Узбекистан

Узбекистан рулит!



«Убитые» дороги, «продажные» менты, «дорогущий» бензин – неужели у узбеков ещё хуже, чем в России?

Ну вот и добрались до главной темы - что творится на дорогах Узбекистана. Фотографии вас удивят, смотрите!





1 До этого года путешествие по Узбекистану в моём формате было практически невозможным. Автобусы и поезда - не моя тема, чтобы прокатиться по стране на машине, пришлось бы гнать её несколько дней из Москвы, либо арендовать за большие деньги авто с водителем в Ташкенте. И опять же, кормить лишний рот, платить за отели чужому человеку и отпускать на отдых после восьми часов рабочего времени. Нет, ребята, я предпочитаю самостоятельно распоряжаться своим путешествием! К счастью, с началом больших изменений в Узбекистан начали приходить и международные компании. Первая прокатная контора Sixt в Ташкенте открылась буквально несколько месяцев назад. Сайта у них пока есть, на общем сайте тарифы не отображаются - пришлось всё узнавать по телефону. То, что вы видите на фотографии, называется Chevrolet Nexia-3 и представляет собой пред-предыдущю версию Aveo (продавалась в России до 2012 года). Здесь это один из самых новых автомобилей.


2 Офиса в аэропорту пока тоже нет, но для клиентов доступен трансфер, встречают и привозят свой офис, потом также довозят до аэропорта. Аренда такой машины обошлась в 26 долларов в сутки, включая полную страховку и неограниченный пробег. Да, это “механика”. Были варианты дешевле (за совсем уж крошечный Spark) и дороже, кроссовер Captiva. Особенности местного законодательства требуют оформлять доверенность на управление, её делают сотрудники проката и это занимает чуть больше времени, чем обычно. Но сама процедура ничем не отличается: записали цифры на одометре, осмотрели на предмет повреждений - в добрый путь!


3 Узбекистан - страна одинаковых автомобилей. Это бросится вам в глаза сразу, как выйдете из аэропорта. Всё разнообразие моделей сводится к пяти-шести версиям “Шевроле” или “Дэу”, что теперь одно и то же. В стране серьёзные ограничения на импорт авто, чтобы защитить производителя-монополиста.


4 Так что у местных есть даже проклятие “да чтоб тебе искать на парковке свою белую Нексию в базарный день!” Машины почти все одинакового белого цвета, и не путайте с соседней Туркменией, где президент потребовал все перекрасить, просто на жаре белый цвет самый практичный, а ещё он самый дешёвый. И без того тачки тут стоят, как кони!


5 Если же и заблудится какая иномарка - знайте, за неё заплатили почти такую же сумму налога, как стоит сама машина. В Ташкенте они, впрочем, попадаются, и этот кадр уникален тем, что в нём одновременно оказались сразу три неузбекские машины.


6 Для создания иллюзии разнообразия, кроме “Шевроле” продают ещё и “Равон” - новый бренд завода “УзДэу”, модельный ряд которого представляет собой все те же устаревшие модели корейского Шевроле, но их продают на экспорт, в первую очередь в Россию. Шевроле оттуда вообще ушёл, но не могут они продавать под этим лейблом старые модели. Узбеки свободны выбирать из двух. Отличия только внешние и минимальные. Чтобы прицениться, привожу в пример малыша “Спарка” - самый маленький из ныне выпускаемых, чуть больше Матиза, но он ушёл в прошлое. Итак, “Искра” средней комплектации с коробкой “автомат” по курсу на момент написания текста стоит 604,5 тысячи рублей или $9,5 тысяч. Дорого или дёшево? Вам слово.


8 Написанное выше касалось столицы - Ташкента. Всё меняется за ТКАДом (такой правда есть). Всё меньше новых “Шевроле”, всё больше старых “Дэу”. Главный народный автомобиль Узбекистана, Дамас-кормилец вашему вниманию.


7 Damas - ни что иное, как совсем уж ветхозаветная модель Daewoo, доставшаяся узбекскому заводу ещё в момент открытия где-то в девяностых. И с тех пор - самая популярная, продаваемая и любимая машина в стране. В регионах они используются, в первую очередь, как маршрутки - коллективные такси. Разумеется, нелегальные: частники бомбят. Дамасы заменяют городские автобусы и междугородний общественный транспорт, стоят очень дёшево, правда ехать придётся в скрюченном состоянии, набившись в эту жестяную банку, как рижские шпроты. В свободное от таксования время Дамас может служить небольшим грузовичком и перевозить, в том числе, домашнюю скотину. Погуглите, как-то даже корову туда затолкали!


