Alexander Belenkiy (macos) wrote,
Alexander Belenkiy
macos

Category:

Жизнь после смерти. Что узбеки сотворили с самолётами-памятниками



Узбекистан лучше России много в чем, но иногда они не специально! Лишь недостаток ушлости и наглости не позволил узбекам после развала СССР растащить на металлолом самолеты-памятники. И теперь здесь настоящий заповедник крылатых "артефактов исчезнувшей цивилизации". У нас 90% таких монументов уничтожено. В Узбекистане - стоят. Милая картинка? Это пока не заглянешь внутрь… Ну так заглянем!



1 В благословенные советские времена нашего счастливого детства в парках стояли настоящие, большие самолёты. Они приглашали мальчишек и девчонок, а также их родителей поесть мороженого на борту или посмотреть новый мультфильм. Детские кафе и кинотеатры часто устраивали внутри списанных самолётов, подаренных городам. ИЛы, АНы, ТУ и ЯКи дарили радость и чудо полёта даже тем, кто никуда не летал.


2 А потом праздник детства закончился. Вчерашние мальчишки, смотревшие “Ну погоди” в мягком самолётном кресле подросли и решили заработать. Подкатили ночью строительный кран, распилили фюзеляж на части и увезли на металлолом, лишив своих же будущих детей той радости, которую они испытывали сами. Это происходило везде, во всех новых странах, случившихся после того, как Советский Союз треснул и разбился, словно китайская ваза. Вот краткая сводка из России и Украины, а таких самолётов были сотни! Несколько штук чудом уцелели.

Сожжен в 2000-2001 годах. Утилизирован. Самолет разграблен. Демонтирован и утилизирован в 1995-1998 годах. Утилизирован. В 2010 году демонтирован и утилизирован местной исполнительной властью, без какого-либо согласования с Иркутским авиационным заводом. Самолет долгое время находился на а/д в Братске в разрушенном виде в овраге, пока не был утилизирован. 20 марта 2003 года демонтирован и утилизирован. Использовался как детское кафе. В 90х годов сожжен и демонтирован.В июле-августе 2011 года утилизирован. Позже, как детское кафе, которое дважды горело. В 1999 году демонтирован и утилизирован. В 1997 году утилизирован экскаватором.



3 В Узбекистане каким-то невероятным образом почти все самолёты-памятники удалось сохранить. Может, благодаря “диктатору” Каримову, а скорее всего просто почти никому в стране не пришло в голову сдавать памятники на металл для личного обогащения. Согласно сайту авиационной истории, в Узбекистане сегодня десять самолётов-памятников, из них пять ЯК-40, один ТУ-124, три АН-12 и один АН-8. Не так уж много, но они потеряли всего треть самолётов, которые были подарены им в советские годы, тогда как в России утрачено 90%.


4 Этот ЯК-40 стоит в городе Карши. Не пугайтесь строительной техники рядом - машину не тронут. Сейчас городской сквер обновляют и делают из него военно-тематический парк, самолёт перекрасят в “защитные” цвета и оставят памятником. А ещё несколько лет назад в нём работал детский кинотеатр. Довольно забавный, над дверью в кабину пилотов повесили телевизор и показывали мультики.


Як-40 UK-87367 (9341731) Эксплуатантом являлось Уральское УГА, Челябинский ОАО, 124 ЛО, а/п Баландино. Произведен в ноябре 1973 года. Поступил 18 января 1974 года. Зарегистрирован 30 января 1974 года, как СССР-87367. 7 июля 1987 года передан в Узбекское УГА, Ташкентский ОАО, 160 ЛО, а/п Южный. В 1993 году передан а/к "Авиалинии Узбекистана". Зарегистрирован, как UK-87367. 9 апреля 2003 года выкатился с ВПП в а/п Ургенч. Списан до 2007 года. После списания установлен на одной из детских площадок в г. Карши в цветах а/к "Авиалинии Узбекистана".



