Марокко

Сахара! Ему не слипнется! Паркетник против барханов



Раньше я Марокко ненавидел, а теперь полюбил. И причина тому - автомобиль Renault Duster. Вернее, то, что мы на нём вытворяли в песках пустыни Сахара.

Duster в переводе с английского – "пыльник". И напылили мы как следует. Стартовали из Касабланки, пересекли высоченный горный хребет, увидели алжирскую границу, перемесили тонны песка и финишировали в Марракеше, намотав на колёса 1700 нелёгких километров.

Кто не знает Дастер? Да все видели его на наших улицах сто раз, модель уже пять лет в России. Раньше я считал Duster обычным, без изюминки.

Оказалось, это не Дастер скучный. Это ему скучно в городе. А вот на горных обрывах, на барханах и каменистых равнинах – о, вот тут он показал свое истинное лицо!



1 Из холодной Москвы в жаркую даже зимой Касабланки — шесть часов самолётом Royal Air Maroc. Ровно год назад я уже проделал тот же путь и тем же рейсом, так что это пожалуй лучший и самый простой способ добраться до Марокко.


2 Тем же, кто доставлял для нас Дастеры через всю Европу, пришлось потратить значительно больше времени. Впрочем, и для них это было приключением. Машины прибыли в Касабланку
своим ходом из Москвы, сначала по дорогам до итальянской Генуи, дальше два дня на пароме в Танжер, а потом ещё семь часов по марокканской территории. И вот наши пути пересеклись.


Путешествие совпало с пятилетним юбилеем появления Renault Duster в России, так что команда Renault собрала нас, чтобы отметить день рождения модели. Ну а где ещё справлять днюху автомобиля, который называют внедорожником? В пустыне Сахара, куда предстояло ещё доехать.

Наш караван состоял из восьми одинаковых дизельных Дастеров: полный привод, 6-ступенчатая “механика”, 1,5 литровый турбодизель. Машины отправили в Африку без каких-либо доработок, только резину обули правильную, BFGoodrich All Terrain T/A, в остальном машины были совершенно стандартные.

3 Инструктаж перед марш-броском: за четыре дня придётся проехать 1700 километров по асфальту, грунтовкам, камням и песчаным дюнам Эрг Шигаги. “Там, куда мы едем, дороги не нужны!”.


4 Журналисты и блогеры разбились по экипажам, два человека в одну машину. Нас, в виде исключения, было трое: мы с Олегом Максимовым (видеоблогером “Бородатая езда”) не могли не пригласить на борт очаровательную Оксану из команды Renault, да и она не могла оставить нас без присмотра, за этими блогерами глаз да глаз!


5 Выехали из колоритного, но тесного Марракеша и поехали вглубь страны, к подножью Атласских гор.


Сначала дорога была хорошей и даже напоминала хайвей, но скоро превратилась в извилистую однополоску с кучей грузовиков. А потом и вовсе встали.


6 Здешние серпантины регулярно заваливает камнями, иногда не обходится без жертв. Рабочие в меру сил расчищают завалы, а мы стоим, ждём, проникаемся колоритом.


7 Марокканцы — прирождённые торговцы, из дому без товара не выходят. И только видят иностранца, рады ему немедленно что-нибудь впарить. Попытки завязать международную торговлю преследовали нас буквально каждый миг, как только останавливались или просто сбавляли скорость. Эти барышники появлялись из ниоткуда даже в самой безлюдной местности, чтобы продать нам разломанные пополам камни. Раскрашенные изнутри булыжники выдавали за аметист, кварц или другой ценный минерал, но подделка была слишком заметна. А даже будь он настоящим, на кой нам эта хрень? 😃 Торговцы были навязчивы, но не раздражали, а веселили.


8 И вообще, большинство местных были приветливы к чужакам. Кроме вот этих чётких пацанов в абибасах, решивших зачем-то не продать нам камни, а покидаться ими в машину. К счастью, никто не пострадал.


9 В какой-то момент стало так невероятно красиво, что я не смог одновременно рулить и фотографировать, пустил за руль Олега и понял — это хорошо. Быть пассажиром удобнее, главное не тупить в телефон на серпантине.


10 Большую часть пути мы ехали караваном, стараясь держаться других машин, и это было непросто, когда вокруг столько прекрасных мест, где хочется остановиться. Я даже нашёл два потрясающих заброшенных замка почти по пути нашего маршрута, но от затеи пришлось отказаться, время поджимало.


Пришлось снимать большинство картинок на ходу, через стекло, но получилось лучше, чем я рассчитывал. Спасибо моей новой камере Olympus EM-1 Mark II, которую я тогда впервые взял в поездку.

