
Керченский мост – не стройка века, а фигня. Чтобы понять это с кристальной ясностью, достаточно проехать по любому из по-настоящему больших и клёвых мостов Китая, Европы или США. И если бы наш "суперпроект" превосходили только новейшие сооружения!
Летом я ездил по Чесапикскому мосту, построенному еще в 1964 году. Он не только длиннее, но и однозначно круче того чуда, что сейчас тянут через Керченский пролив.
Чесапикская система – это путь почти в несколько десятков километров через одноименный залив. Она состоит из шести мостов, четырех рукотворных островов и двух тоннелей под морским дном. Вдвое длиннее Крымского перехода! И это построено более полувека назад! С ума сойти. Жаль только, что ехал по нему ночью, толком не пофотографируешь, придётся показывать снимки из интернета.

Тут две полосы в каждую сторону. Под землей, а точнее, под водой, водители проводят больше времени, чем над ней.

Сделано это из стратегических соображений. В заливе – базы американского военного флота. Под мостом гигантские авианосцы не пролезут. А если мост разрушит противник, из залива вообще никто не выйдет. Решение приняли изящное, сразу двух зайцев убили. И корабли спокойно проходят, будто автотрассы вообще нет.

А почему бы и в Керченском проливе так не сделать? У нас ведь тоже база флота рядом. И врагов хоть отбавляй. Но нет. Слишком сложное инженерное решение. Может, раньше и построили бы, а теперь никак. Делают, как могут.

А что насчет цены? Может, тут хотя бы Крымский мост порадует? Думаю, вы уже знаете ответ.
Сравнивать стоимость мостов дело неблагодарное. Один, к примеру, автомобильный, другой железнодорожный. Один - через реку, другой – через море, а третий вообще виадук. Этот – двухполоска, а там полос аж восемь. Понятно, что бюджет разнится. А еще зависит от того, когда строили. Миллион долларов полвека назад и миллион сейчас «весят» по-разному: инфляцию никто не отменял.
Сколько позаимствовали из сметы моста в Крым – об этом споры не утихают, повторять их смысла не вижу. Приведу только в пример Циндаоский мост в Китае.
Из первой дюжины самых длинных мостов девять – китайских. Остальные три стоят в США. Чесапикские мосты, кстати, в топ не входят – коротковаты. А самый длинный мост, протянутый над морем – как раз Циндаоский. 42, 5 километра – это больше марафонской дистанции! Протянули его меньше, чем за четыре года, открыли в 2011-м, стоило это удовольствие немногим более 7 миллиардов долларов. Крымский мост обойдется подешевле.

Ура? Нет, не ура. Потому что у нашего моста – четыре полосы движения, у китайского – шесть. Китайский мост в два с лишним раза длиннее. Наш мост, к тому же, менее прочный. Циндаоский рассчитан землетрясение в восемь баллов и столкновение с судном в 300 000 тонн водоизмещения (это по весу как полсотни крейсеров «Аврора», чтобы было понятнее). В Керченском проливе ни таких катаклизмов, ни таких посудин не бывает.
Вот и подумайте, почему, например, Даньян-Кунишанский виадук в той же Поднебесной стоит около девяти тысяч долларов за погонный метр, на Керченский мост – более двухсот тысяч «зеленых». Каждый метр стоит как неплохая квартира в Москве! То есть наша страна протянула через пролив что-то около 20 000 квартир в столице. Нехило.
И еще нерадостный факт. Россия сейчас может позволить себе не более одного такого проекта одновременно. Что-то подобное делать параллельно – из области фантастики. Не хватит не бюджета, ни специалистов, ни техники. А в Китае или США строят по десятку объектов одновременно, и никто даже особо не хвастается.
И тянут там мосты, кстати, не за государственные деньги, а, в основном, за счет инвестиций. Потому что выгодно. Чесапикский мост – и тут мы возвращаемся к герою моего рассказа – за годы существования пропустил по себе уже 70 миллионов автомобилей. Проезд сейчас стоит 12 долларов с авто. То есть мост себя уже давно окупил.
© Использованы снимки из интернета, все фотографии принадлежат авторам
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →