Норвегия

Норвегия. Между нами тает лёд



Норвегия — это как Россия с обратным знаком. Холод, тайга, деревянные избы, углеводороды, крепко бухают — ведь всё то же самое, но результат противоположный. Это настолько другая планета, что даже на автомобиле тут ездят — боком! Сам едва не попробовал, но вовремя опомнился.

Если вам не по душе зима — у меня есть для вас лекарство.



1 Что я знал о Норвегии до того, как в ней очутился? Да практически ничего, кроме пары стереотипов: зимой леденяще холодно, страна разбогатела на нефти, да что местные жители много пьют и страшно быстро пьянеют. Разве что медведи по улицам не ходят, зато очень дорого. Кроме цен, ничего не напоминает? Правильно, угадали...только у них тролли вместо матрёшек.


2 Вот только наш северо-западный сосед совсем не похож на Россию. Настолько не похож, что удивляешься, как мы вообще можем жить рядом и быть таким разными? Ха, берите больше - Норвегия даже не сильно-то похожа на Швецию, в составе которой жила без малого сотню лет. Они вообще какие-то другие. Не от мира сего, словно японцы Европы. Чтобы это понять, нужно просто купить билет, прилететь в Осло...и не увидеть там ни одного норвежца! Они предпочитают жить в небольших городах, деревнях, на природе. А всё население страны равняется числу жителей Питера, причём без пригородов!


3 Три дня я не мог понять, в чём "фишка" этой страны. Да, красивая природа, много снега, всё чисто и очень аккуратно. Но стоило ненадолго вернуться в Осло, как тут же потянуло назад, в глубинку: городской шум, суета и грязь настолько нетипичны и чужды норвежцам, что они без оглядки бегут из столицы в свои деревушки, где живут сычами в полнейшей тишине среди нетронутой природы. И говорят, у каждого второго жителя Осло есть такая "дачка" в укромном месте.


4 Про Норвегию у меня будет целая серия репортажей на этой и следующей неделе (приходите в 10 утра по Москве!).


5 В общем, в Норвегию я хотел и собирался давно, но не было повода. Он легко нашёлся, когда Mitsubishi Motors устроили глобальный тест своего нового автомобиля Eclipse Cross для журналистов со всего мира, от США до Новой Зеландии, чтобы не только дать самому испытать новинку в деле, но и проверить кроссовер в условиях, близких к экстремальным.


6 А что может быть более экстремальным, чем профессиональная раллийная трасса, где на голом льду оттачивают своё мастерство те, для кого автомобиль - не только средство передвижения.


7 Трасса принадлежит раллийной школе Джона Хогланда. Джон - бывший норвежский гонщик, человек-легенда. Он участвовал в 27 чемпионатах мира по ралли и больше ста раз приходил победителем в различных соревнованиях. Последние 18 лет Хогланд сам в гонках не участвует, а учит молодёжь. Зимой трек на замёрзшем озере арендуют мировые авто бренды для своих тест-драйвов.


8  В обычной-то жизни вы не ездите боком по голому льду, а если машину понесёт - приятного будет мало. Потому производители уже много лет бьются над всевозможными системами стабилизации и курсовой устойчивости, чтобы подстраховать водителя, исправить его ошибки, а в итоге - спасти жизни. Полный привод это уже давно не просто "четыре ведущих колеса -— и баста".

Одна из главных фишек нового автомобиля незаметна, пока вы стоите. Но в движении, особенно по таким трассам, как мои норвежские - вы ее почувствуете. И оцените. За аббревиатурой S-AWC (Super All Wheen Control) скрывается комплексная встроенная система управления динамикой автомобиля. Переводя с мицубишского на русский, когда вы просто "жмёте на газ",а в автомобиле происходит сложнейшая работа. Колёса крутятся с разной скоростью, особым образом распределяется нагрузка по осям, происходит, если нужно, подруливание или подтормаживание – и всё это без вашего участия. Цель – накрепко "приклеить" вас к дорожному полотну, если оно скользкое, повысить проходимость, если вы штурмуете грязь или гравий. А в спокойной обстановке система превращается в дядюшку Скруджа и главное внимание бросает на то, чтобы сэкономить как можно больше топлива.

Вот, как об этом пишут профессионалы:
Автомобиль фактически постоянно гребет всеми четырьмя колесами, распределяя момент по осям в зависимости от выбранного режима. Таких в Eclipse Cross три: автоматический, снежный и гравийный. Последний на обледенело-заснеженном покрытии нам, естественно, ни к чему, а вот то, как ведет себя машина в первых двух, оценим с удовольствием. По умолчанию на переднюю ось приходится 80% момента, на заднюю — 20%, но в случае необходимости умная электроника может перебрасывать его в соотношении 55% к 45%. Эй, любители подрифтить, вы готовы стереть в пыль свои руки об руль? В режиме «снег» тяга между передней и задней осью может передаваться от 70% к 30%, а в зависимости от дорожных или бездорожных условий — от 40% к 60%.

«Эклипс» же, помимо прочего, способен благодаря этому умению уверенно хвататься за лед при маневрировании на нескромных скоростях. Причем в самой обычной гражданской обувке, пусть и с шипами // avtovzglyad.ru



9 Автожурналисты бодро дрифтовали на круглой, как пончик, ледовой арене и смело, почти по-раллийному, входили в повороты. Джон молча смотрел на них, пускай ребята порезвятся, а потом сам сел за руль Эклипса и показал, что есть ещё порох в пороховницах и ягоды в ягодицах. Кстати говоря, с русскими у норвежского гонщика особо тёплые отношения: его дед и бабка были родом из Мурманска, и бежали в 1917 году от большевиков в соседнее государство. Отец был ветераном, участвовал в Петсамо-Киркенесской операции, освобождал Северную Норвегию вместе с советскими войсками в 1944 году, а в 2010-м получил награду из рук президента Медведева. Джон с гордостью рассказывает эту историю всем россиянам.


10 Ну а я езжу прямо всяко лучше, чем боком, так что ледовым покатушкам предпочёл исследование местности, в которой оказался. Для меня автомобиль - партнёр в путешествии, а не спарринг-партнёр. Так что, взял свободный Эклипс и отправился в город Затмения. Для тех, кто не оценил игру слов, скажу что "eclipse" в переводе с английского означает "солнечное затмение", а в Норвегии есть "город без солнца".


11 Впервые про необычный город Рьюкан я узнал, кажется, из блога Рустема Адагамова: он долгое время жил в Норвегии, любит и хорошо знает эту страну. Навигатор уверенно сказал, что ехать всего два часа от лыжного курорта Гейло, где мы базировались.


12 Ехать в город без солнца повезло именно в солнечную погоду. Было ясно, ярко и безумно красиво — вот она, настоящая зима, какой и должна быть, та самая белая зимушка-зима из детства, когда снег вызывает радость и восхищение, а не раздражение, что снова на дороге "день жестянщика", а машину ещё нужно откопать.


13 Но за хорошую погоду нужно платить. Минус двадцать - не шутки, даже в термобелье замерзаешь в момент, а покрытая льдом дорога не прощает ошибок: может, было лучше остаться на озере и поучиться ездить по льду, а не ездить по нему в реале? :)


14 Впрочем, система стабилизации автомобиля отлично справлялась, а я ехал не торопясь и не напрягаясь, любуясь первозданной красотой.


15 Примерно на трети пути, свернув с 40-й дороги и поднявшись на перевал по небольшому серпантину, я буквально уткнулся носом в сугроб. Дальше трасса была не расчищена. И, судя по укатанной лыжне, местных жителей этот факт ничуть не смущал.


16 Контур дороги ещё узнаваем, но кажется, зимой здесь вообще никто не ездит. Оказывается, и в благополучной Норвегии случаются такие "факапы" - короткий путь из Дагали в Рьюкан не пользуется популярностью. Так-то доехать туда можно по национальной трассе из Осло. Но мне добиратсья в объезд было не с руки, крюк почти на целый день. Пришлось разворачиваться.


17 Но про "город без солнца" расскажу, коль уже начал. Тем более, что добраться туда непременно стоит, хотя бы чтобы восхититься и отдать должное смекалке местных жителей. А дело вот в чём.

Небольшой город Рьюкан (Rjukan) в Норвегии не видит солнца примерно шесть месяцев в году, потому что располагается в глубокой долине между гор, куда не проникают солнечные лучи. Проблема сумерек продолжительностью в полгода частично решилась в 2013 году, когда на горе были установлены три зеркала площадью в 17 квадратных метров. Эти зеркала ловят солнечные лучи и отправляют их в долину, освещая центральную площадь города. // tjournal.ru



18 Внезапно появившиеся свободные полдня я посвятил исследованию окрестных обычаев. Норвежская провинция живёт обособленно, дома большие, и по возможности подальше от соседей. Заборами, впрочем, почти не отгораживаются, предпочитают расстояние как естественную преграду. Почтальоны давно махнули рукой: пока письма по всем домам развезёшь - состаришься! Так что, ящики принято вешать рядом с большой дорогой, у поворота на деревню.


19 С вывозом мусора примерно так же. У всех свой собственный бак, и не дай бог выбросить мусор к соседу! Зато как аккуратно сделан навес над помойкой, чтобы отходы не размокали под снегом и дождём и не воняли.


20 Городок Радберг, где я повернул в обратную сторону и поехал в сторону "базы" в Гейло по живописнейшей дороге через горы и деревни.


21 На стенах всех (!) магазинов обязательно крупно пишут часы его работы. Это выглядит странно, но очень удобно!


22 Ещё одна норвежская странность связана с автомобильными номерами. Помимо обычных белых есть ещё и номера на зелёном фоне. Это не полиция, не армия, не дипломаты и не такси. "Зелёными" бывают микроавтобусы и внедорожники, представительские седаны и крошечные городские хэтчбэки. Кто знает, в чём секрет?


23 Ладно, не стану в этот раз загадывать загадку, перебором всё равно никогда не угадать. Зелёные номера вешают на машины, облагаемые пониженным налогом и не предназначенные для перевозки пассажиров. Дело в том, что в Норвегии реально очень дорого, а цена на автомобили складывается в том числе из пошлин. Но можно серьёзно сэкономить, если вытащить задний ряд пассажирских сидений, поставить решётку в салон и переделать любимое авто в мини-автозак мини-грузовик: автомобиль, лишенный права перевозить пассажиров сразу становится дешевле в несколько раз.

В чем фишка? Багажное отделение таких автомобилей переделывается под грузовое. Т.е. у меня в машине стоит решетка, полностью отделяющая передний ряд сидений от багажного отсека. Устанавливаются такие решетки строго по регламенту местных дорожны служб. Любое нарушение которых могут очень жестко покарать. Также на пол кладется горизонтальный лист для упрощенной загрузки-выгрузки. Самым главным условием является возможность "засунуть" в багажник европаллет. Если размеры багажного отделения не позволяют этого сделать, увы, зеленых номеров не дадут и поставить на учет такой автомобиль как грузовой не получится. // drive2.ru



24 Вообще, от сельской Норвегии ждёшь чего-то подобного. Аутентичной деревянной архитектуры, настоящей старины - ведь это викинги, чёрт возьми, рассеяли семена по всей Европе и взялись рулить первой версией Древней Руси. Но ничего подобного, с тех времён вы ничего не найдёте, да и вообще Норвегия довольно современная в плане архитектуры страна. Красивая деревянная церковь в городке Uvdal хоть и украшена головами драконов, словно корабль викингов, но построена в самом конце 19 века. Учитывая тысячелетнюю историю варягов, практически новодел.


25 Зато деревянных изб по окрестным горам раскидано великое множество. Норвежцы не сбрасывают со счетов дерево, как строительный материал, и по-прежнему активно строят дома из сруба.



26 Рядом с современными домами и коттеджами часто встречаются стоящие рядом неказистые избушки, практически "на курьих ножках". Я так и не смог понять, что это и зачем они нужны. Вдруг вы разбираетесь?



28 Сельская библиотека.


29 На воротах детского садика - работа одного из воспитанников. Обратите внимание на реализм.


30 У норвежцев совершенно особенное и трепетное и отношение к природе. Если американская мечта - это жить в собственном доме, то мечта жителя Норвегии - чтобы этот дом был на свежем воздухе. Самая низкая в Европе плотность населения хорошо показывает, что к мечте они стремятся всеми силами.


31 Ещё одна важная отличительная черта страны - здесь удивительно чисто. Просто стерильно. Даже в Германии не будет такого идеального порядка, как в Норвегии. На сельской дороге непременные вешки, на случай метели. Снег на участках почищен, но ровно настолько, чтобы не мешал проходу, проезду и не создавал опасности.


