Канада

"Загнивающая" Канада: троллейбус в заднице, Лев Толстой и другие чудеса



Даже сразу пятнадцать троллейбусов! В самой что ни на есть канадской глуи, где вокруг только лес и медведи! У меня было два вопроса – как и ЗАЧЕМ они здесь оказались?

За интригующим заголовком вас ждёт рассказ о самых красивых местах западной Канады. А при чём тут Лев Толстой?



1 Между приморским Ванкувером и высокими Скалистыми горами располагается ещё один красивый горный регион - Кутеней. В детстве вы могли читать сказку Булата Окуджавы о приключениях игрушечного Кутенейского барана или оригинал Сетон-Томпсона про барана Крэга. Если не читали - вот вам домашнее задание, когда станет скучно и задумаетесь о новой книге. Так вот, описанные в книге места это именно здесь.


2 Эта часть Британской Колумбии начала бурно развиваться во время Золотой лихорадки. До середины 19 века эти территории были полностью неорганизованными областями Британской Северной Америки под юрисдикцией де-факто администраторов Компании Гудзонова залива. (Примерно как “русская Аляска”, управлявшаяся Российско-американской компанией). Вся жизнь края вертелась вокруг горно-добывающей промышленности и лесного хозяйства.


3 Первая остановка - деревня Касло, Британская Колумбия. Здесь живёт меньше тысячи человек, и за последнюю сотню лет Касло совершенно не изменился. Готовые декорации для фильмов, только машины убрать.


4 У стенки набережной пришвартован белоснежный пароход-долгожитель. Больше полувека из своей 120-летней истории SS Moyie бороздил гладь Кутенейского озера, перевозя пассажиров между берегами. Сейчас в мире не осталось регулярных рейсов колёсных пароходов, но кое-где в США можно отправиться в прогулочный круиз. В Канаде таких нет, зато кораблей-музеев множество, и Мойи лишь один из примеров благодарности людей почётному труженику. Корабль старательно восстановили, внутри сделали музей, можно заглянуть внутрь.


5 По соседству стоит другой труженик озера, только пароход “Насукин" перебрался на сушу. Построенный в 1913-м, корабль мог брать на борт до 550 пассажиров, сейчас в нём живёт одна семья. Несколько десятилетий паром ходил по озеру, пока его не заменили более современной моделью. Корабль пришвартовали и забыли про него. Позже, из-за небрежного хранения, он развалился на две части и затонул на мелководье. Тогда спохватились и пытались его спасти, но ущерб был слишком велик. Уцелевшую часть корабля продали частному лицу, который с любовью восстановил его и сделал своим домом.


6 Паромы и сегодня используются как регулярный, а порой и единственный транспорт для сообщения между городами и деревнями. Они курсируют в нескольких местах на озёрах и реках, заменяя собой мосты.


7 Эти теплоходы работают по чёткому расписанию, ходят каждые полчаса 7 дней в неделю. И они бесплатны, для пешеходов и даже для большегрузного транспорта. Я был в шоке, когда узнал, что платить не надо, и даже написал пост о том, что в России за такую же поездку с меня содрали тысяч рублей, хотя сам корабль был скорее похож на развалюху. Оказалось, что и у нас есть бесплатные паромы, но здесь всё сильно зависит от конкретного региона, например на Байкале за паромные переправы денег не берут, а в Калмыкии и Астраханской области наживаются на путешествующих через Волгу, хотя ни одного моста нет в радиусе 500 километров. Вот для того люди и путешествуют, чтобы смотреть, сравнивать, делать выводы и учиться у других.


8 Кутенейский регион показался мне довольно странным местом. По крайней мере - необычным. Он хранит самобытность, которую можно встретить только в глухих и труднодоступных горах.


9 Так что ничего удивительного, что в этом малонаселённом краю хорошо сохранились традиции и уклады, которые давно растворились бы в современном глобальном мире.


10 Что здесь делает памятник Льву Толстому? В канадской глуши есть фанаты русского писателя? Да, и много. Но отнюдь не из-за его литературной деятельности Толстого любят в Канаде. Этот край не всегда был благодатным местом, и переезжали сюда не от хорошей жизни. Несколько тысяч русских семей были вынуждены покинуть родную страну из-за преследований государства, а Лев Николаевич как раз проспонсировал переезд, пожертвовав огромные деньги на спасение духоборов.


11 Их потомки и теперь живут здесь, помнят свою историю и сохраняют язык. Следующий репортаж в блоге будет посвящён именно духоборам. Я побывал в нескольких семьях, пообщался с урождёнными канадцами на чистом русском языке и расскажу, за что их преследовала Россия и как они нашли своё Утешение. Чтобы не пропустить пост, подпишитесь на обновления блога - тык в кнопку справа, рядом с картой.


12 Приехать в Сэндон я хотел едва ли не больше, чем в Ванкувер. Стоило мне прочесть невероятную историю Хэла Райта, благодаря которому в эту лесную глушь приехали десятки старых троллейбусов, спасая их от распила. Энтузиаст-одиночка притащил раритетные машины со всей Канады, и теперь троллейбусы часть города-призрака и его главная достопримечательность.


13 На пике своего расцвета, в 1890-х Сэндон был один из крупнейших городов региона, он оказался прямо в эпицентре серебряного бума в долине Слокан. Но рабочие ушли, когда лихорадка закончилась, и в течение 20 века город постепенно разрушался. Сегодня сохранилось лишь несколько зданий, остальные погибли в пожарах и наводнениях, их Сэндон видел немало, а восстанавливать разрушенные дома было уже некому.

О, какой это был город! Здесь постоянно проживали 5 тысяч человек, а ещё 2300 горняков приезжали в Сэндон на сезонную работу. Два вокзала различных векток железной дороги ежедневно принимали и отправляли поезда. По выходным город не смыкал глаз, прожигая заработанные деньги. Их было, где потратить! Театры, магазины, салуны и большой выбор проституток. Из-за преобладания одиноких мужчин в серебряном городе был целый район "красных фонарей". 29 отелей с 100 комнмтами были к их услугам.

На фотографии написано, что она сделана в 1821 году. Более новых не сохранилось, но здесь может быть ошибка в дате (хотя вряд ли).

Фото © Klondike Silver

14 Глядя на то, что осталось, мало кто поверит в наполненную событиями историю этого города. Современный Сэндон это пять жителей: сам Хэл Райт с семьёй да пара последователей. А ещё два десятка троллейбусов и один старинный паровоз.


15 Я должен был встретиться с самим Хэлом, но позорно опоздал, неверно рассчитав время, и смотритель городка уехал по делам. Пришлось бродить там самостоятельно, но я расскажу его историю, так как она подробно описана канадскими сми. Семья его матери жила здесь, в Сэндоне, так что для него это было в первую очередь семейной историей. Мистер Райт надеется, что правительство признает это место исторической ценностью и поможет ему сохранить город для потомков, но пока он занимается этим только на энтузиазме и по своей собственной воле.


16 Полтора десятилетия назад департамент транспорта Ванкувера решил избавиться от старой списанной техники, ржавевшей на складах. Господин Райт узнал об этом намерении и решил спасти раритетные троллейбусы. Их были готовы отдать за бесценок, но что с ними делать? Под нож собирались отправить 230 троллейбусов! Несколько удалось пристроить в транспортные музеи страны (один уехал даже в город Тандер-Бей в 3000 от Ванкувера). Ещё 15 невероятным образом по узким дорогам привезли в леса Кутенея усилиями Хэла. Остальные были разрезаны на часты и сданы на металл.


17 Теперь тысячи туристов-одиночек приезжают в это необычное место, чтобы подышать свежим воздухом и посмотреть на старые ванкуверские троллейбусы. Которые хоть никуда больше не ездят, по-прежнему сохраняют оригинальные маршрутные таблички, на которых можно прочесть названия самых оживлённых улиц канадского мегаполиса.


