Польша

Забже: самая глубокая дыра в Европе



Это место совсем не похоже на Польшу. Оно, скорее, одновременно напоминает и Калининград, и Донецк. Отсюда выперли немцев — раз. И здесь все заточено под угледобычу — два. Взрослые пьют, детишки кидают зиги, бабки ходят в халатах. Тлн и бзсхднст, короче.

Но рассказывать об очередном логове польских быдлозавров мне не очень интересно. А вот самая глубокая шахта Европы — другое дело! Там я увидел много чудес, включая Санта-Барбару с конями. И — выпил глубочайшем в мире кабаке. Читайте репортаж из предбанника самой Преисподней!



1 Сегодня снова буду удивлять — вы никогда не слышали раньше про Забже? Зря, ведь это один из самых колоритных городов юга Польши, несмотря на своё странное для русского уха жабье название. А к Польше он и вовсе стал относиться лишь после 1945 года, когда территория вошла в состав государства по итогам Второй мировой войны. До этого здесь была Германия, архитектурный формировали немцы. При них город назывался Гинденбург, в честь рейхспрезидента Пауля фон Гинденбурга, на тот момент ещё лишь генерала, главнокомандующего времён Первой мировой (на Восточном фронте против России). Но все эти энциклопедические сведения я перепечатываю здесь лишь для общего развития, к самому рассказу о городе они отношения не имеют.


2 Гораздо важнее будет знать, что сразу после капитуляции нацистской Германии живших здесь немцев депортировали, и в городе где их жило 98% населения не осталось ни одного. Зато остались дома, впоследствии занятые поляками.


3 Эта история как две капли воды похожа на судьбу Калининградской области, той части Восточной Пруссии, что по итогам войны отошла к Советскому Союзу. На территории, где до войны не жили русские, пригнали сотни тысяч крестьян из Тамбовской и Воронежской области. Деревенских поселили в города, но ничего хорошего из того не вышло. (Читайте мои репортажи про Калининградскую область, чем всё обернулось через 70 лет). Хотя Пруссия ещё хороший пример, на Сахалине так просто сравняли японские города с землёй и застроили пятиэтажками.


4 Забже — чертовски красивый и уютный город, несмотря на общий налёт разрухи и запущенности.


5


6 Здания фантастической красоты!


7 Хорошо, что переселенцы люди неприхотливые, легко освоились, могли бы и снести всё или оставить стоять заброшенными. Но новые хозяева Забже не побрезговали забрать себе немецкую недвижимость. Как не гнушались до этого еврейским добром, когда тех убивали в гетто или отправляли в лагеря смерти.


8 Но не будем о грустном. Сегодняшний Забже потрёпан, но жив.


9 Вообще весь край смело можно назвать польским донбассом. Точнее Силезбассом, так правильно. Верхнесилезский угольный бассейн крупнейший подобный регион в Польше, и ещё с середины 19 века всё здесь вертится вокруг шахт, карьеров и горных заводов.


10 Когда-то Силезия была центром польской промышленности, уже в XVIII веке здесь бурно развивались сталелитейная и горнодобывающая отрасли. Ранее регион был известен производством изделий из стекла и залежами серебра и железа. У среднестатистического поляка Силезия ассоциируется с добычей угля. Это полезное ископаемое, которое в Польше иногда называют черным золотом, многие десятилетия было одним из главных богатств области.


11 Угольное изобилие способствовало развитию сталелитейной и ткацкой промышленности, которые, в свою очередь, стимулировали строительство разветвленной железнодорожной сети. Теперь многое из этого не нужно и заброшено.


12 Туристов в Забже не то, чтобы много, но потенциал у города огромный. Закрытые производства и шахты перезапускают, чтобы водить туда экскурсии, а старую водонапорную башню хотят превратить в современный убранистический парк наподобие нью-йоркского High Line, и уже собрались освоить почти 5 миллионов евро на это дело. В любом случае, пока что Забже редко встречается в путеводителях, но они только в начале пути.


13 Стены окрестных домов черны от угольной копоти. Потемневшие от времени и вредных выборов здания вообще одна из отличительных особенностей южной Польши. Встретить это можно повсюду в Силезии даже на заводских окраинах Кракова.


