заметили ) Возможно, потому что привычных вывесок нет. Они есть на каждой станции. Только у них можно купить билет, если нет мелких денег или автоматы зависли. Как правило размещаются рядом с окошком IC card или совмещают функции. Можно спросить у работников, они показывают.
Хмм, я спокойно снимал видео, как в Пекинском метро, так в Шанхайском. Снимал подробности прохождения вещей через рентген аппарат. Мне мило улыбались в Пекине (!!!) китайцы и китаянки, стоящие там для дополнительного осмотра пассажиров металлоискателем.

Метро удобное, но... вам наверное не приходилось сталкиваться с "проталкивателями" на вокзальных станциях метро. Орут в рупор во всю силу. Русскому человеку хрен понять чего они кричат, все ведь действительно понятно расписано, правда... Вы забыли упомянуть, что в Пекине карточки метро действуют только со станции где покупали. Если вы, как я, купили на одной станции несколько карточек и хотите ими воспользоваться входя с другой станции - не пропустит. Мне любезно помогли исправить ошибку местные китайцы, "перебили" билет в окне помощи...

Мне интересно,когда блогеры приехав в страну с 5000 -летней историей начнут писать интересные посты? Например про мост Марко Поло? Или про Барабанную башню? Понятно что квалификация не позволяет,но сколько можно эти урны рассматривать? Сходите в музей хотя бы

В Китае уже 16 метросистем – больше, чем в какой-либо другой стране; причём три из них (Шанхай, Пекин, Гуанчжоу) входят в число крупнейших в мире.
Остальные: в Шэньчжэне, Шэньяне (бывшем Мукдене), Нанкине, Чунцине, Ухани, Чанчуне... также активно развиваются и не держатся...