32 Дороги расчищены идеально, но в то же время не до асфальта. По высоте сугроба можно понять, какие здесь бывают снегопады. А ведь сугроб - не снежный отвал, обратите внимание. Где же горы перелопаченной снежной каши? Увезли! И это - в деревне.


33 Я не норвежец, мне природа не так интересна, как люди. А вот их-то в здешней глуши почти не найти.


34 Потому что в Норвегии вся жизнь устроена так, чтобы не мешать другим наслаждаться уединением.


35 И я наслаждался, неспеша разглядывая дивные виды.


36 А ведь это я ещё до фьордов не доехал. Фьорды - летом, надо вернуться!


37 А теперь, наконец, расскажу впечатления от Эклипса. Во всём мире она только поступает в продажу, в России появится только через месяц, в апреле. Хотя разрабатывалась машина не один год, работу над ней начали ещё до вступления в альянс с Renault-Nissan. Так что, авто в каком-то смысле это последний "независимый" Мицубищи.


38 Внешность не главное, но о ней всегда спорят. Eclipse Cross однозначно будет обращать на себя внимание. Особенно поначалу, когда машина начнёт только появляться на московских дорогах и к ней ещё не привыкнут. В разработке экстерьера кроссовера принимал участие дизайнер Цунехиро Кунимото, ранее уже представивший миру Nissan Juke. Да, ту самую машину, которую одни ненавидят и считают уродцем, другие видят красавчиком и покупают только за дизайн. Уж что-что, а запоминающиеся тачки у господина Кунимото получаются.


Пара слов о размерах и практичности: машина компактная, не Outlander, но крупнее ASX. 4,4 метра в длину, 1,8 в ширину и "метр семьдесят" ростом. Багажник скромный, 341 литр, а если разложить задний ряд кресел, увеличивается до 448л. Но ведь это не та машина, на которой ездят в дальние экспедиции или возят стройматериалы. Кросс - городской житель, и в его багажнике уместны сумки с продуктами или детское кресло. Да, девочкам однозначно понравится, особенно в красном цвете.


Впрочем, не только девочкам: Mitsubishi наконец-то выпустили что-то молодёжное! Со времён последнего Лансера прошло достаточно времени, а в новой линейке Мицу пустовало место дерзкой, яркой и заводной машины.

39 Из прикольных опций - проекционный дисплей, хотя это вещь на любителя, я так и не привык.


40 Салон приятный, порадовала центральная консоль, повторяющая своими формами узнаваемые фонари автомобиля.


41 Мультимедийная система с большим тачпад-экраном, поддержкой CarPlay и Apple и AndroidAuto, подключается через всевозможные интерфейсы и проигрывает музыку, сохранённую в любом потребительском формате.


42 Большие боковые зеркала и датчиком "слепой зоны".


43 Камеры установлены по кругу, благодаря чему дико удобно парковаться.


44


45


46 Ну, как вам машина на первый взгляд? А Норвегия?


47 Если пост понравился - ставьте лайк и пишите комментарий! Завтра продолжим.


promo macos 10:00, monday 104
Buy for 500 tokens
Здесь основали «Гринпис», изобрели ботокс, играл Павел Буре, но не поэтому же сюда стремятся жить десятки тысяч мигрантов со всего света? Именно жить, а не смотреть достопримечательности. Вроде обычный мегаполис, но по всем рейтингам притягательнее Парижа и Нью-Йорка. Почему? Я прошерстил…
"Разве что медведи по улицам не ходят" — медведи не ходят, а олени — запросто. У меня друг живёт в Норвегии, постоянно шлёт видосы с оленями.

"зато очень дорого" — для приезжих, местным нормально, они достаточно хорошо зарабатывают.
Наблюдал с печальной миной на лице, как концерн Митсубиси мурыжил одни и те же модели серийного ряда, при этом принципиально нового ничего не делал:
1. Паджерик;
2. Аут;
3. L200$
4. ASX;
5. Прочие устаревшие модели типа Кольта, Лансера и т.д.

При чем в АSX не было даже USB разъема, это при том, что машина маде ин Япан)) А тут такое событие!