5 Попасть внутрь помогли военные из стройбата, занимающиеся реконструкцией в парке. Как меня сначала не хотели пускать, а потом с удовольствием фотографировались, читайте в предыдущем репортаже, вчера писал!


6 Салон сохранился хорошо, ну насколько это возможно для заброшенного памятника. Хотя “Саратовские авиалинии” ещё недавно летали на ЯК-42 примерно в таком же состоянии.


7 Кабине повезло гораздо меньше. Но она цела!


8 Эй, брат, а сфоткай нас как будто летим! На самом деле это я предложил им сфоткаться, а потом уже они сами просили. Социальная инженерия в Узбекистане работает , с людьми можно договориться о чём угодно, если делать это с улыбкой. Даже военных, которых тут вроде как фотографировать запрещено.


9 Город Ангрен. Его называют узбекским Чернобылем, и не только из-за точной копии парка аттракционов в заброшенной Припяти. Колесо обозрения здесь забросили в последние пару лет, а треть зданий города пустуют ещё с девяностых, чувствуется нехватка русского населения, жившего и работавшего здесь на металлургическом предприятии. Они уехали, и на их места остались вакантными. Город пришёл в упадок.


10 Но и здесь, несмотря на разруху, уцелел памятник ЯК-40, подаренный городу в конце 80-х.

В году так 87-ом в город Ангрен к нам отбуксировали(мне кажется, что именно отбуксировали)этот самолет и поставили его в парке развлечений. Стали использовать как видеосалон. Помню как нас, детсадовцев, водили в него на Тома и Джерри. - вспоминает один из жителей города.

Ташкентская область, Ангрен. Як-40 СССР-87619 (9132018) Эксплуатантом являлось Узбекское УГА, Ташкентский ОАО, 160 ЛО, а/п Южный. Произведен 21 июля 1971 года. Поступил 26 августа 1971 года. Зарегистрирован 19 января 1972 года, как СССР-87619. Списан 25 декабря 1987 года по отработке амортизационного срока службы. Был установлен, как авиапамятник в городском парке отдыха г. Ангрен. Использовался, как видеосалон и детское кафе.



Вот он, кстати, в воздухе. Тот самый борт.

© aviahistory.ucoz.ru

11 Стальная птица стоит на окраине парка и ржавеет без дела. Памятник давно заброшен и за ним не ухаживают. Точно так же выглядит и половина города, и в отличие от Карши, этот парк никто не думает ремонтировать: напротив, ещё недавно работавшие советские аттракционы теперь пусты и неподвижны. Время замерло в Ангрене.


12


13 Рождённый летать не может даже ползать.


14


15 Рядом с самолётом работает кафе с традиционной узбекской кухней. Самса в тандыре, чай, люля-кебаб.


16


17 По информации в интернете, внутри ЯК-42 хранят уголь для мангала и тандыра сотрудники кафе. Я решил это проверить. Попросил парня, достававшего лепёшки из печи, показать что внутри.


18 Сначала он очень не хотел открывать трап-дверцу, говорил что ключи у администрации парка, но потом я проверил, что самолёт закрыт лишь на проволоку и попросил его ещё раз. Пожалуйста. Парень выполнил мою просьбу.


19 Внутри было страшно. Угля там не хранили, по крайней мере теперь. Как пояснил работник кафе, в самолёте несколько лет назад случился пожар, не уточнив, по какой причине. В кабину проходить я не стал, было понятно, там ничего не осталось. Сделав один кадр, я поблагодарил парня за сговорчивость и вышел.


Здесь я должен объяснить тем, кто не знает. В Узбекистане очень чисто, почти везде тщательно убирают и следят за порядком, поэтому и сам город Ангрен многие жители страны (в том числе русские) считают чем-то постыдным и даже не хотели, чтобы я туда ехал смотреть на “трэш”. В России тоже не любят, когда иностранцы или просто люди из другого города замечают грязь и разруху. Но сами продолжают в ней жить день за днём, не желая ничего менять. “Свинья грязь найдёт” - говорят так. И правда. Но что делать, когда кроме грязи, и посмотреть не на что? Ну а что у узбеков? Ещё напишу про Ангрен, который считают одним из самых непрезентабельных городов страны отдельный репортаж.

