Россия

Рочегда: эталон российской разрухи и безнадёги



Странное дело — искать в России разруху. Что её искать, если она повсюду? Не соглашусь: есть у нас такая разруха, что хоть на картину маслом. Эпических масштабов безнадёга.

Путешествуя по Архангельской области, я добрался до удивительного поселка Рочегда. Даже в этом унылом и депрессивном регионе она выделяется. Строили ее при ГУЛАГе и из-под палки, а как ослабили хватку — тут-то всё и развалилось.

Можно винить коммунистов, демократов, пиндосов. А хотите знать кто на самом деле в этом виноват?

Давайте заглянем в Рочегду, и я вам покажу ответ на этот вопрос.



1 Как и многие относительно крупные населенные пункты региона, Рочегда стоит на Северной Двине.


2 На берегу — пристань для судов и паромов. Паромы тут — единственный способ попасть на другой берег. От Архангельска до Котласа, на много сотен километров, нет ни одного моста. И даже не собираются строить.


Архангельск и сам-то стоит на краю цивилизации. А от Архангельска до Рочегды — 350 километров. Настоящий медвежий угол и конец географии.


4 Время здесь не то, что остановилось, а, кажется, пошло вспять. Как и полвека назад, самый "козырный" транспорт в Рочегде — уазик, шишига да дешевый мотоцикл.


5 Рождением Рочегда обязана классическому "лесоповалу" из лагерного шансона. Её строили как лесопромышленный поселок силами заключенных, в том числе поляков. Они и дали название. "Роче" по-польски "стоянка".


6 Лесозаготовительное предприятие проработало тут 71 год. Поселкообразующее производство вырастило несколько поколений лесорубов, и каждый второй житель был так или иначе с ним связан. Но в 2013 году развалилось и оно. Персонал уволили.


7 Во время войны на лесозаготовках работали женщины и дети. Трудились исключительно вручную, единственной машиной был паровоз. Его прозвали "Пётр Первый", точно не помнят, почему. Вроде бы фамилия машиниста была Петров.


8 Если лес валят — его надо вывозить. Так до Рочегды протянулись рельсы. Конецгорская железная дорога прошла по берегу Северной Двины.


Труда, страданий и жизней не жалели — очень нужен был стране лес. Шла война, но дорогу построили в рекордные сроки, менее, чем за два года и сдали в 1944 году.

9 Узкоколейка связывала Рочегду с внешним миром. Теперь эту пуповину перерезали.


10 В 2012 году железнодорожное сообщение было упразднено. Была надежда, что это временно. Но местные жители моментально растащили матчасть. Всё более-менее полезное и даже бесполезное исчезло с локомотивов и вагонов в считанные дни.


11 Восстановлению не подлежит.


12 То, что было полито потом и кровью, теперь растащено по окрестным дворам.


13 Длина узкоколейки — почти 84-км. Большая часть — до сих пор в сносном состоянии, но это, похоже, никому не нужно.


14 До 2012 года был один более-менее регулярный поезд до Пыстромы, да зимой иногда пускали пару вагонов до Няводы.


15 А почему именно зимой? Да потому что в холода трудно передвигаться на дрезинах. Да, в 21-м веке основное средство передвижения по дороге было — дрезина.


16 Такими темпами скоро на оленьи упряжки и лошадей впору переходить. Движение вспять продолжается.


17 Еще недавно Рочегда занимала второе место по численности населения в районе. Но леса повырубали, а на модернизацию поселковой жизни просто забили.


18 Теперь тут одна из самых живописных и одновременно безнадежных заброшек России.


19 Да и сама узкоколейка — потенциально интересная достопримечательность, могли бы привлекать туристов. Немного таких объектов у нас осталось. Но дорога зарастет травой, ржавеет, гниёт.


21 И в этом, кроме самих людей, никто не виноват. Глупость, безволие и наплевательство не зависят от режима и государственного строя.


22 Местные жители вовсю ругают власти, а сами тащат вагоны себе на сараи. Двоемыслие как оно есть.


23 Можно сколько угодно винить Путина, Ельцина, Горбачева или даже Обаму, но вагоны тут явно не Обама обдирал.


24 Все остальные блага цивилизации успешно заменяет телевизор. Сортир может быть на улице, вода — из колодца, но "ящик" — это святое. Поэтому в голове у большинства жителей посёлка — типичный набор на тему «кто виноват». А если известно, "кто виноват", уже не обязательно думать, "что делать".


25 Напоследок расскажу одну показательную историю. На 5000 жителей посёлка остался один врач. Алексей Леонидович Кордумов принимает в день десятки человек, он и терапевт, и окулист, и хирург, в общем, сам себе целая больница. И вот вместо того, чтобы построить тут нормальный ФАП или прислать еще хотя бы парочку врачей — запустили компанию по сбору подписей. Как вы думаете, чего хотят? Ни за что не догадаетесь. Хотят, чтобы Кордумову дали медаль "За заслуги перед отечеством". Собрали 26 000 подписей! В общем, на тебе, герой, медальку, и ишачь дальше.


В этой истории, как в зеркале, вся Рочегда и сотни других таких же безнадежных городов и поселков нашей страны.

promo macos 11:00, thursday 357
Buy for 500 tokens
И вообще, совершенно бесполезно. Но большинство пассажиров из России бурно аплодируют, стоит их самолёту приземлиться. Как выяснилось в ходе опроса 5 тысяч человек, проведенного туристическим сервисом Туту.ру, 52% признались в том, что хлопают всегда. Но это же глупость, дремучесть и вообще…
(Анонимно)
это просто капитализм.
раньше был леспромхоз ., который рубил лес давал работу стоил школы детские сады клуб и прочее
сейчас рубит частная компания типа Илим которая покупает яхты и виллы в европе
лишние люди
"Узкоколейка связывала Рочегду с внешним миром. Теперь эту пуповину перерезали".

Глянул карты - от Рочегды до федеральной трассы М8 - 27 километров, правда еще через реку надо переплыть. А вот узкоколейка ведет на восток, на пути имеет две станции - Пыстрома и Няводы, а потом пропадает в тайге в направлении на северо-восток, где еще очень долго не будет ни городов, ни железной дороги. Никакой другой связи с общей сетью железных дорог у этой узкоколейки нет.

Похоже по узкоколейке вывозили лес в Рочегду, ну а дальше лес проще сплавлять по Северной Двине до ближайшей большой станции.

Может перепутали чего?

Edited at 2018-05-02 07:37 (UTC)
Вагоны явно не пригодные к эксплуатации жители приспособили от нужды под сараи - а модный блоггер их ругает. Узкоколейку для туризма - шедеврально! Ну хоть бы прикинул для начала, сколько будет стоить приведение её в соответствие тех.нормам эксплуатации. Даже на фото видно сгнившие шпалы - так это в самом посёлке, а не в лесу. Да, хипстерство отрывает людей от реальной жизни напрочь...

П.С. тут вон ГТС Укурии скоро закрывать надо будет, ибо затраты на ремонт становятся (если уже не стали) сопоставимыми со стоимостью прокладки новых трубопроводов. А вы говорите - узкоколейку реанимировать...
Надо еще добавить одно важное дополнение. В российской глубинке ТАК - почти везде. И в Карелии и на Алтае. И в Забайкалье и под Кировом. И в Новосибирской области и в Псковской.
Все здесь описанное - нормальное состояние в РФ вне области влияния крупных городов.