11 Чем дальше в глушь, тем ярче оазисы. Остановились на обед в роскошном отеле посреди…нет, это ещё не пустыня, но даже не знаю, как правильно назвать марокканскую глушь. Пусть будет посреди пусоты, вокруг одна дорога, и больше ни черта.


12 А эти сочные картинки пусть будут перебивкой в репортаже для вас и напоминанием для нас о последнем рубеже цивилизации.


13 Дальше началось полное Марокко: та часть страны, куда туристы вообще не доезжают, ибо не на чем.


14 В следующие два дня асфальта мы вообще не видели. Ехать было сложно, временами — невыносимо. Долго, пыльно, трудно: от каменистых грунтовок поднимались столбы пыли, болела голова и щипало в глазах.


15 И только машины чувствовали себя, как дома. “Пыльники” попали в естественную среду обитания. Так что увидите мужичка на Дастере в российской глубинке, знайте: психанёт мужик — и до Африки доедет!


16 В городе такой машине и вовсе скучно, задница сама просит приключений. Знал я одну девочку, купившую Duster: закончилось тем, что она умчала на нём из Москвы в Иран! В итоге всё хорошо, вернулась довольная и с кучей впечатлений.


17 В конце концов, чем труднее поездка, тем ярче впечатления. Голод, холод, нехватка сна и какие угодно факапы судьбы стоят того, чтобы их преодолеть.


18 Пока же нам предстояло преодолеть горы Атласа, хребет Джебель-Бени, разделяющий африканское побережье Средиземного моря и пустыню Сахару. По разные стороны этой естественной границы различаются не только климат, но и особенности жизни. К ней здесь приспособились только берберы, коренной народ северной Африки, стойкие обитатели суровых гор. Берберы исповедуют ту же религию, что и живущие в больших городах страны арабы: народы соседствуют мирно, но берберы предпочитают жить подальше от них, в своих неприветливых горах.


Один из коллег назвал их “люди-призраки”, и без мистики здесь точно не обошлось: даже на самой глухой дороге, на каменистом перевале, вдали от любых намёков на следы жизни человека, мы встречали берберов, одиноко бредущих куда-то по своим делам. Вот этот парень ловко карабкался по камням, чтобы срезать время в пути по горной дороге. Увидев караван чужестранцев, он поспешил к нам, лишь на секунду улыбнулся, и сразу спрятал эмоции. Он попросил нас “чего-нибудь”. Это был второй способ берберской коммуникации, не продать, а попросить. Всё, что было у нас в машине — россыпь конфет, отправилось к парню в карман. Другие экипажи расстались с яблоком, бутылкой воды и авторучкой. За неё он, кажется, был особенно благодарен, и рассказал (на французском), что ему не хватает канцтоваров, а идёт он из школы домой. Где твоя школа, мальчик, где твой дом, что приходится идти напрямик через безлюдные горы? Никто не ответил, призрак исчез так же быстро, как и появился.


19 История повторялась несколько раз, пока не иссякли запасы.


20 Пара слов о том, как путешествовать с видеоблогером.


21 Мы успели выехать из гор до того, как совсем стемнело. Но легче от этого не стало, только дорога прекратила петлять, и можно было набрать скорость. Мы снова поменялись местами, я ехал уже на ощупь, цепляясь глазами в красный глаз противотуманки впереди идущего Дастера. О том, что началась пустыня, говорил жёлтый цвет дороги. В остальном, я вообще не понимал где нахожусь.


22 На исходе пятнадцатого часа в дороге мы добрались до места.


23 Про кочующий отель в песках я напишу отдельный пост, уж больно необычным был ночлег.


24 Встали с рассветом, наскоро позавтракали и выехали в путь. Горные хребты Атласа остались далеко вдали, их ещё можно разглядеть по правую руку. Слева, до горизонта, бесконечная пустыня. И вот там, гораздо ближе, начинается Алжир. Попасть туда — легко, взял курс чуть левее, не заметил — и уже попал, причём серьёзно. Граница закрыта с обеих сторон, отношения между Марокко и Алжиром — хуже некуда, но демаркационную линию никто не проводил: тут же, пёс возьми, пустыня! Так что нас предупредили: далеко от колонны не уезжать, и не терять друг друга из вида.


25 Сама же Сахара — совсем не то, что вы представляете себе на картинках. В реальности пески и дюны встречаются лишь на четвёртой части её территории, остальная Сахара — сплошная хамада, так называют каменистую почву.


26 Хорошо, хоть с верблюдами не обманули!


27 Кстати, не подумайте про верблюдов, что они дикие, бесхозные и никому не принадлежат. Несмотря на весь средневековый антураж, у всех животных есть хозяин, который частенько следит за ними при помощи GPS-чипов, не шучу. А это берберская женщина, заметив туристов, тянется к сувенирам. Да, мы здесь не первые и не единственные.


28 Места труднодоступные, но хорошо известные в мире автомобильных гонок: именно здесь проходил спецучасток легендарного ралли “Париж - Дакар”, и с тех пор маршрут привлекает последователей. Едут сюда, преимущественно, с гидами и на подготовленных машинах.


Песчаная же часть пустыни называется “эрг”, что в переводе с арабского значит “песчаное море”. Растительности в эргах почти нет, зато много барханов, дюн и солончаков. Эрг Шигага одно из двух таких “морей” на территории Марокко, размеры этой “песочницы” впечатляют: 40 на 15 километров!

29 Даже опытный водитель может запросто утопить машину в песке. Увидев на горизонте застрявший Паджеро Спорт, коллеги оживились: наконец-то! Когда толчки и подкопы ни к чему не привели, пришлось использовать наш главный козырь.


30 Эта фотография дорогого стоит: компактный кроссовер вытаскивает тяжёлый рамный внедорожник из зыбучих песков! А вообще, резина решает, у Мицу чуть ли не лысые покрышки были.


31 За нашими экспериментами почти равнодушно наблюдал местный бербер.


32 Начались настоящие пески, и уже ничто не могло остановить автожурналистов, вот настоящее веселье!


33 Которое нередко заканчивалось откапыванием автомобилей из песка.


34


35 Вдалеке раздалось громкое рычание, которое не под силу издать ни льву, ни одному другому обитателю пустыни, кроме раллийного КАМАЗа!


36 Вот это встреча! Для организаторов это не было сюрпризом, а вот участники Duster Sahara Challenge приятно удивились, увидев тренировочный лагерь легендарного “Камаз-мастер”.


37 И здесь я хочу процитировать слова Константина Сорокина из “Авторевю”, лучше и не скажешь:


Есть примета. Если в забытом богом уголке планеты встречаешь парней из команды Камаз-мастер, то дальше лучше не соваться: или застрянешь, или заблудишься. И если "синие футболки" умеют ориентироваться в песках по солнцу, звездам и обертке от конфеты "Кара-Кум", то чайникам не поможет даже GPS-навигация. Поэтому я осмотрительно еду за гидом на второй передаче, стараясь не перекручивать мотор. Там, где можно разогнаться, включаю третью, перед сыпучими подъемами топчу акселератор до упора, но, чтобы не нырнуть вниз с перегиба и не расколотить бампер, через гребни переваливаю на первой. Третья-вторая, вторая-третья: двигатель тяговитый, однако с узким рабочим диапазоном, из-за чего рычагом коробки передач приходится работать часто, быстро и, главное, вдумчиво, — чтобы при смене ступеней каждый раз попадать "в момент". Получается! Если видишь колею или просто умеешь "читать песок" (предполагаю, что камазовцы учатся в марокканской Шигаге именно этой дисциплине), то валить по барханам можно настолько быстро, насколько хватает смелости. Потому что на ходу, даже при длительной езде с педалью "в пол", температурный режим межколесной муфты Дастера опасений не вызывает: полноприводная трансмиссия цепко держит режим Lock. На перегибах кораблик пустыни даже выходил на глиссирование, по-взрослому вывешивая колеса, но приземлялся упруго, без настораживающих ударов.


38 Но я не автожурналист, и так романтично вваливание по барханам не опишу. Буду краток: глядя на то, что делает эта примелькавшаяся на московских улицах машина, хочется пойти, купить себе Дастер и немедленно уехать в кругосветное путешествие. Просто потому, что можешь.


39 — В чём сила, брат? — спрашивает Олег нашего гида-бербера.


40 Третья составляющая Сахары это рэг. Такие плоские соляные равнины. Кто-то их называет озёрами, но вода здесь появляется раз в десять лет, и тогда равнина заполняется водой, а соль поднимается из почвы на поверхность. В остальное же время это идеально гладкая поверхность, где можно ставить рекорды мировой скорости.


41 В песочнице мы резвились до заката. Застревали и откапывали, снова застревали. А когда солнце зашло, пришло время возвращаться. Сейчас, когда я сижу в удобном кресле и домашних тапках и пишу этот текст, разглядывая яркие картинки, даже не сразу верится, что всё это было в реальности.


42 Но мало было выбраться из песков, предстояла долгая многочасовая дорога до Марракеша. Мы не стали возвращаться той же дорогой через Атлас, держались асфальта. Но и здесь виды завораживали и напоминали скорее пейзажи Юты и Аризоны, нежели Марокко: таким его совсем не представляешь.


43 Напоследок мы всё же решили закупить сувениров. Придорожные лавки напоминают точки по продаже пряников под Тулой: стоит остановиться, как на тебя немедленно набрасываются все продавцы, пытаясь успеть предложить твой товар раньше конкурента. Разница лишь в том, что марокканцы настойчивее.