9 Жигулёвской “классики” в провинциях лишь немногим меньше, чем Дамасов. Копейки, тройки, шестёрки служат третий, а то и четвёртый десяток лет своим хозяевам и даже не думают гнить, ржаветь или ломаться. Даже такая, по нашим меркам “рухлядь” здесь стоит несколько тысяч долларов и люди берегут своего железного коня, потому что знают — новую купить себе не смогут.


10 Такое отношение, ну и тёплый климат, конечно, сберегли множество советских раритетов. Когда на Кубе наступит сгниют последние Кадиллаки, в махалях Ургута и Ферганы так и будут ездить на ретро-“Запорожцах”. Да у них тут даже РАФики на ходу! Где такие ещё остались?


11 Но всё-таки машина по-прежнему роскошь, а не только средство передвижения.


12 Есть те, у кого не хватит денег даже на рыдван. Едва ли найдётся в стране машина дешевле тысячи баксов, а всего за 50 можно купить хорошего молодого осла. Чем глуше провинция, тем больше ишаков пылят по обочинам дорог, перевозя порой до шести пассажиров в телеге или ношу, едва ли не больше его собственного веса. Осёл - хороший транспорт. Медленный, но главное экономичный. И неприхотливый. С ними здесь не церемонятся. Видите палку в руках у пацанёнка? При малейшем промедлении животное тут же получает промеж ушей. На многих жалко посмотреть, за ними никак не ухаживают и считают лишь транспортом. Кстати, в деревнях не редки "ослотакси" - всё то же самое, только на ишаке. Цена - как договоришься.


13 Автомобили нагружают порой похлеще, чем осликов. И так же бьют по колёсам, когда они барахлят. Лёгким движением пары рук любой седан в раз превращается в грузовик не хуже “Газели”.


14 Впихнуть невпихуемое! В Москве и Киеве напряглись бы, увидев на своих улицах такой бродячий “шиномонтаж”, а здесь - обычное дело. Мало ли, кому понадобилось два десятка покрышек. Пренебрегая всеми законами аэродинамики и здравого смысла, старенькие “Москвичи” и неприхотливые “Матизы” покорно тащат свою ношу. Их тоже бьют, интересно?


15 В городах большинство крупных улиц оборудованы делинеатором. Вот тут они на шаг впереди, хотя понятно, что мера вынужденная, чтобы не носились по встречке и не поворачивали в неположенных местах. С парковкой, разумеется, бардак такой же, как в дособянинской Москве, все бросают повозки там, где приспичит. А ещё ночью дороги не освещены и приходится передвигаться в кромешной тьме, даже в городах и на улицах, где есть фонари, они не обязательно будут работать. За городом света нет вообще, освещено не более пары процентов трасс в стране. Только правительственные, наверное.


16 Делинеаторы вещь хорошая, но не зарастёт народная тропа. Пастухи “прогрызли” дырку в бетоне, частично сколов его, что позволяет буквально пропихнуть в расщелину здоровую корову. До перехода-то далеко, вот и срезают.


17 Качество покрытия. Не устану повторять, что хорошие дороги это не только качественный ровный асфальт, но гораздо важнее, дорожная инфраструктура, в том числе освещение, те самые разделители встречных потоков и развязки. А хорошего асфальта в Узбекистане хватает. Есть вполне достойные хайвеи, строят новые, видел много очагов дорожной реконструкции. Молодцы.


18 Есть и совершенно отвратительные участки, настолько ужасные, что подобное я встречал только в западной Украине в 2016 году и в России году в 2005-м. Делать с этим ничего нельзя, только мириться. К сожалению, навигаторы не знают, какие дороги качественные, а какие убитые, к тому же часто альтернативы посто нет. Худшая в стране дорога - в Каракалпакии, из Нукуса в Учкудук, идёт прямо через пустыню. Не зная, что меня ждёт, просто поехал по кратчайшему предложенному пути и попал. Расскажу подробнее в отдельном посте про регион (или уже рассказывал, в зависимости от того, какой пост выйдет раньше), на этих снимках её нет, тут почти что идеальные магистрали, в сравнении.


19 Иногда дороги чинят. Прямо так, при помощи лома, лопаты и такой-то матери.


20 Американские дорожные рабочие пришли бы в ужас только от одной этой фотографии, как на оживлённом шоссе три человека в жилетках без светоотражателей в пасмурный день красят бетонный разделитель, прикрывшись помятым знаком в метре от них. АААААА! Техника безопасности? ПАКАЛОДНИК!


