Польша

Как жили в Польше во времена СССР



Ностальгируете по Совку? В Польше тоже такие встречаются, хотя многие стали забывать, как это было. Как раз для таких товарищей в польской провинции открыли музей минувшей эпохи. Съезжаются сюда со всей округе, одни - вздохнуть о былом, другие — показать детям, чего те избежали.




1 Детей здесь очень много. Я оказался в музее в день конституции, все рванули путешествовать по стране, так что был аншлаг, хоть и находится музей в настоящей глуши, в полузаброшенной промзоне города Руда Слёнс: это дальний пригород Катовице, на юге Польши.


2 Раньше здесь был колхоз, разворованный в “лихие девяностые”


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13 Наше с поляками общее прошлое проявлялось не только в идеологии, но и в культуре. Не знаю, были ли у них худсоветы и запрещённая музыка.


14 А знаменитый советский мультик “Ну погоди!” назывался просто — “Волк и заяц”.


15 Точно такая же подставка-крутилка для кассет была у меня в детстве.


16 Неплохая коллекция раритетных телевизоров, радиол и приёмников. Лет двадцать назад такие выбрасывали на помойку (разок видел, что даже из окна!) а теперь их собирают музеи и выкупают за большие деньги коллекционеры.


17 Честно говоря, из всех экспонатов меня больше всего заинтересовали польские документы ушедшей поры. Внутренний паспорт, талоны на еду, карточка прописки и чековая книжка.


18 Есть здесь и польский “загран”. Его получение было большим делом и не меньшей головной болью, чем для граждан СССР. Но заветная книжица позволяла почти свободно ездить в “братские” соцстраны. Обладатель польского паспорта мог побывать в Болгарии, Чехословакии, Румынии, ГДР, Венгрии и в Советском Союзе. Для поездок в капиталистические страны требовался отддельный тип паспорта, который доставался ещё сложнее.


19 Владелец документа был шесть дней в Чехословакии в далёком 1978 году.


20 Аналог советских выездных виз, но гораздо более гуманный — за пользование паспортом нужно было платить пошлину и вклеивать марку, подтверждающую оплату. Штампы собственной страны ставили на отдельных страницах, причём напротив каждого выезда должна была стоять и печать о возвращении. Кстати, после поездки документ нужно было сдавать в ОВИР.


21 Чековая книжка! Неизменный атрибут образа свободного и богатого человека, придедший из голливудских фильмов, где герой небрежно подписывает чек на сумму с многими нулями. Этот предшественник кредитной карты был недоступен советским гражданам, но оказывается, был в Польской Народной республике. Вопрос лишь в том, к какому периоду относится эта книжка. Уж не к концу ли 80-х?


22 Вот такая же в точности "шестёрка" Жигулей цвета слоновой кости была у моего дедушки. Хорошо помню, как мы ездили на ней в деревню каждое лето, а большую часть года стояла в гараже. По Москве дед на ней не ездил, но как и положено, регулярно навещал машину в гараже и сдувал пылинки. В советские годы личный автомобиль был роскошью и требовал особого отношения. Это потом "шестёрки" прибрели славу "шахид-мобилей", на них пересели нелегальные таксисты, водившие реально как камикадзе. Сейчас в регионах России ещё легко можно встретить ВАЗ 2106 на дорогах, а для поляков это реальный раритет из прошлого.


23 Армейский УАЗик и легендарный польский минивэн Ныса в милицейском исполнении: такие выпускались до 1994 года, их делали на базе ГАЗ М-20 “Победа”. Вообще, в социалистической Польше было много иностранных брендов: советские “Лады”, “Волги” и “Москвичи”, чешские “Шкоды”, ГДР-овские “Трабанты”. А в Союзе отчего-то ничего, что производилось за пределами страны её гражданам не продавали. Интересно, почему так?


24 Коллекция мопедов.


25 Смотрите, ларёк! Как называлась “Союзпечать” по польски? Ларьки остались на улицах и по сей день, нет у них Собянина, который отважился бы с ними бороться. В большинстве польских ларьков и по сей день торгуют бухлом и сигаретами. Давайте посмотрим, что продавали четверть века назад?


26 Деньги и сигареты. Многие пачки кажутся знакомыми? Так и есть — польские “Кармен” и болгарская “Шипка” продавались в СССР. В отличие от машин, покупать импортное курево совгражданам разрешалось.


27 Колода игральных карт, перекидной календарь, фонарик.


28 А подобные товары и сейчас можно встретить во всех подобных киосках, в какой стране они бы не находились!


29


30 У дальней стены — особая коллекция. Изгнанные с улиц памятники социалистическому прошлому. Сегодня я показал то, что поляки сохранили, чтобы было что вспомнить. Приходите завтра в 10 утра в этот блог, поговорим о том, что поляки хотели бы забыть.


Понравился пост? Палец вверх! Есть комментарий? Пишите!

Все мои путешествия застрахованы на 1 миллион долларов в Абсолют Страхование, что бы ни случилось. Читателей блога ждёт специальная скидка 20% на любую страховку.


Более ранние стадии-это склад Облторговли, Советская ЖД, склад "Мотокова" (чешская госкомпания, занимающаяся поставками мототехники и запчастей за границу), и склад завода Ява или ЧЗ. Хищения за границей я не принимаю во внимание (не принял бы Союз разукомплектованную технику, за которую уже уплачено "переводным" валютным рублём). Тогда как тотальная разукомплектация в промышленных масштабах на ЖД или складах Облторговлине не могла бы пройти незамеченной мимо ОБХСС-поскольку требовала действительно промышленного подхода-специальных цехов, тысяч работяг, продуманной логистики. И к тому же остался нерёшённым вопрос-а куда же это всё девалось? Шлемов "типа лётных" долно было бы быть по Союзу миллионы, по числу раздербаненных мотоциклов-а их было по паре штук на город, и это были действительно лётные шлёмы, которые действительно можно было выменять на водку или деньги у летунов в авиачастях, коих в Союзе было ого-го во всех ебенях.
Действительно воровали-так это комплекты чудесных добротных чешских инструментов из ящика, мотоциклетные аккумуляторы (коих в Союзе всю дорогу был жесточайший дефицит, совкоциклисты даже додумались спаивать в единые блоки батарейки и втискивать эти блоки в аккумуляторные отсеки ), светотехнику и покрышки-то есть всё то, что быстро изнашивалось, разбивалось и ломалось , и при этом в запчастях было купить невозможно. Но это не было таким тотальным, как в Вашей легенде, и в конце концом всё это можно было купить тут же в магазине "Спорттовары"-но только по рекомендации "я от Иван Иваныча" и с тройной переплатой
А корни Вашей действительно красивой легенды лежат в другой легенде, периода Второй Мировой и ленд-лиза (причём основанной на реальных предпосылках). По ней, всё американские грузовики "Студебеккер" поставлялись в Союз со спецодеждой для шофёров-кожаными пальто. Эти пальто изымались ещё на стадии перегонки и расходились по каптёркам. После чего входили в гардероб высшего и выше среднего офицерского состава. По этой легенде, американская правительственно-военная делегация по прилёту в Москву была в жесточайшем ахуе, когда увидели встречающую их делегацию советского генералитета-"А почему нас встречает так много шофёров?"
Да, источник так себе. Допускаю,что чешский пацан действительно знал, в какой комплектации продаются мотоциклы в ЧССР. Но когда я покупал свою первую Яву в 90-м году, там не было никакого даже намёка на те богатства, что вы описываете-хотя инструменты, насос и ЗИП были на месте и указаны в обширной инструкции на ломаном русском
Начну с того, что Česká Zbrojovka был в продаже в Союзе с двухтактным движком объёмом 250 кубиков. А вот Jawa была и 250, и 350 кубов. Двухцилиндровая Jawa стоила 720 рублей в 1967 году. Мы с двоюромными братьями отработали на колхозном току после 7-го класса три месяца в две смены, что позволило купить в станичной потребкооперации 4 мотоцикла. Курток, шлемов, перчаток-краг в комплекте не шло, кроме набора инструмента, насоса, запасных лампочек, запасных дисков сцепления. Комбинезоны и прочие прибамбасы можно было заказать через "Товары почтой", а можно было через колхозы из Прибалтики - многие тогда приезжали своими автобусами смотреть Волгоград и становились лагерем на Дону.
Странно. Второй по массовости дорожный чешский байк после Явы. Двухтактный двухцилиндровый двигатель 350 кубов, идентичный двигателю Явы 634, в последующем модернизированный
Вот так выглядел https://www.google.com/url?sa=i&source=images&cd=&ved=2ahUKEwjfk77ZgaTbAhUBNCwKHbGUBUkQjRx6BAgBEAU&url=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DM5agGZFoeto&psig=AOvVaw1Aik2rhd6cPTDn4Cev21eH&ust=1527445943568885