Польша

Нова Хута: польский "Тагил"



Пока Польша пытается хоть тушкой, хоть чучелом интегрироваться в европейский капитализм, один из ее городов застрял в советском прошлом и прекрасно себя чувствует. Нова Хута крайне похожа на Магнитогорск или Череповец, а вот от соседнего Кракова отличается как Трабант от Мерседеса.

Кстати, именно на Трабанте я и катался по городу — живая история! А еще я вошёл в доверие к местным суровым металлургам и проник на заводскую "заброшку". И сейчас расскажу про страшную угрозу атомной войны и коммунистическое лицемерие.




1 Идеальный город для рабочего народа.. Широкие проспекты, утопающие в зелени дворы, тихие скверы — и трамвайная линия на завод. В мире есть лишь два таких места, полностью спроектированных в духе соцреализма и построенных с нуля. Второе вам хорошо известно, это уральский Магнитогорск. Сегодня же я буду рассказывать про его молочного брата, польский район Нова Хута, построенный в пятидесятые как отдельный город, но позднее ставший восточной окраиной Кракова.

Велодорожки и подземные парковки здесь появились ещё до того, как это стало мейнстримом, в начале 1950-х. При том, что на весь район было только два частных автомобиля! У директора завода (само собой) и его жены. Вся инфраструктура, включая широкие многорядные проспекты была построена как элемент дизайна, и с заделом на будущее. Зато сегодня в Нова Хута нет проблем с парковкой во дворах.


2 Мачек забрал меня прямо из отеля. О том, что он подъезжает, было слышно ещё за квартал. И лишь потом на улице появился чёрный Трабант. Редкий сегодня вид транспорта стал настоящей машиной времени, лучшего автомобиля, чтобы отправиться в прошлое просто не найти.


3 Всю дорогу мы разговаривали о коммунизме и сравнивали детские воспоминания. Детство Мачека прошло во время Военного положения и “Солидарности”, моё на излёте Советского Союза. Чем ближе мы подбирались к Нова Хуте, тем роднее становился пейзаж. Буржуазный, утончённый Краков остался далеко позади, перед нами высились бетонные коробки. У мира словно выкрутили насыщенность, сделали цвета бледнее. Даже современные машины почти исчезли. “Лад” и “Волг” мы не встретили, но видели несколько “Трабби”, двигавшихся в попутном направлении.


4 В Кракове становятся всё популярнее экскурсии в социалистическое прошлое. Туристам приелись дворцы и замки, хочется чего-то необычного. Несколько назад в городе появились Crazy communist tours — “фишка” в том, что они дают максимальное погружение в недавнюю историю. Вместо автобусов с занудными гидами, бубнящими заранее выученную программу в микрофон здесь молодой парень на старом “Трабанте”, главном авто Восточной Германии. С таким тургидом можно и пива в кабаке выпить, и от гопников отбиваться, и район знает, как пять пальцев — в Нова Хута живёт его бабушка.

Придумал всё это парень по имени Куба, коллега и начальник Мачека. Он работал в отеле на ресепшен, и однажды к нему обратилась американская пара. Они интересовались коммунистическим районом и хотели его посмотреть, но самостоятельно ехать боялись. Куба отвёз их туда после работы на своём старом Фиате (похожем на “Копейку” Жигулей): туристы были в восторге и сказали, что ему нужно делать из этого бизнес. Вот он и сделал 🙂 Сейчас в автопарке 9 Трабантов разных лет выпуска, но на ходу постоянно 3-4, остальные приходится ремонтировать: что по поделаешь, возраст.


5 Нова Хута означает “Новый завод”, и весь район был выстроен для его работников. Поначалу Хуту называли “белым городом”, и он таким был. Здания потемнели и стали тёмно-серыми из-за выбросов с завода. При строительстве не учли розу ветров, и что-то пошло не так. Но какое дело, какого цвета дома в городе мечты! О, это и был город мечты, для тех кто приезжал из бедных деревень. Нова Хута олицетворяла всё новое и лучшее. Позази — бедность и война, впереди стабильная работа, отдельная квартира и гастроном на первом этаже.


6 Место для строительства выбрали рядом с Краковом по ряду причин. Главным образом, чтобы создать оживлённый анклав рабочего класса, который затмил бы старый буржуазный город с его историей и культурой. Нужен был новый центр притяжения. Проект был одобрен в 1947 году и конструкция экспериментального города на 100 тысяч человек началось в 1949. Каждая деталь Новы Хуты была тщательно спланирована. Широкие проспекты были нужны, чтобы сдержать распространение пожаров в зданиях; деревья, устилающие эти проспекты, были посажены, чтобы поглотить воздействие взрыва. Весь город - это "скрытая крепость" с архитектурными деталями. По иронии судьбы, Nowa Huta позже превратилась в антикоммунистический центр и стала оплотом движения “Солидарность” в 1980-х годах.


7 До 1990 года посреди этой клумбы стоял памятник Ленину (о вкусах не спорят, но довольно страшненький)


8 Но даже спустя почти 30 лет после декоммунизации его дух продолжает витать повсюду. Как иначе, если вся окружающая материя была сшита по советским лекалам.


9 Здесь пахнет “Шипром” и перегаром, а в ресторан ходят либо опохмелиться, либо отпраздновать (нарядно одеваясь, чтобы соответствовать событию). И появившаяся в этом мирке “Кока-кола” не так уж сильно его пошатнула.


10 Самое интересное и колоритное — люди. Они словно заморозились во времени и полностью соответствуют эпохе.


11


12


13 Вы знали, что Польше обожают мороженое? Его едят и зимой и летом, и в жару и в дождь. Почти на каждом шагу встречаются киоски и кафешки, где продают “лёды” — мягкое мороженое в рожках, наподобие итальянского джелато. Была ли эта мода во времена социализма — не скажу, но теперь это самое любимое лакомство всех поляков, от мала до стара.


14


15 В тщательно спланированном городе нашлось место лишь одному общественному туалету. Зато было построено 250 бомбоубежищ под жилыми домами, магазинами и всеми социальными и административными зданиями.


16 А чуть сунешься во дворы - знакомая с детства картина.


17 Архитектура зданий - хорошо знакомые нам “сталинки” четырёх и пяти этажей.


18 Дома первых серий самые прикольные, в них и квартиры больше, и потолки выше, и есть те самые подземные парковки.


19 Сегодня их поделили на частные гаражи и закрывают на замок. У Мачека ключей не было, но въезд в паркинг я оценил.


20


21 Район граничит с лесопарком, за которым ТЭЦ. Есть где погулять, и виды отличные.


22 Вы уже представили Нова Хуту эдаким краем географии? А зря, трамвай домчит вас до исторического центра Кракова. всего за 15-20 минут. Но сейчас нам в другую сторону.


23 В паре километров возвышаются дымящие трубы металлургического комбината. Он настолько огромен, что размер территории превышает и жилую зону Нова Хуты и остальной Краков месте взятые! Увы, над заводом полетать на дроне не получилось, но смотрите на карту и впечатляйтесь!


24 Завод живёт и здравствует, компания принадлежит индийскому гиганту Arcelor-Mittal и носит имя американского учёного польского происхождения Тадеуша Сендземира. Ему принадлежат больше 100 патентов на изобретения, связанные с горным делом и металлургией. На предприятии работало 40 тысяч человек и действовала крупнейшая в Европе доменная печь.


25 До 1990 года завод носил имя Владимира Ленина, никак с металлургией не связанного. Но предприятие досталось в подарок от Советского Союза и назвать по-другому было бы идеологически неверным. К тому же, Ильич два года прожил в Кракове вместе с Крупской и её матерью. И вот ещё, бородатый анекдот (совсем не в тему) вспомнил.
Заказали известному художнику картину на тему «ЛЕНИН В ПОЛЬШЕ».
Через некоторое время приезжает комиссия,видит добротно исполненное полотно.На нем изображен шалаш,шашлыки на костре,вокруг куча пустых бутылок и окурков.Из шалаша торчат две пары ног.
Художник поясняет:
— Вот это ноги Надежды Константиновны,а это — Феликса Эдмундовича.
— Позвольте,а где же Ленин?
— А Ленин в Польше !!!



26 Гигантская территория комбината растянулась до самого горизонта. Возле проходной два административных корпуса, один “народный”, с отделом кадров и профсоюзами, второй для высшего руководства и официальных делегаций. В том, что попроще, до сих пор сидит администрация.

© krakow.ru

27 Другой закрыт и заброшен. Сюда-то мы и пойдём.


28 Здание не используется лет двадцать, но его поддерживают в порядке, зимой топят батареи. Всё, чтобы сохранить аутентичные интерьеры. Занимается этим общественная организация при заводе с позволения и одобрения руководства.


29 Зал приёмов и заседаний. Самых важных гостей встречали именно здесь. Фидель Кастро, Валентина Терешкова, а уж членов политбюро ЦК ЦПСС здесь было столько, что не сосчитать.


30 Мраморные полы и колонны, перила и двери из дорогих сортов дерева — интерьеры смотрятся очень стильно и сделаны на века без ремонта. Сколько его не было, и ничего не развалилось!


31 В шкафах сохранилась вся документация, трудовые карточки работников.


32 Оригинальный “камин”.


33 За стеной кабинета главного инженера находится каморка радиста. Слышали выражение “у стен есть уши”? Вот здесь эти уши и сидели. Многие помещения (и даже курилки) прослушивались руководством, все подозрительные разговоры тут же записывали на плёнку. Был и специальный телефон для анонимных доносов, позвонив на который можно было пожаловаться автоответчику. На самом же деле звонок слушали в режиме реального времени, и если ситуация была серьёзной, отвечали. Богатейшие архивы с кляузами так и хранятся в стенном шкафу. Экскурсии по заводу проводит Анджей, партнёр и конкурент “Безумных Трабант-туров”. В Кракове этим занимаются несколько ребят, рынок маленький, стараются помогать друг другу.


34 Уходим под землю! Здания-близнецы соединены длинным подземным коридором, чтобы большое начальство могло сбежать незамеченными, в случае чего.


35 Под “народным” корпусом есть ещё и ядерное бомбоубежище. Почему не под директорским? В случае атаки удар придётся в первую очередь по главному корпусу.


Внутри как будто квартира. Только автономная. Здесь можно жить несколько недель.


36 На случай отключения электричества на поверхности есть резервные дизельные генераторы.


37 И запасы аккумуляторных батарей.


38 - "Вот центр Кракова, вот Нова Хута, а тут наш завод - говорит Анджей. - Будут целиться в них, а попадут в нас. Мы же с 1947 года вместе". Шутка, конечно, но не нужно объяснять, что подобный


39 30 человек из высшего руководства завода


40 Одна из жилых комнат. Верите или нет, что постельное бельё лежит здесь лет 25-30?


41


42


43 На улицу выходим из соседнего здания-близнеца. На ходу успеваю заметить различия, никакого мрамора и лепнины: в этом всё лицемерие социалистических режимов.


44 Наш “Трабант” оказался самым старым в автопарке туристической компании, он 1966 года. Это машина из первого десятилетия выпуска, а вообще “Трабби” собирали аж до 1991 года. Машина была ужасной по всем параметрам, даже на момент своего выпуска она во многом морально устарела, но конкурентов ведь не было — БМВ, Ауди, Мерседес, Опель — всё это про западную Германию, граждане ГДР должны были строить коммунизм и испытывать трудности в жизни. Trabant 601 - самая массовая модель, их было выпущено 2 818 547 штуки за 34 года.


45 Под капотом двухтактный, двухцилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения объёмом 0,6 л и мощностью 26 л. с. Конциционер, усилитель руля? Забудьте, здесь даже не было “печки” — обогреваться можно теплом от двигателя.