21 Есть и другие примеры. Узбекистан - страна контрастов. Где-то ещё пещерными инструментами орудуют, а рядом кладут отличные бетонные шоссе. Не буду описывать преимущества бетонных дорог перед асфальтовыми, но для таких стран (и для нашей) это реальное преимущество, они куда дольше служат без ремонта в приличном состоянии.


22 Не поверите, но это та же самая Каракалпакия! Как самая плохая, так и лучшая дорога в стране находятся именно в этом регионе, забавно. Ещё отличная трасса начинается километрах в ста от Бухары (до этого - кошмар с 18-й фотографии, где я умудрился практически убить два диска в ночи) и продолжается почти до самого Нукуса, резко обрываясь в пустыне, возле поворота на химический завод, причём указатель к нему на китайском. Чудны дела твои!


23 Две параллельные двухполоски видели когда-нибудь? Машины движутся в обоих направлениях, и понятно, что одну только что отремонтировали, а другую скоро закроют, но ввиду отсутствия знаков и перекрытий, народ едет, как захочется. Вот уж мечта нашего человека, правда?


24 В дороге случается всякое. Откуда взялся заброшенный крузак в этой стране - загадка.


25 Автобусы ходят очень редко, если вообще есть. Роль общественного транспорта между городами играют те самые “Дамасы”, даже не маршрутки, а попутки. Ждущие на обочинах люди вытягивают руки в надежде поймать того, кому по дороге.


26 Разметка иногда так хитра, что полоса кончается внезапно, а повесить знак никто не догадался. Надо смотреть в оба.


27 О манерах вождения в Узбекистане можно написать отдельный пост или снять фильм ужасов. Ездят здесь “по звуку”, иначе этот феномен не назовёшь. Водитель соседнего авто может двигаться в любом удобном ему направлении, не пользуясь тормозами и “поворотниками”, но стоит посигналить ему сзади или сбоку (иногда спереди!), машина изменит траекторию и встанет в ряд или наоборот, пропустит. Как в любой азиатской стране, здесь довольно просто водить после России (и особенно после московских пробок). Узбекское движение кажется броуновским, но это лишь на первый взгляд. У них есть своя логика, и стоит её понять, водить станет намного легче. Назвал бы это “рассеянным вождением”. Во-первых, они медленные — почти никто не гоняет, и вы со своей скоростью реакции успеете понять манёвры соседей, а во-вторых, узбеки за рулём не агрессивны, не стоит совать перекошенное лицо в окно соседу, как принято у нас - не поймут. Либо пропусти, либо посигналь один раз - человек поймёт.


28 Грузовики в левом ряду - нормально. Обгоны справа - тоже. Вряд ли так написано в правилах, но я не уверен, что там какие-то правила вообще есть.


29 Иногда складывалось ощущение, что вождение для находящихся за рулём узбеков дело второстепенное. Они могут держать телефон одной рукой и наливать чай другой, при этом продолжать ехать.


30 При всём бестолковом на первый взгляд движении столкновений и аварий практически нет. Кроме показанных парой абзацев выше случаев, единственная “притирка”, встреченная за две недели путешествия по всей стране собрала такое количество зевак, что было ясно — подобное случается не каждый день.


31 Пешеходов пропускать не обязательно. Можно получить удар в зад, если резко остановишься на переходе. В некоторых случаях они всё же уступают дорогу двуногим, предварительно включив аварийку за километр. Всё это тоже знакомо, я достаточно давно вожу машину, чтобы помнить точно такие же повадки в России. К счастью, нас научили уступать. И узбеков научат, наверное.


32 Поворот направо на “красный” это хорошо и правильно. Только что вернувшись из Штатов, в очередной раз понимаю, что такое было бы полезно и нам перенять, но для этого сперва нужно разобраться с культурой вождения. В Ташкенте тоже проводят такие эксперименты, видел на паре перекрёстков.


33 Хотите прокатиться от Ташкента и до самого Гамбурга или Кабула? Судя по этой карте, они совсем рядом, рукой подать!


34 Для навигации по стране советую пользоваться приложением Maps.me, предварительно загрузив карты в память телефона, интернет будет далеко не везде. Google Maps тоже неплохо работают и лично мне привычнее, но когда нет связи, он вам не поможет. А ещё помните, что узбеки не пользуются адресной системой, хотя она у них и есть. Здесь объясняются ориентирами, сначала это будет странно и непонятно, но в итоге привыкнете.


35 Ещё сохранились советские указатели, а скорее первые постсоветские, когда начали писать на латиннице, но не отошли от кириллицы. Полностью не избавились от неё и сейчас, более того, Ташкент вообще почти весь живёт на русском языке, включая вывески, а регионы, конечно, только на узбекском, но пишут и так и так.