18


19 Денег за просмотр не берут: музей неофициальный, можно лишь купить мороженое в местном магазинчике, выпить кофе или приобрести сувенир. Они здесь тоже необычные.


20 Здесь продаются запчасти от троллейбусов: их сняли с порезанных экземпляров, которые не удалось спасти, так что на складе осталось очень много маршрутных табличек, зеркал, электрических изоляторов и других артефактов.


21 Есть и пачка древних автомобильных номеров, почему-то выпущенных для территории Юкон: очевидно, они не от троллейбусов, а откуда-то ещё взялись.


22 В одном из уцелевших зданий теперь работает городской музей, куда бережно свезли все артефакты и мебель из заброшенных домов. Смотрю, у них даже автомобильная заправка своя была!


23


24


25 Ещё одна старая фотография Сэндона под снегом. Нажмите стрелку вправо и увидите современный вид примерно с того же ракурса.


26 Не меньше, чем троллейбусный парк посреди леса впечатляет старинная электростанция. Когда-то Сэндон был первым полностью электрифицированным городом в Британской Колумбии. Помогло этому само расположение в долине горной реки, сам бог велел построить здесь ГЭС. Основанная ещё в 1897-м, она работает до сих пор, на том же самом оборудовании. Всего действовало 8 гидроэлектрических систем, осталась одна. Но зато какая!


27 Маленькая электростанция не только обеспечивает электричеством сам город-призрак, но и поставляет его в соседний, вполне жилой Нельсон с 10 тысячами населения. О нём будет дальше в этом репортаже. По клику на стрелку откроется галерея с другими фото электростанции.

Я вспоминаю другое похожее место, столетнюю Порожскую ГЭС на Урале, в Челябинской области. Семь лет назад я делал о ней репортаж, электростанция тоже держалась на энтузиазме её хранителя, Виктора Загнойко. В 2014 он умер и всё остановилось. Нашему огромному государству оказалась не нужна действующая гидроэлектростанция, и за 4 года без хозяина она превратилась в руины. Сейчас этот исторический памятник находится аварийном состоянии и в любой момент может рухнуть. Очень хочется верить, что в Канаде такого не случится.


27


28 Самое удивительное в этой истории, что серебряная шахта “Клондайк” продолжает действовать, хотя никакого города уже не осталось. Сегодня он и не нужен, объёмы не те, а добраться на работу можно из нескольких соседних городков буквально за час.


29 Две прикольные идеи для малого бизнеса: вырезать из деревянных поленьев “дружелюбных медведей” и продавать возле обочины.


30 Или вместе с женой купить старый школьный автобус, но не отправиться в путешествие по стране, переделав его под дом на колёсах&


31 а встать на окраине своей деревни и сделать необычное кафе для местных и проезжих туристов. Было вкусно!


32 Британская Колумбия, и особенно Кутеней славятся своими открытыми горячими источниками. В провинциальных парках можно найти множество диких источников, в городках их облагораживают и делают в виде оборудованных бассейнов с душем, рестораном, раздевалкой и отелем. Проведите целый день за рулём на горных дорогах и вы согласитесь со мной, что это лучший сценарий вечера в путешествии - отмокнуть в горячем бассейне, а потом поужинать, выпить вина и лечь спать. Да и вообще, термы - моя слабость!

Самый знаменитый— Ainsworth Hot Springs в одноимённой деревне. Самое интересное здесь - пещеры с горячей целебной водой, вам будет по пояс. Весь комплекс очень небольшой, но если приехать не во время каникул, тесно не будет. В скале выдолблен круговой коридор, внутри множество альковов, где можно уединиться.

Фото © ainsworthhotsprings.com

33 Золотая и серебряная лихорадки пригнали в эти места тысячи искателей приключений. Когда ресурсы иссякли, многие уехали, оставив пустовать целые города. Судьба Нельсона сложилась по-другому. Сегодня это типичный старый городок горной Британской Колумбии. Он живёт туризмом и студентами: в городе есть два колледжа и филиал университета с педагогическим факультетом. Кто поедет в дыру с населением 10 тысяч учиться на несколько лет? А вот, смотрите!


34 Я люблю такие милые старые американские (а теперь и канадские) города, они все чем-то похожи между собой, хотя находятся на разном уровне развития. Одни, совсем загибаются, люди оттуда бегут в поисках работы и лучшей жизни, а другой точно такой же город процветает, на главной улице не пустует ни один магазин. В чём же дело, в расположении? Климате? Коррумпированности местных властей? Как бы странно это не прозвучало, дело в наличии молодёжи. Город, где живут один старики обречён на вымирание. Мы хорошо знаем это на примере собственной страны. Американцы (и канадцы, здесь я всё-таки буду обобщать) придумали, как эту молодёжь туда привлечь: открыть университет! Не нужен большой вуз, иногда достаточно открыть одну образовательную программу с парой потоков, и в город приедут несколько сотен молодых ребят, а ещё преподаватели. Рабочие места вскоре появятся сами собой: студенты хотят развлекаться и тусоваться, есть мороженое и покупать хипстерские футболки. А ещё, они хотят сами зарабатывать. Вы уже поняли, как это работает? Просто и гениально.


35 После окончания курса выпускники возвращаются домой или переезжают в новый город, а кто-то остаётся в Нельсоне навсегда. Но уже следюущей осенью приезжают новые студенты, и жизнь и работа крутятся без остановки.


36 Это отлично работает в Северной Америке, но скорее всего провалится в России. Американцы и канадцы очень мобильны, им ничего не стоит переехать на другой конец своей страны ради лучших перспектив, причём делают они это по своему выбору, а не по распределению, когда страна сказала “поезжай-ка строить БАМ и осваивать целину”, а потом бросила тебя в этой дыре навсегда. Когда становится плохо, люди собирают пожитки и уезжают из никчёмного города. Именно это произошло в Сэндоне, но пока ещё не случилось в Нельсоне. Что будет дальше - время покажет.


37 Пока здесь отличная инфраструктура, включая чистейшие уличные туалеты, современные магазины…и недорогая недвижимость. Хотя как не посмотри - дыра и глушь, 7 часов езды до ближайшего большого города (Ванкувер или Калгари).


38 Я бы и сам поселился в Нельсоне, этом милом маленьком городке. Работал бы в таком магазине сувениров, а потом открыл собственный.


39


40 Да, как раз в этом магазинчике видел самые симпатичные сувениры на тему Канады и даже купил классную бейсболку. Можно посмотреть на аватарке в моём фейсбуке.


41 Но такому не бывать, пока мешает шило, не дающее усидеть на одном месте, я буду путешествовать и дальше. Как вам пост? Есть что добавить? Пишите комментарий! Если понравились фотографии - ставьте лайк. Будет продолжение. А то такое ощущение, что вам не интересно.


Buy for 510 tokens
Быть честным с самим собой значит постоянно думать о том, как избежать самообмана Честность с самим собой я определил следующим образом: быть честным с самим собой значит постоянно думать о том, как избежать самообмана. Как видите, быть честным с собой и при этом не уметь думать…
Здесь на любителя. Мне Германия кажется очень скучной страной. Там в таких городках никогда ничего не происходит. Ни медведей из дерева не станут вырезать, ни кафе-мороженое в старом автобусе открывать. А американцы-канадцы от скуки выдумывают такие кунштюки - одни троллейбусы за 700 км тащить чего стоило!
спасибо. интересно.
но в Швейцарии на Женевском озере по моему 10 колесных пароходов совершают регулярные рейсы.
а и да. канадский пароход стоит не у стенки набережной. он стоит на берегу. )))