14 Недавно открывшийся детский парк возле шахты имени королевы Луизы : подземный туристический маршрут создан специально для детей


15 Центральную плошадь города украшает памятник Винсенту Пстровскому, герою труда и человеку-шахтёру (виден на заглавной фото), а чуть дальше в сквере стоят горные машины,


16 На улице жара. Польский климат в мае я представлял себе немного иначе, а оказалось, что тут жарче, чем в Бахрейне! Измученные горожане не могут сидеть по домам (кондиционеров нет) и купаются в фонтане, после чего обсыхают возле вагонеток.


17 Местных жителей выделяют одинаково отсутствующие взгляды и красоватый цвет лица. Нет, они не сгорели на майском солнышке (хотя. и. это тоже), просто любят бухнуть.


18


19


20 А это я забрёл куда-то в цыганский район. В одном из прошлых постов польской серии я писал про местное быдло, живущее в столетних фабричных домах, превращённых в настоящие трущобы. Так вот, в Силезии такая картина повсеместна.


21 Я уже жду комментарии вроде “Да в России так половина страны выглядит”, “А в Украине ещё хуже”. Ну вот честно говоря в Забже не было ощущения, что я нахожусь в Евросоюзе и вообще за границей.


22 Если сюда иногда приезжают немцы, раньше жившие в Силезии, в какой же ужас они должны приезжать. А ведь наверняка приезжают, в отличие от Калининграда, сюда им не нужна виза и расстояния смешные.


23 Сейчас мне кажется, что эти дети зигуют, но возможно просто камера поймала такой кадр, уже не вспомню. Надеюсь, что всё-таки показалось. Хотя свастика в жилых подъездах Освенцима намекает, что возможно и нет.


24 Знак московской Олимпиады 1980 года на стене одного из домов.


25


26 И всё-таки есть как минимум один повод заглянуть в Забже, даже если вы не очень любите разруху. Мороженое здесь вкусное!


27 А на самом деле, единственное. что может заставить туриста свернуть с международной скоростной трассы А4, связывающей Краков с Берлином это угольная шахта Гвидо. Самая глубокая в Европе, но не только поэтому представляющая интерес. Разработки закрылись, но шахту сохранили в работоспособном виде и теперь водят экскурсии на глубину 350 метров.


28 Вот же ирония судьбы: то, что вогнало город в тоску и обнищание, продолжает его кормить и служит единственным шансом на возрождение.


29 Не удивительно, что практически все сотрудники музея — бывшие работники этой же самой шахты, многие специалисты остались на своих местах. Правда, ещё больше забжечан оказались на улице и были вынуждены уехать на заработки за границу или спиться от безысходности.


30 Лифт, ведущий в саму шахту называется клеть. Он состоит из трёх кабин, расположенных одна над другой, чтобы за один раз опускать или поднимать больше людей.


31 В машинном зале сидит оператор за рычагами и поднимает (или опускает) клеть. О том, что именно ему нужно сделать, сигнализируют дежурные, расположенные на верхнем и нижнем уровне. Один удар в звонок — стой. Два — поднимай наверх . Три удара— опускай в шахту. Есть комбинированные сигналы, всего 15 команд.


32 Сама шахта перестала давать уголь ещё в середине XX века, но до 90-х годов использовалась для обслуживания соседних. Стандартная экскурсия длится 2,5 часа и проходит в составе организованной группы. Бывают туры на английском языке, но в-основном набирают польские группы: туристы пока в-основном местные. Детям тоже можно, если они старше 6 лет. Малышам вообще устраивают отдельные детские экскурсии, но не здесь, а в соседней шахте “Королева Луиза” (я там не побывал, но упоминал в этом посте и делюсь ссылкой).


33 Спуск в шахту не рекомендован людям с клаустрофобией и тем, кто испытывает проблемы с дыханием. Но вообще дышать там есть чем. Только очень холодно (+13-15 градусов круглый год), утепляйтесь!


34 В шахте Гвидо есть три горизонта: 170, 320 и 355 метров. На первом уровне показывают самые старые штольни, сохранившиеся ещё с 19 века и экспозицию, посвящённую горному делу той поры. Гид расскажет про организацию работы и технологическом прорыве, случившимся в начале 20 века. Раньше-то добытый уголь вывозили при помощи лошадей, под землёй были целые конюшни, причём однажды спущенный в шахту конь оставался там до конца своих дней.