36 Указатель нового образца. И всего 900 километров до Кашгара в Синьцзян-Уйгурском округе. Если не читали мои недавние репортажи из “китайского Узбекистана” - самое время сделать это.


39 Перед поездкой меня пугали отсутствием топлива на заправках в регионах. Действительно, в прошлом году по Узбекистану прокатился волной бензиновый кризис. Горючки просто не было, её не привозили. А там, где оставались запасы, отпускали с лимитом в одни руки и не наливали “с собой”. Предусмотрительно запасли 20-литровую канистру с бензином. Она страшно воняла из багажника всю дорогу, напоминая детские поездки в деревню на дедушкиной “шестёрке”, где тоже всегда бултыхалась зелёная железная канистра.


40 Многие заправки в стране выглядят так. Последний раз здесь заправлялись, когда ещё Арал не высох.


41 В советские годы была “богатая” станция, теперь остатками былой роскоши можно наслаждаться лишь издалека, АЗС давно закрыта.


37 Рядовых узбеков это ровным счётом никак не беспокоит, большая часть автопарка давно ездит на газе, который и стоит дешевле, и в отличие от нефтепродуктов у них свой.


38 Газовые заправки новые, современные и попадаются на каждом шагу.


42 Канистра не пригодилась. Можно сказать, зря возил и нюхал всю дорогу. Во всех более-менее крупных городах есть как минимум одна работающая бензиновая заправка с 80-м бензином. Он самый ходовой в стране, и местные машины легко его переваривают. 91 почти всегда отсутствует. Бензин наливают без ограничений, так что с заправкой никаких проблем.Литр стоит 3800 сумов, то есть 31 рубль или $0,48. Дешевле, чем в России, получается? При том, что они импортируют наш бензин.


43 Заправлять в "тару" на большинстве заправок отказываются, ссылаясь на какой-то запрет правительства и начальства. Но своим отпускают.


44 Если найти 91-й можно в крупных городах типа Ферганы и Самарканда, то 95-й водится только в Ташкенте. Стоит он в два раза дороже базового 80-го, но конечно же находит своих клиентов. Владельцам иномарок нужно кормить свои машины, не подготовленные к плохо очищенному топливу.


45 Туалеты. Больная тема для самостоятельных путешествий. Насколько чисто в узбекских домах, настолько же грязно в общественных уборных. Засранность на самом деле идентичная любой постсоветской стране, будь то Россия или Украина, просто у нас за последние несколько лет научились строить чистые туалеты при заправках, понимая что от этого зависит лояльность клиентов. Узбекистан пока где-то на пути между бронзовым и каменным веком в этом вопросе. Нужно сказать, что в ресторанах сортиры не сильно лучше, и только в отелях можно рассчитывать на чистые унитазы. Мужикам-то ещё куда ни шло, а вот женщины-туристы страдают.


46 Придорожная торговля. На ночь товар прячут в багажники старых “Запорожцев”. А может, и уезжают на них.


47 Торговля сухофруктами и куртом (сухой сыр в шариках) на горном перевале.


48 Голодным в Узбекистане не останешься. Даже посреди Нигде в пустыне всегда можно найти придорожную кафешку и горячую самсу только что из тандыра! Признаюсь, временами я брезговал и опасался есть возле дороги, но спустя неделю в узбекских ебенях вариантов оставалось немного. Несколько раз останавливался в таких “халабудах” и даже заказывал шашлык! Как видите, живой. Главное смотреть, чтобы народу было достаточно, если заведение популярное - не отравитесь. Хотя в жару нужно осторожнее с мясом, его часто хранят вне всякого холодильника.


49 Не обошлось и без происшествий в пути. В один очень жаркий день под Бухарой у нас сломался кондиционер. Перестал охлаждать салон и всё тут. Пришлось срочно искать автосервис.


50 Посмотреть на диковину сбежались все работники. Нет, ломающиеся “Шевроле” они видят каждый день, а вот иностранца на арендованной машине - впервые. До недавнего времени в Узбекистане не было нормальных прокатов, только аренда авто с водителем за очень большие деньги. Почему сломался кондёр в совершенной новой машине - вопрос, на который не было ответа. Может быть, перегрелся. Вентилятор работал, фреон был на месте, предохранитель тоже не сгорел. Оказалось, сдох какой-то датчик или релюшка. Починили, поехали.


51 Самое неприятное, что случилось — мы погнули диски. Один - сразу в трёх местах. Из круглого он превратился в почти что квадратный, ехать дальше было невозможно. Хорошо, уже приехали в отель, а утром. в соседнем же доме обнаружился шиномонтаж.