20 На пути моего маршрута попался ещё один самолёт-памятник. В маленьком кишлаке Акалтын в Аджижанской области в Ферганской долине. Можно было найти больше самолётов или вообще посетить все, десять - не так много. Но я выбрал лишь те, что были по дороге. В отличие от двух предыдущих, этот был не кроха-ЯК, а более крупный АН-124.


21
Ту-124 "02 белый" Эксплуатантом являлись ВВС СССР, ТуркВО, 111 огсап, в/ч 23229, а/д Тузель, 3 аэ. Имел цветовую схему Аэрофлота. Вероятнее всего имел бортовой "02 синий" (в дальнейшем цвет выцвел и стал "02 белый"). Установлен весной 1986 года, как авиапамятник под руководством м-ра Павлова, к-на Дымова, ст л-та Юрия Седова, cт. пр-ка Попова, Олега Овчаренко, пр-ка Михаила Чупахина. Перевезен в разобранном виде с аэродрома Тузель. Самолет был подарком району от МО СССР, за максимальное поступление молодежи в военные училища. Летом-осенью 2011 года перекрашен в цвета а/к "Авиалинии Узбекистана”.



22 По обыкновению, самолёт установлен в городском (в данном случае - сельском) парке. Тут он стоит одинокий, пустой, хотя и недавно перекрашенный. По-прежнему в цвета национального флага, но уже без ливреи авиакомпании. От машины остался только скелет, то есть двигатели и все внутренности отсутствуют. Переделаны двери, вместо авиационных установлены обычные. Вероятно, внутри памятника работало кафе, кинотеатр или что-то ещё, причём совсем недавно - двери современные,а трапы сохранились, разве что один сброшен на землю, чтобы не лазали.


23 Впрочем, залезть можно легко через задний трап, у него отсутствует часть ступеней, но взрослый человек легко перешагнёт, а ребёнок может убиться. Это плохо.


24 Внутри пусто, часть пола заменена на доски. Вместо оригинальной обшивки салон заново обили фанерой. И я даже не понял, то ли это заброшка, то ли недострой. Возможно, хотели сделать кафе, но не получилось, а может ещё что-то будет, просто временно свернули работы. И спросить некого, самолёт просто стоит посреди парка, а вокруг ни души.


25 От кабины тоже ничего не осталось. Окна разбиты :(


26 Самолёты-памятники Узбекистана оказались по большей части оказались в плохом состоянии, за ними нет ухода, два из трёх просто заброшены. И в то же время, они почему-то ещё стоят, тогда как в России и Украине все распилили ещё в 90е. А вообще жаль, что ушла эпоха. Такие самолёты, особенно приспособленные под кафе и кинотеатры были одним из лучших явлений в СССР. Страна производила и списывала самолёты, ненужные отдавали не утиль, а людям.


27 Сейчас по понятным причинам коммерческие перевозчики не станут передавать свои старые машины в какой-нибудь парк, а постараются их продать хотя бы на металл.


28 Взять даже аэропорт Домодедово, там есть целое “кладбище самолётов”, где ржавеют под снегом и дождями десятки машин, начиная от ИЛ-62 до не самых плохих 747-х Боингов. Все они принадлежали авиакомпаниям, базировавшимся в Домодедово и обанкротившимся. Стоят машины в раскрасках “Трансаэро” и “Вим-Авиа”, доживают свой век даже самолёты легендарной и почти забытой “Московии”. А птичек жалко, могли бы детям отдать. Только кому это надо?


Понравился пост? Лайк ему! И комментарий напишите!

Все мои путешествия застрахованы на 1 миллион долларов в Абсолют Страхование, что бы ни случилось. Читателей блога ждёт специальная скидка 20% на любую страховку.


Tags: Авиация, Азия, Заброшенности, Узбекистан, Фото, Фотопоездки, памятники, самолеты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 141 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →