Украина

Днепр — самый необычный город Украины



Вот уж не думал, что скажу такое о бывшем Днепропетровске, но этот город ломает шаблоны и крушит стереотипы о насквозь советской восточной Украине.

Полтора года назад его переименовали в Днипро, но реальные изменения начались намного раньше. Теперь здесь не СССР, а местами Америка, местами западная Европа, а временами даже Израиль.

Смотрите и завидуйте!



1 Обычно самое ужасное, что может быть в постсоветском городе — не облезлые “комми-блоки”, а то, что построили уже после Союзаa. Архитекторы девяностых и нулевых хоть и вдохновлялись видами Манхэттена, но видели его лишь на фотообоях. Немного бетона, побольше стекла, по возможности — построить что-нибудь круглое или наоборот, нарочито угловатое — таким дерьмом застроены десятки украинских и российских городов.


2 И ладно бы строили в чистом поле, но все эти “бизес-центры” и “элитные офисы” втыкали в самом центре, невзирая на соседство с исторической застройкой. Точечно уничтожая архитектурный облик города.


3 Всё это, уверен, есть и в вашем городе. Сам я навскидку вспомню Уфу, Екатеринбург и Краснодар, а в Украине — Ивано-Франковск. Но в Днепре на этом не остановились, а пошли намного дальше.


4 Современная архитектура Днепра выглядит настолько не по украински, что в некоторых кварталах абсолютно забываешь, где . находишься. Это большая редкость для постсоветского пространства.


5 Башни-близнецы, самые высокие здания в городе, вы уже видели на заглавной фотографии. Рядом с ними расположен малоэтаажный жилой комплекс "Амфитеатр". Самая дешёвая (2 комнатная 71 м2) квартира обойдётся в нём в 3,25 миллиона гривен (около 7 миллионов рублей или $120 000), а самая дорогая, двухуровневая (230 м2) - 21,7 млн руб или 386 тысяч долларов. Да, в Москве и Киеве такая недвижимость дороже, но это Днепр.


6 Все эти здания, как грибы после дождя, начали расти в начале 2000 годов. В городе были деньги, у обладателей денег - спрос на "элитное жильё", а у архитектора - вкус и настоящий талант. Большинство знаковых зданий Днепропетровска были придуманы в архитектурном бюро Александра Дольника. Его называли отцом современного города: Дольник построил больше половины коммерческих зданий в центре города и даже спроектировал новую синагогу.


7 Что из всего этого вышло - смотрите сами. Меньше, чем за десятилетие центр Днепра преобразился и стал совершенно непохож на другие однотипные города востока Украины (или любой другой промышленный город). Мировой финансовый кризис 2008 года спутал карты и помешал амбициозным планам, деньги кончились. А так, появились бы в Днепропетровске и другие выдающиеся здания, например, собирались возводить 50-этажный небоскрёб, главную городскую доминанту. Позже, когда появились деньги, не стало самого архитектора - Дольник умер в 2013 году. Сейчас строительство продолжается, в том числе его компанией и другими застрйщиками и архитекторами, но переместилось на окраины, там возводят уже вполне обычные жилые комплексы.


8 Далеко не все новостройки Днепра сделаны с чувством вкуса. Провинциальная местечковость периодически пробивается даже у очень богатых людей. Вот несколько вилл по соседству с башнями, амфитеатром и кварталом "Амстердам" (большой комплекс тёмно-красных зданий на предыдущей фотографии). Всё это - частные дома. Даже сверху видна абсолютная безвкусица строений и нелогичность использования территории.


9 А вдобавок ко всему богатеи, отгороддившиеся от народа заборами, вывели водостоки прямо на общий тротуар. Не закопали в землю, не проложили трубы аккуратно, а просто так - кинули под ноги крестьянам. Ну не мудаки ли?!


10 Гостиница "Каспий" напоминает творения Гауди. Но у некоторых при виде здания - совсем другие, неприличные ассоциации.


11 Вилла "Барселона", один из самых необычных частных домов в городе. Тоже напоминает каталонского архитектора, но на самом деле нет. Посмотрите, как дом выглядит внутри - очень круто!


12 Немного колхоза "на стиле".


13 В целом, Днепр очень уютный и аккуратный. Если знать, по каким улицам ходить. Надеюсь, такого будет больше, а не наоборот.


14 Потрясающий пешеходный Екатеринославский бульвар и культурно-деловой центр "Менора" на заднем плане. Смотрите, как эта же улица выглядит ночью.


15 Менора построена для местной еврейской общины и на её же деньги. Здесь две гостиницы (подешевле и подороже), бизнес-центр, рестораны и синагога.


16 Это крупнейший в мире подобный еврейский комплекс, его площадь - 50 тысяч квадратных метров!


17 По соседству синагога "Золотая роза", выглядит необычно и футуристично.



19 А вот совсем "свежий" бизнес-центр, ещё даже не сданный в эксплуатацию. Так строят в Днепре теперь.


20 Говноархитектуры тоже хватает. Те, кто экономит на архитектурных проектах, на выходе получают что-то подобное.


21 Примеров неоубожества в городе не меньше, чем хороших зданий. К сожалению.


22 Ну и чтобы вы не подумали, что бывший Днепропетровск действительно так сильно отличается от остальной Украины - вот вам несколько картинок.


23


24


25


26 Кстати, город абсолютно русскоязычный, один из немногих где на русском не только говорит большинство, но и встречаются русские вывески и объявления.


27 В Днепре есть метро - смешное и самое короткое в Европе. Построенное даже позже, чем Криворожский трамвай (Кривой Рог относится к Днепропетровской области), его единственная линия даже не выход за пределы окраин. Сейчас вдоль бульвара строят новые станции, чтобы связать, наконец, подземку с центральной частью города.



Ещё я чуть не забыл рассказать о знаменитых бульварах Днепра, зелёных парках посреди шумной дороги. В городе целых десять бульваров, два из них это главные улицы города - проспект Дмитрия Яворницкого (бывший Карла Маркса) и улица Пушкина (осталась без переименований). По проспекту ходит трамвай, выглядит очень уютно. Летом должно быть ещё лучше, на картинках - январь.



28 Город вообще очень зелёный, много парков, целых два - "культуры и отдыха", это те, которые с аттракционами.


29 В парке есть детская железная дорога. Вообще, она открыта только в летние месяцы, но нам повезло застать её работающей зимой, по случаю новогодних каникул и тёплой погоды.


30 Народу - аншлаг. ДЖД очень похожа на такую же в Минске, делал про неё давным-давно отдельный пост.


31 Суть аттракциона в том, что это самая настоящая железная дорога, только маленьких размеров, она даже стоит на балансе национальных железных дорог, только управляют ей (от машинистов до проводников и стрелочников) дети в возрасте от 10 до 18 лет.


32 С удовольствием прокатились на маленьком поезде под управлением малышей. В детстве я и сам какое-то время мечтал стать машинистом (пока не захотел пойти в милицию), но у меня такой железной дороги рядом не было.


33 Одного дня мне в Днепре не хватило. Город оказался слишком интересным, а время пролетело слишком быстро. Зато есть задел на будущее, когда-нибудь можно вернуться и поснимать в местном метрополитене (может, его уже продлят к тому времени).


34 Или сесть на трамвай (увы, не такой футуристичный, как новый облик города) и поехать на другую сторону Днепра в жилые массивы...


35 Крайней точной однодневной прогулки стала окраина жилой части города, застроенной современными многоэтажками, плавно перетекающая в промышленную. Всё, что по карте левее - бесконечные заводы вперемешку с частным сектором. Ведь Днепр - один из крупнейших в Украине городов-заводов, по мощи здешней промышленности он едва ли не превзойдёт соседний Днепродым (о котором я писал леденящий душу репортаж) или Кривой Рог с его самым прямым на свете трамваем...


36 Ладно, всё это в другой раз. Днепр крут и многогранен, здесь можно снять как "украинскую Америку", так и беспросветный серый "совок" или остатки роскошного царского Екатеринослава. И нигде не соврать.

37 На десерт - одно из знаковых зданий города, дворец Ильича, ныне заброшенный и разрушающийся от каждого дождя.


38 Кто-нибудь скажет мне, чем он так прекрасен и знаменит?


39 Ещё я знаю, что среди читателей моего блога много жителей Днепра. Кому-то этот пост придётся не по душе, а кто-то наоборот, скажет что я всё слишком приукрасил. Ни так и ни эдак. Я просто поделился тем, как увидел этот город. Знаете, что в нём главное? Не крутой дизайн новостроек и не стейк в ирландском пабе "Банка". Днепр какой-то удивительно душевный, здесь просто приятно находиться. Объяснить это невозможно, надо просто приехать.


40 Новый репортаж про Украину — в понедельник в 10 утра по Москве. Приходите.


Понравилось? Ставь лайк и пиши комментарий!


Собираетесь в путешествие по Украине? Рекомендую прокатную компанию Sixt rent a car Ukraine

Палац Ильича можно сделать весьма красивым пространством без него. Наверное это конструктивизм или другой стиль, но формы есть, историю отражают.

А вот монолит на сороковой фотке – жуть. Даже и трезубцем не особо украсишь такой безликий монстр. И снести его не будет легко, если это бетон.

А так спасибо, показал, чем интересен город, что в нём живущих вдохновляет.

Про монолит разговоры ведуться давно, но там какие-то траблы с ним и вот уже много лет ведут споры о том, что снести его дороже чем достроить. А про достроить: я вообще не понимаю как это можно сделать, когда я там лазила, то мне показалось, что в нем жуткие ошибки в строительстве были, потолки там ниже чем в хрущевках((
Похожей была проблема и в Германии с монолитным комплексом Прора на острове Рюген, который был построен нацистами в конце 30-х годов как санаторий Вермахта. Сколько его ни бомбили англичане с американцами, ничего они не смогли сделать с этими монолитными блоками -- от взрывов бомб нигде даже трещины не появилось -- только стёкла из окон повылетали. При ГДР этот комплекс тоже пытались снести, но тщетно. Поэтому трогать эти блоки не стали: при ГДР на территории комплекса находились армейские казармы (а оттуда до берегов Дании рукой подать), а сейчас в этих блоках размещаются всякие музеи и офисы.
Да, представляю. Я из Каүнаса, в моём городе есть два таких недостроя из позднего совка. Высокие, видны из далека, портят все виды города, в центре, планировка тупая, ни к чему не приспособить, а снести трудно. За снос одного из этих монстров мэр предприниматель уже взялся, так 2/3 уже «съели» две спецмашины из спецфирмы разрушателей, а треть ещё осталась, хотя больше года прошло. Правда, останавливали иногда работу, потому что юридичесски всё организовано так, что могут отнять землю, на которой уже строится новый дом, если сразу снести весь этот прежний дом. И так как та оставшаяся треть близко к улице и прилеплена к другому зданию советской постройки и из советского кирпича, где учат студентов.