Украина

Прямой трамвай Кривого Рога



Стоишь как будто на платформе станции метро, и тут приходит ЭТО. Просто сносит крышу! Ещё одно доказательство того, что в первую очередь именно на Украину Советский Союз не жалел ни денег, ни сил. Уникальный подземный трамвай в Кривом Роге.

Один из последних транспортных проектов великой страны – для самого длинного города. Метротрам достался Украине "конфеткой", но при новой власти превратился в… А, впрочем, смотрите сами, покажу, пока этот аттракцион ещё работает. Стоит, кстати, 5 рублей – дешевле некуда!



1 Таких городов по бывшему Союзу десятки. Широкие, но разбитые проспекты, разносолы социальных трущоб — хрущёвки, брежневки, бараки…тёплые и тесные внутри, убогие и ветхие снаружи. Типовая архитектура, типичные люди, однотипные города. Но именно украинский Кривой Рог мне запомнится надолго.


2 Туристу здесь делать нечего, хотя красивые здания встречаются.


3 Особенно приятно с удивлением обнаружить необычные витражи в здании почты с красивым индексом 50000. Люди будущего, космонавты, читающие письма на орбите Земли. Так нас, живущих в двадцать первом веке, представляли наши недавние предки.


4 В городе мало достопримечательностей, но много заводов. Пожалуй, нужно было отправиться туда и добавить в этот репортаж оранжевые краски металлургии или чёрную копоть угля, но вместо этого я весь день катался на трамвае. А казака Рога, в честь которого был назван город (казак был одноглазый, страшный и кривой) снял между поездками.


5 Цветочные часы только летом покрыты цветами, но тоже место для города знаковое. Администрацию, цирк, рынок и всё остальное не буду вам показывать, ладно? Поверьте, оно точно такое же, как в вашем постсоветском городе.


6 Зато памятника неработающим солнечным панелям вы нигде в мире не найдёте! “Зелёная энергия будущего” — написано. Сначала я подумал, что это станция подзарядки мобильников, ну классная же идея. Нет, это просто столб, и панели вообще не подключены. Потому что будущее в Кривом Роге пока не наступило.


7 Настоящее представляет собой хаотичную парковку, засилье рекламы и маршрутки, как главный вид общественного транспорта. В Роге есть автобусы, троллейбусы и трамваи, но они проигрывают частникам.


8 И видели бы вы эти маршрутки, вовек бы в них не сели! Зато это просто, дёшево и сердито. Развивать полноценный транспорт дорого и экономически невыгодно.


9 Но с советской поры в Кривом Роге сохранилось произведение транспортного искусства — подземный трамвай! Некоторые называют его метро, другие просто скоростным трамваем, и те и другие правы: пути полностью изолированы от дорожной сети города, для входа на станцию нужно пройти через турникет…и это чудо спасает жителей самого длинного города Европы: от одного конца Рога до другого без малого сотня километров!


10 В центре станции подземные, вход очень напоминает обычный внеуличный переход. Постамент слева — остатки памятника Ленину, снесённого в ходе народной декоммунизации.


11 Билет стоит 2,5 гривны (5 рублей), а рядом с окошком кассы ещё сохранились советские разменные автоматы: такие же точно были в Москве, а жетон по всей стране стоит пять копеек.


12 Жетоны живы в Кривом Роге и поныне. Такие же пластиковые, но ярко-рыжие, с рекламой какого-то банка на них.


13 История появления необычного транспорта любопытна. Вообще, по советским нормам, Кривому Рогу метрополитен не полагался, 600-тысячный город даже близко не дотягивал до миллионного рубежа и даже не являлся столицей региона, тогда как в самом Днепропетровске метро тоже не было! И всё же, транспортный вопрос нужно было решать, "растянутый" на десятки километров Рог требовалось связать скоростным транспортом, вот и решили строить свой метрополитен с трамваем вместо электропоезда. Метротрам задумали в начале семидесятых, но открыли только в конце 1986-го, в разгар перестройки и уже после Чернобыля.