35


36


37


38


39 В подземных лабиринтах есть даже небольшая часовня в честь святой Варвары (Санта-Барбары!), покровительницы шахтёров.


40 Уровень 320 метров это уже наш век и почти современные крупногабаритные горные машины, причём все они в рабочем состянии и экскурсовод будет рад показать их в деле.


41 Хотя шахта давно исчерпала свои промышленные запасы угля, для туристов немного осталось. Поэтому самое крутое, что можно себе представить - другой, пятичасовой тур с настоящим погружением.


42


43 Большую часть 6-километрового маршрута придётся пройти пешком, но часть его можно проехать в подвесном поезде. Это единственная подобная дорога в мире, доступная для туристов (ну, так пишут на сайте шахты-музея).


44 Самый крутой опыт, который можно получить в шахте Гвидо — самому отправиться в забой! Есть специальная программа на 5 часов, где вы в составе небольшой группы из 4-5 человек отправитесь добывать уголь по-настоящему. На мой взгляд, это гораздо круче обычной обзорной экскурсии и стоит потратить полдня времени, чтобы побыть в шахтёрской шкуре. Ну где ещё такое предложат?


45 Поделюсь впечатлениями человека, который на это решился:
Проходим в кладовую - получаем робы, рубашки, резиновые сапоги, каски, перчатки, бумажные респираторы, строительные очки, подсумок для батарей. Переодеваемся. В следующей комнате получаем батареи с фонарями, приборы самоспасения (весьма увесистый, как мне показалось весил он кг. 4), сумки с инструментами (2 на группу). Расписываемся в журналах.
Гид объясняет как пользоваться самоспасателем. Проходим к шахтному лифту. Все вместе загружаемся в него довольно плотно. Клеть расчитана человек на 8-9. У девушек на лице наблюдается некоторая встревоженность. Но спуск проходит без происшествий. Лифт идет со скоростью, с которой спускаются лифты в жилых домах. Шахтеров спускали быстрее.

Попадаем на 320 уровень шахты. Пока все чисто и светло. Мы проходим мимо группок школьников, которые смотрят на нас приоткрыв рты. Гид объявляет, что это идут настоящие шахтеры. Затем мы уходим в боковые штольни, где уже нет групп туристов увиденных нами ранее, потолочные освещение тоже пропадает и мы идем по штольням вниз на самый глубокий уровень открытый сейчас для туристов при свете налобных фонарей. С уровня на уровень, вниз и вверх, мы будем переходить в течение всей экскурсии. Освещение будет появляться только в определенных местах с указанием эвакуационного выхода.

Периодически мы останавливаемся и гид рассказывает нам: историю шахты, методы и способы добычи, устройство и принципы работы машин и механизмов, аварийной сигнализации и систем жизнеобеспечения. Мы выполняли задания: по сборке и разборке ленточного конвейера, системы подачи воздуха и откачки воды, перекидывали уголь. Описывать все подробно не буду, чтобы вы на экскурсии не заскучали. Да и как можно описать, тут делать надо. Пока мы выполняли задания гид ходил рядом, давая распоряжения и советы, иногда помогая, приговаривая: работайте-работайте, вы за это деньги заплатили. Мне за это не платят. Получая после выполненной работы от гида оценку ввиде двойки мы шли дальше. Да, люди высокого роста будут периодически биться головой в каске о разные выступающие конструкции и своды штолен и ходить в некоторых местах в полуприсяде. В нашей группе был один такой крупный товарищ ростом примерно 1.90-95. Я со своим средним ростом нет-нет да и прикладывался головой об какую-нибудь балку.

Экскурсия окончена, возвращаемся к лифтам. Поднимаемся наверх, фотографируемся и в душ.Не сказать, что прям были чумазые с ног до головы, но освежиться было приятно. Пыли, прям висящей в воздухе, в шахте нет. Она поднимается только когда перекидывали уголь, возились с оборудование или на уровне ботинок когда ходили по штольням, да и если притрешься пока выполняешь задание или сидишь на привале. Когда идет настоящая добыча в шахте пыль стоит стеной, что дальше руки не видно, а шахтер черный как сам уголь. // forum.awd.ru



46 Тур заканчивается в самом глубоком баре в мире. Вообще не шутка и не преувеличение, где вы ещё сможете выпить пивка на глубине 350 метров? Правильно, только здесь! Подают даже местное пиво двух видов (лагер и стаут), сваренное хоть и на поверхности, но специально для этого бара. Сувениры продаются здесь же.