46 Этим щупом измеряют не масло, как можно было бы подумать. А количество топлива в баке! Датчик в салоне отсутствует, и чтобы узнать сколько осталось, надо открывать капот и замерять вручную. Бензобак всего 26 литров! Что делать, если топливо закончилось в дороге? На этот случай практичные немцы предусмотрели специальный рычажок, открывавший доступ к резерву в 5 литров дне бака. Так можно было проехать ещё 80 километров.


47 А вот багажник у 601-го Трабанта на редкость вместительный: 477 литров! Сколько же мешков картошки сюда влезет/


48 Особенностей у машины так много, что её можно назвать со всех сторон исключительной. Навесные элементы кузова были сделаны из дуропласта, прочного пластикового синтетического соединения, позволившего значительно удешевить производство и сделать машину легче. Малышка весит всего 620 кило!


49 Людям построили парки, магазины, детские сады и школы, дом культуры и даже театр. Казалось бы, учли всё, что нужно для счастливой жизни. Кроме одного. В районе не было церкви! "Ну и правильно, в социалистическом обществе не место религии!” — скажете вы. Коммунисты тоже так думали. Но эксперимент провалился — религиозным и набожным полякам можно было скормить любую новую идеологию, если в ней было место Иисусу. Парадокс, но даже убеждённые польские коммунисты всё равно хотели по воскресеньям ходить в церковь. И эту церквь им построили в 1960-х, после протестов населения. Первый камень заложил кардинал Кароль Войтыла, впоследствии ставший Папой Иоанном Павлом II. А в начале 80-х годов именно церковь стала штабом и укрытием для членов антикоммунистического движения во время Военного положения. Совсем не удивительно, правда?


50 Построить коммунизм у поляков так и не получилось. Но краковский район Нова Хута остаётся живым памятником тем временам. А славным или не очень, каждый решит сам.


На этом моя серия репортажей про Польшу завершена. Если понравилось — ставьте лайк и пишите комментарий!

Все мои путешествия застрахованы на1 миллион долларов в Абсолют Страхование. Читателей блога ждёт специальная скидка 20% на любую страховку.


Buy for 500 tokens
Да вы просто не умеете его готовить! Его надо хорошенько прожарить – тогда он каждому придется по душе. В Канаде, в сердце свободного мира, путин — всеобщий любимец, поверьте! Хоть канадцы и пишут это слово с маленькой буквы. Ведь где путин – там беспорядок! А сторонников Навального попрошу…
Экскурсия на завод - очень интересная, спасибо:)
Good Lood - это очень крутая желатерия (если не самая), за 3 года они подняли стандарт мороженого в Польше до небывалых высот, у них только натуральные продукты и огромные очереди (хотя, как вы верно заметили, желатерий очень много), на сколько я не любитель мороженого, у них ем его всегда.
Про становление Новой Хуты (и Солидарности, т.к. продолжение этого фильма "Человек из железа", который как раз о сточне в Гданьске) у Вайды есть фильм - "Человек из мрамора".
Это вы показали именно что "старый город", к стати ,квартиры в нем дороже, чем в "новом". А как раз около костела там есть "новые дома", гигантские человейники, конца 80-х, вот там самый-самый "Тагил", до боли знакомые спальники и их жители.

Edited at 2018-06-08 08:12 (UTC)
Как человек, живший в эпоху социализма в Польше, могу уверенно сказать, что мороженое и тогда было очень популярно. И в шариках, и, как они называет его, "итальянское".
>В мире есть лишь два таких места, полностью спроектированных в духе соцреализма и построенных с нуля. Второе вам хорошо известно, это уральский Магнитогорск.

Смешное утверждение. Вы очень плохо осведомлены.
Поляки, они же ведь те же русские по сути, только пишут латиницей и без примеси финно-угорской и тюркской кровей. Однако, южнее у них там венгры живут и есть такой субъэтнос, как польские татары. )))
Какой хороший город!
И все сохранили. Молодцы!



Р. S. Каждое ничтожество норовит пнуть великого Ленина. Которому обязаны ВСЕМ!
А теперь все узнали, что капитализсм - это дерьмо, жидовское причём! Немцы уже ходят на демонстрации и хотят ГДР.
Так думают и поляки. Польские жиды не в счёт, они приблуды!