14 Настоящих подземных станций всего две: Проспект Металлургов и Дом Советов. Окажись вы тут впервые, точно порвёте все шаблоны, когда увидите, как на обычную станцию метро приезжает обычный советский трамвай. Вещи привычные по отдельности, но совершенно не представляемые вместе!


15 В бывшем СССР существует ещё одна система метротрама, в Волгограде, я делал о ней репортаж. Но украинский проект круче, так как он полностью изолирован от уличной сети, а российский лишь ненадолго ныряет под землю, в остальных же районах это тупо обычный вагон с кондуктором внутри.


16 Нужно сказать, что и криворожский трам в последнее время пошёл по кривой дорожке: чтобы продлить линии, его пришлось связать с сетью обычного городского трамвая на южном направлении: после станции “Кольцевая” выходит из себя и превращается в тыкву, из скоростного становится обычным. Последние полноценные станции были построены ещё при Кучме, городу требуются новые станции, но денег нет.


17 Трамвай — самый лучший и уютный городской транспорт. Особенно если это старая добрая чешская Татра, надёжная, тёплая и душевная машина. В криворожском парке большинство как раз такие.


18 Выезжаем на поверхность.


19 Станция “Мудрёная”. Прикольное название. Гораздо лучше, чем кондовое “Дзержинская”, так было ещё недавно.


20 Мне, москвичу эти уличные станции напоминают Филёвскую линию метро.


21 Коту не хватает на проезд. Подкинете мелочи?


22 Вестибюль "Мудрёной" тоже очень похож на московские станции, например "Ботанический сад" или "Владыкино".


23 Криворожане про себя называют станцию "подводной лодкой".


24 Станция построена в странном районе, за железнодорожным вокзалом, недалеко от центра, но вокург уже частный сектор и ни одной многоэтажки.


25 Фотографировать в "Криворожском метро" можно, но это аттракцион, про который нужно рассказать отдельно. На каждой станции находятся дежурные (на перронах) и контролёры у турникетов. Все они очень нервно реагируют на камеру, и считают своим долгом сделать замечание.

"Вы что, не знаете, что здесь нельзя снимать?" - так начиналась беседа, которую мне пришлось провести в тот день раз, наверное, пять.


26 Нет, не знаю. Перед поездкой в Украину я специально готовился, в том числе, ко всевозможным запретом съёмки, выписал себе содержимое 34 статьи Конституции (о свободе получения информации) для цитирования, но всё это не пригодилось: станционные тётки живут в мире собственных иллюзий и давнему, наверняка ещё советскому распоряжению начальства: "фотографировать - нельзя". Хотя на дверях при входе на станцию сказано лишь о запрете видео- и киносъёмки.

"А какая разница, фото или видео?" - с таким аргументом сложно спросить, но я попытался.


27 На самом деле, запрета съёмки (и фото и видео) вообще нет в правилах пользования скоростным трамваем, он существует лишь в головах станционных смотрителей. Это значит, что все их замечания можно пропускать мимо ушей, не забывая про вежливость: тётушки хоть и надоедливые, но грань не переходят, не оскорбляют и не кричат, только возмущённо топают ножкой, в их головах так и не может уложиться, что их требования незаконны. Так что снимайте на здоровье, в самом крайнем случае, если они действительно решат вызвать полицию (и она решит приехать) никуда не бегите, а покажите им правила и подайте жалобу на неправомерные действия сотрудников метротрама. Нам хоть и грозили милицией, которая приедет и "отберёт камеру", вызывать никого не спешили. Может хоть до руководства трамвая дойдёт, и они дадут бдительным дежурным новую установку: "фотографировать разрешено"!


28 А так-то тётушки не злые, смотрите как заботливо они оформили станции в канун нового года собаки.


29 Ещё одна подземная станция - "Вечерний бульвар".