47 Кстати, если вы не хотите на эккурсию, а просто желаете прибухнуть под землёй, отдельная клеть-шатл ходит в 15 и 45 минут каждого часа.


48 Вот такой он, польский “донбасс”. Если репортаж понравился - ставьте лайк и пишите комментарий. Если нет — тоже пишите, пусть люди знают. И завтра в 10 утра жду вас, расскажу про совсем уж необычный польский город.


Ещё минуточку! Все мои путешествия застрахованы на1 миллион долларов в Абсолют Страхование. Читателей блога ждёт специальная скидка 20% на любую страховку.


promo macos 10:00, Пятница 176
Buy for 500 tokens
Даже сразу пятнадцать троллейбусов! В самой что ни на есть канадской глуи, где вокруг только лес и медведи! У меня было два вопроса – как и ЗАЧЕМ они здесь оказались? За интригующим заголовком вас ждёт рассказ о самых красивых местах западной Канады. А при чём тут Лев Толстой? 1 Между…
Забже — чертовски красивый и уютный город, несмотря на общий налёт разрухи и запущенности

Я вот что подумал. Поляки экономны. Они могли бы потратить деньги на реновацию, но предпочитают расходовать бюджет на другие цели. Например, на здравоохранение, высокие пенсии, пособия. Поэтому разруха - она снаружи. Зато полякам остаётся больше денег из бюджета на другие нужды. Возможно, вам стоило бы поинтересоваться размером пособий, пенсий местных жителей.

а чуть дальше в сквере стоят горные машины

А вот это плохо. Ребята на них забираются, прыгают и могут поломать себе ноги. Таким опасным объектам не место в общественных местах. Думаю, их нужно убрать. Например, в музей и водить туда экскурсии. Под руководством экскурсовода. Чтобы дети не падали с горных машин.

Мороженое здесь вкусное

Большой палец касается мороженого слева. Руки небось не мыли. Потом понос будет. Перед едой нужно мыть руки. Или не касаться еды грязными руками.

Есть специальная программа на 5 часов, где вы в составе небольшой группы из 4-5 человек отправитесь добывать уголь по-настоящему

А потом стены шахты по-настоящему обрушатся на туристов и будут настоящие трупы. Опасно это. Профессиональные шахтёры погибают, а тут туристы рискуют своей жизнью. Я бы ни за что не стал добывать уголь. Не хочется быть раздавленным несколькими тоннами камней.

где вы ещё сможете выпить пивка на глубине 350 метров

Пьяные люди в закрытом пространстве. Это может закончиться дракой. Там есть охрана, чтобы разнять дерущихся и врачи, чтобы оказать первую помощь пострадавшим?
(Анонимно)
Отличные репортажи! Очень приятно читать. Только стоит помнить последовательность действий: сначала была война, развязанная Германией, немцами, и только ПОСЛЕ войны произошло их выселение из городов. Т.е. никто к ним не пришёл как оккупант - это была расплата за их собственные действия. Не стоит об этом забывать. Что касается евреев - то большинство поляков относилось и относится к евреям нормально. Также следует помнить, что немцы набирали из евреев полицию, которая и распоряжалась в гетто.
(Анонимно)
Например, на Мертвом море можно бухать, купаться и загорать на глубине 400 метров ниже уровня океана. И всё это с пользой для здоровья :-)
А если серьезно, то в украинском Кривом Роге шахты по добыче железной руды намного глубже - до полутора километров (1500 метров). Не знаю, бывают ли там экскурсии. А вот экскурсии в карьер (место открытой добычи руды, огромная яма в Земле) там точно есть. Некоторые карьеры добывают с глубины 300-400м.
" Как не гнушались до этого еврейским добром, когда тех убивали в гетто или отправляли в лагеря смерти."

Точно также как не гнушались еврейские ростовшики отбирать последнее у всех остальных, загоняя их в кабалу.