44 Большинство побрякушек меня не интересовало, хотелось чего-то особенного.


45 Вот и те самые “аметисты”, видно как небрежно их красили. Некрашенные камни всё равно красивые, но представляют интерес разве что для геолога.


46 Мой взгляд упал на этих глиняных кабанчиков, тем более что один из попутчиков, в прошлом не раз бывавший в Марокко, их нахваливал: камни и бусы, говорит, везде продаются, а кабанчики — только на этом перевале. Статуэтки смешные, с хвостом-крючком и дыркой в попе, и стоят совсем по божески, цену не ломят, в отличие от масок.


47 Многие покупали глиняную посуду: вещь красивая, и в хозяйстве пригодится.


48 Брали даже тажины, те самые горшки, в которых готовят большинство своих блюд берберы.


49 Путешествие закончилось в аэропорту Марракеша. Дальше — кто куда: журналисты и блогеры в Москву самолётом, Дастеры — туда же, но своим ходом, я продолжил путешествие, и через Португалию вскоре вернулся в теперь не страшное Марокко.



Buy for 500 tokens
В столице Украины появился ну очень необычный бизнес — барыговатого вида мужик предлагает за деньги сфоткаться с красными, зелёными и синими голубями. Окрашенные в неестественные цвета окольцованные птицы вряд ли испытывают удовольствие. Полиция стоит в сторонке, радостные дети позируют с…
Хороший репортаж. Хотя я не люблю Рено Дастеры, мне как-то ближе Ниссан Патфайндер.
Почему-то Марокко вызвало у меня ассоциации с нашим Кавказом тридцати-сорокалетней давности. Особенно вот эта запись: "...И вообще, большинство местных были приветливы к чужакам. Кроме вот этих чётких пацанов в абибасах, решивших зачем-то не продать нам камни, а покидаться ими в машину. К счастью, никто не пострадал... "
Впервые проезжал я через Ингушетию. В Назрани, увидев знак, ограничивающий скорость до 30 км, я, как законопослушный гражданин, снизил скорость и очень удивился, когда мимо, поднимая клубы пыли, на предельных оборотах пролетело несколько встречных авто.
Вскоре выяснилась и причина.
У дороги несколько пацанов с увлечением метали камни в проезжающий по трассе транспорт.
Я увидел сидящего у обочины седобородого аксакала, остановил машину, подошел к нему и спросил, есть ли поблизости заправка, так как у меня уже кончался бензин.
Он мудрым прищуренным взором посмотрел на меня, потом поднял маленький камушек и бросил в мою машину.
Пацаны, временно прекратившие свои метания, радостно завизжали и стали собирать камни.
Я все понял и успел добежать до автомобиля раньше, чем в меня попали.
К счастью, никто, кроме моего Москвича-412 не пострадал.
Да сих пор я с теплом вспоминаю эти первые встречи с гостеприимным и прекрасным Кавказом.
Отличный комментарий про Кавказ. Теперь понимаю, что они реально очень сильно изменились. Сейчас такое там вряд ли встретишь.
Олег так и не купил крепление для камеры, я смотрю )

А почему дастер на последней фотке не с российскими номерами?
Потому что на Дастерах ездят не только в России :) И в Марокко их даже больше, правда старых, так как фейслифта у них не было.
Продажный материал. Рено платит. Сколько дастер не фотографируй, лучше ехать не будет. Мицубиси сидит, дастер едет ! Фантастика!
Вы как будто дурак или придуриваетесь? Прочли бы текст, такую чушь б не написали.

И если что, Мицу и Рено в одном альянсе.
рада за тебя:) Т.к. не многие понимают, что это за страна.
Готовлю в тажине как минимум раз в месяц. Кухня у них тоже потрясающая.
Вот с этим не соглашусь - не распробовал я тажин, больше приготовленное на огне люблю, чем томящееся.

А тажин оттуда везли? Хотя вам недалеко.
Хороший обзор. Несколько фоток прям хоть на рабочий стол для ценителей Дастеров. К стати хороший автомобиль, но он нас не вывез из пучины, да и трактор тоже бы не вывез. Засада.
https://rogub36.livejournal.com/26066.html

Ого, отважно вы туда ломанулись. Я бы меньше чем на УАЗе с военными мостами даже не совался :) Но попытка хорошая.
хорошо получилось!
дастер очень не плох, жаль что в нем много намеренно уродских решений.
а резина действительно важнее чем понижайка.
Это точно. У меня есть возможность сравнить. В Грозном до 1992 года у меня жил тесть. Я там часто бывал. Потом был период, когда в проезжавшие по Чечне и Ингушетии машины бросали не камни, а гранаты. Теперь жизнь налаживается.