30 По городу я гулял в компании местного жителя, Максима. Спасибо ему, а то так и не увидел бы ничего, кроме самого трамвая. С Максимом мы познакомились тем же утром, случайно: я наткнулся на блог о Кривом Роге, написал его автору, Ростиславу, но он не отвечал. Тогда я решил найти его контакт, увидел что Ростислав работает в фотостудии "Этажи" и позвонил по указанному телефону. Мне ответил Максим, и сказал, что его партнёр по бизнесу находится не в городе, но узнав, что я блогер из Москвы и хочу погулять по городу, предложил помочь. Меня это тронуло, реально круто, когда незнакомый человек соглашается потратить несколько часов времени и провести экскурсию! Как потом выяснилось, Ростислав сам читает мой блог и несколько расстроился, что нам не удалось встретиться.


31 На северо-восток город тянется вдоль прямой, как стрела, Объездной дороги, сделанной из бетонных плит. Трясёт, гремит, но не разваливается. Параллельно идёт линия скоростного трамвая, а вдоль неё выстроились микрорайоны.


32 Станция "Солнечная" обслуживает жителей шести таких районов.


33 Вечером с завода, утром на завод, вот и вся радость жизни.


35 Трамвай строили городу "на вырост". Смотрите сами, на этой фотографии видно, что жилые дома есть только по левую сторону, справа пустыри и ЛЭП. Если вглядеться в гугл-карты (ссылка на точку) то будет заметно, что так - почти на всей протяжённости линии, кварталы просто не успели построить до развала СССР, а позже стало ни к чему.


36 Сразу за "Солнечной" находится трамвайное депо и станция "Площадь труда", последняя в советской очереди. Всё, что дальше, построено уже независимой Украиной в конце девяностых.


37 Станция "Индустриальная" стоит в чистом поле. Ближайший к ней жилой массив из десяти домов находится позади. На другой стороне - полуживой Криворожский завод горного оборудования.


38 По плану, здесь должны были стоять многоэтажки, жить люди, кипеть жизнь. Всего этого не случилось. Растёт картошка, и то хорошо.


39 Следующая станция метротрама и вовсе заброшена, подъехать к ней можно по узкой дорожке, местные жители используют асфальтированную тропинку для пробежки и прогулок с детьми.


40 Недостроенная "Шерстопрядильная" во всей красе, с объездной "бетонкой" и окрестными полями. Станцию строили по спецпроекту: в основу положены пирамидальные конструкции. С южной стороны имеется 6 "пирамид" небольшой высоты, боковые грани которых снизу сужаются и превращаются в 7 небольших опор. С севера расположена большая пирамида-вестибюль, там же расположены кассы и служебные помещения. Для перехода между платформами построен подземный переход.

Сейчас трамваи проезжают её мимо: жилые дома здесь так и не построили, хотя собирались. Нет и промышленного центра, на другой, "индустриальной" стороне стоят лишь руины шерстопрядильной фабрики, закрывшейся в 2001 году.


41 Но город на этом не заканчивается, и трамвай продолжает тянуться на северо-восток. Там обнаруживаются ещё штук семь Заречных микрорайонов и две метростанции.


42 Последняя из них, двухэтажная "Заречная". Одна из самых новых, и к сожалению, самых "убитых".


43 Станции давно требуется ремонт, часть проходов закрыта ленточками, чтобы не ходили.


44 На первом этаже расположены входы и вестибюли, на втором - сама станция с путями, но по наружным "балконам" второго этажа можно гулять. Или да, кататься на самокатах и роликах.


45 "Заречную" с помпой открывал президент Украины Леонид Кучма. Вот как тот день вспоминает криворожский блогер Ростислав Сергийчук.

-- На входе нам напоминают о личной поддержке экс-президента Л. Кучмы при строительстве станции “Заречной”. Хотя забыть такое нельзя, тысячи голодных, холодных школьников, среди которых и я, скандируют “ура” после трехчасового ожидания Кучмы и моментально разбегаются по домам отогреваться, ненавистно показывая “факи” снайперам на крышах.



46 А вот и архивная фотография тех времён, из блога Ростислава. Со дня открытия станция не знала даже косметического ремонта.


47 Не хотел бы заканчивать свой репортаж таким печальным аккордом, но по другому не получится. История скоростного трамвая, да и самого Кривого рога не только грустная, но и поучительная: выше потолка прыгнуть никак не получится. Советский Союз мыслил Пятилетками и жил перевыполнением планов, часто не считаясь с реальной необходимостью. Так же, как сейчас Китай, строит пустые города-миллионники, не потому что они нужны, а потому что китайцы могут. Вот и Кривой Рог строили на вырост, но...


Я ездил по Украине на автомобиле, взятом в прокат у Sixt rent a car Ukraine.


radiotv_lover, правильно говоришь, Украина могла не только сама себя прокормить, но и дать трудовые ресурсы для огромной страны.
Украина была одной из самых густонаселенных и промышленно развитых частей СССР.
И где оно всё теперь?

Вопрос не в том что она могла и кто кому больше обязан, а в том что просрали всё.
Потому что пока был контроль со стороны Москвы, то не позволяли всякого рода компрадорам грабить и разрушать Украину.
Кстати единственное сходство европейской демократической славянской украины с азиатским агрессивным соседом - коррупция.

Вот как бы азиатская коррумпированная насквозь страна могла бы помочь в борьбе с воровством я не знаю.
А ты думаешь что в Европейских странах нет коррупции? Ты наивен, ты не в курсе.
Просто на западе коррупция устоялась и не пробивается как шило из мешка наружу скандалами.
Европейцы на всех уровнях умеют договариваться по тихому и не привлекают в свои междусобойчики прессу и прокуратуру. У них есть свои правила... писанные и не писанные, для внутреннего пользования, и для всех, для чужих и для своих... и они их всегда выполняют и скандалов не возникает.
все эти люди чувствуют себя дома, на своем месте и воруют каждый сколько ему по штату положено, не раскачивают общую лодку... Потому что лучше понемногу, но всегда, чем сразу хапануть и бежать.
И главное они ни когда не продают свою родину чужим... они вообще ни кого чужого к себе не пускают.

Украинские евро интеграторы надеются войти в их европейский междусобойчик? Ха, ха, ха, ха....
Как вы себе это представляете.

"Пошли как то волки и бараны вместе на охоту. У волков охота удалась, а у баранов не очень...
Мораль: Если ты баран, то как ни обидно, но дружить тебе надо с такими же баранами.
Да, бодаться иногда и разбивать лбы... но волки тебе лоб то перевяжут, а потом горло перережут."

Русские и украинцы бараны из одного стада, от того и ненавидят друг друга.
И есть хорошие и ласковые европейцы и американцы, которые помогают баранам бить друг другу лбы.
Украинцы - европейцы и славяне.
Для них естественно стремление к своим европейским славянским братьям - полякам (как бы не скандалили иногда), чехам, словакам, словенцам, хорватам, болгарам.
Сейчас все славяне, включая кстати и белорусов, помогают украинцам устоять перед дикарями.
radiotv_lover
"Сейчас все славяне, включая кстати и белорусов, помогают украинцам устоять перед дикарями."
А кого собственно ты называешь дикарями?
Где в твоих словах логика?
По твоему получается что славяне это дикари. (а если не они, то кто?)
И что, славяне сами противостоят себе же?
Или может те кто не славяне провоцируют славян на братоубийство?
Что в общем то абсолютно характерно для цивилизованных европейцев.
Если ты говоришь о орде, так это было давно, история та не однозначна, но очевидно что орда -- это было славянское войско. Казаки это тоже была орда.
Ни каких узкоглазых азиатов на славянские земли ни когда не приходило, просто потому что такого быть не могло.
Кроме того они так и не оставили после своего "нашествия" ни каких следов... кроме легенд в более поздних переписанных европейскими историками учебниках.

А вот хорошо ты спросил; именно так, танках чтобы захватить славянские земли, и убивали целыми деревнями, вывозили к себе всё что можно было от земли оторвать, и даже саму землю эшелонами, и людей в рабство...
Забыл кто это был? Немцы в 1941 - 1944 годах.
и тебе бы надо помнить как святую дату день 28 октября, когда советский народ общими усилиями освободил вашу территорию, подарил вам право дальше жить, а не быть сожженными в печах крематориев.
А теперь на Украине объявляют национальными героями тех кто сотрудничал с палачами, тех кого весь мир признал преступниками.
Да, но вы не видите в каком состоянии вы сами возвращаете военнопленных, и сравните в каком состоянии возвращают людей вам.
Вы всегда так делали.
Вы всегда во всех своих же преступлениях обвиняете тех против кого эти преступления совершаете.
Вы так пытаетесь оправдать то что вы и в самом деле фашисты.

Я думаю что таких как вы, radiotv_lover, бесполезно призвать не врать.
Ну к чему говнобот из ольгинских болот может призывать? Только к тому, что прописано в методичках и теми же фразами. Под чужим подло взятым именем украинца.
Я кстати не удивлюсь, что ты пользуешься имененм какого-нибудь замученного фашистами в подвалах Донецка, убитого честного парня. Дом отошел какому-нибудь чеченцу, машина осетину, а "персональные данные" фашисткие мародеры цинично передали говноботам, чтобы выдавали себя за украинцев.

А прикинь, если все же бог есть? Тебя ведь за это ждет ад.
А ты сам, radiotv_lover, случаем не бот? Что за имя такое?
Так я тебе отвечу откуда у меня такое имя.
Это мои настоящие имя и фамилия, я не боюсь за свои слова и не прячусь под хитрыми никами.
Потому что я украинец, но не националист а настоящий патриот... хотя очень ленивый, диванный воин.

История существует не для того чтобы предъявлять какие либо требования, но для того чтобы учиться и делать выводы.
Гордость предками не повод кого то ненавидеть, а повод для того чтобы не позорить имена тех кто был до тебя, чтобы предкам в могилах стыдно не было.

И что бы там не было в прошлом, имеет значение будущее.
История необходима для того чтобы не повторять ошибок прошлого.

Логика простая: Украина находится на окраине славянского мира, она всегда испытывала изощренные попытки европейцев наложить свою власть на эту благословенную землю, расширить свои границы за счет славянских территорий.
Только заступничество огромной и очень сильной российской державы помогало украинцам оставаться в лоне славянства.
Отделение Украины очень сильно ослабило Россию, но сама Украина стала беззащитна.
В Украине все еще пока не сложилась своя культура государственности, территория осталась дикой и теперь её колонизируют европейцы так как они это умеют.

Я хочу видеть мою страну сильной и независимой, но такой она может стать только в союзе с Россией.
И есть те кто во что бы то ни стало пытаются забить клин между братскими народами.
И мне почему то кажется что многим из вас платят за вашу работу по развалу Украины.
И не секрет в бюджете каких именно стран и какие суммы выделены на эту деятельность.
Поэтому я тебя спрашиваю: а ты случайно не такой наёмник?
ты предлагал открыть маски? Так вот он я.
А ты кто?

Edited at 2018-02-20 12:03 (UTC)
говнобот из ольгинских болот
канающий под "украинца" пишет что живет в Германии и утверждает "Я хочу видеть мою страну сильной и независимой".
Ну если ты в Германии, то твоя страна сильная и независимая.

А елси ты своем болоте из говна, то твоя страна агрессор , проливающий кровь украинцев и захвативший украинские земли.

Писать "только в союзе с Россией" - это знакомо. Геббельс считал, Россия только в союзе с Германие может победить.
То есть ты патологический потомственный пролдолжатель фашистской пропаганды.
radiotv_lover
А от в том то и фишка, что безопасно писать о "вильной" Украине можно только из Германии.
Потому что в Украине процветает национал фашизм и говорить правду смертельно опасно.

Ты ругаешься, бросаешься гадкими словами... значит нормальных аргументов у тебя нет, гавно полезло.

Кстати, интересный пассаж;
" Геббельс считал, Россия только в союзе с Германие может победить"... Кого победить?
Так я тебе идиоту напомню: Гебельс считал что с Россией надо дружить, а врагом является Британия.

Впрочем, куда более известны слова Бисмарка, тоже о том что с Россией воевать ни в коем случае нельзя.
Учи историю, бестолочь...
Только не по тем учебникам которые нынче бендеровские наследники выпустили.