52 Мужики снова удивились, что в Узбекистане появился автопрокат и первые “самостоятельные” туристы. За 150 рублей выровняли оба диска, пожелали доброго пути и отпустили. Случилось это где-то в середине поездки, оставшаяся часть прошла уже без приключений.


53 Самая важная тема - что там с гаишниками? Многие жалуются в интернете на плохих узбекистанских ментов, вымогающих взятки у туристов. Я был морально готов к такому развитию событий. Но ничего не было. Я вообще за 3500 километров встретил буквально несколько настоящих патрулей. Остальные были картонными.


54 Плоских (не в том смысле) девушек-регулировщиц закупили в Китае и расставили возле переходов на трассах. Это глупость, делать наземный переход на оживлённых магистралях, но в лучших традициях "блоггер-урбанизма” здесь не делают подземных. Нарисовали бело-жёлтую зебру, поставили “гаишницу” и хватит. А так как пешеходов никто не приучен пропускать, они в реальной опасности.


55 С чем связано такое незначительное присутствие милиции на дорогах Узбекистана? Новый президент всех разогнал? Они перестали сидеть в кустах и начали работать? Звёзды совпали?


56 Так-то у них мышь не проскочит. По всем дорогам стоят внушительные полицейские посты, издалека похожие на пограничные переходы. Они и стоят на всех границах областей и даже районов. Но в большинстве заброшенные, только возле Ташкента и Самарканда остались “живые”. Там нужно дважды остановиться, продемонстрировать послушание скучающим людям в зелёной форме с красными палочками, и ехать дальше. Что таких постов стало меньше, определённо позитивные изменения.


57 Дорожных камер почти нет, встречаются они крайне редко и видны издалека, смотрите картинку. Пожалуй, единственное чего стоит бояться - фоторадаров. Местная автоинспекция получила их только недавно и активно пользуется, устанавливая в самых неожиданных местах, впрочем предупреждая знаком (в 90% знак - пустышка, привыкаешь и не замечаешь реальный радар, когда он есть).


58 Именно на такой радар меня и поймали тот единственный раз, когда довелось пообщаться с узбекистанскими полицейскими. Как это было? Патрульная “Нексия” стояла сразу на выезде из населённого пункта, радар - где-то в кустах в его пределах. Предложили заглянуть в машину, показали картинку. “Ваша машина?” - спрашивает. Да они все одинаковые тут! Смотрю на номера. Моя…и скорость - 96 километров в час. А “город” тут, надо сказать, от “загорода” не отличается, трасса и поля по бокам, ни одного строения, да и едут все шустро. Но остановили меня. Узнал, что официальная скорость в “населёнке” - 70 километров в час, а вне - 90. Превышение до 21 (или 22) км/ч стоит каких-то смешных денег, а если больше - то уже сразу 100 баксов. Это чуть ли не средняя зарплата в стране, между прочим! Думал, сейчас деньги будут вымогать, специально цену завышает. Но проверил - сумма и правда такая большая, всё официально. Инспектор всмотрелся в мои российские права, спросил, где живу. Увидел, что машина прокатная. После недолгого разговора отдал документы и пожелал счастливого пути. Без штрафа и взятки. “Мы гостей страны не обижаем!”.


Думаю, милиция слишком буквально восприняла указ президента “не обижать туристов”, но результат налицо. Расскажите, если были в Узбекистане в 2018 году, какой у вас опыт общения с представителями закона.

59 Если пост был полезен - поставьте ему “лайк”. Что-то забыл? Ошибся? Наврал? Пишите комментарий!


Завтра в 10 утра по московскому времени — продолжение серии про Узбекистан. Не пропустите!

promo macos ноябрь 2, 11:00 253
Buy for 500 tokens
Русские пришли, русские ушли, русские вернулись. Вот краткая история острова Кадьяк с 18 века до сегодняшних дней. Именно отсюда началась история покорения «нашей» Америки. Именно покорения, а не открытия или освоения - местные народы вспоминают те времена как «самые чёрные» в своей истории.…
6,8,7,9 странная нумерация фоток.

5. и этот кадр уникален тем, что в нём одновременно оказались сразу три неузбекские машины.

у вас почти половина таких кадров уникальных. ведь советские автомобили все равно не производились в УзССР. )

Так бывает, забыл поменять номера. Вёрстка и картинки всегда готовятся отдельно, а текст пишу уже потом.

>>>ведь советские автомобили все равно не производились в УзССР. )

В таком случае, вся Россия летала на узбекских самолётах
Первый абзац: >>Сайта у них пока есть,

Не только машины, но и дома "долгожители". Но не потому, что климат теплый, - он много где теплый, - а потому, что сухой

Edited at 2018-07-25 10:53 (UTC)