Alexander Belenkiy (macos) wrote,
Alexander Belenkiy
macos

Categories:

"Загнивающая" Канада: троллейбус в заднице, Лев Толстой и другие чудеса



Даже сразу пятнадцать троллейбусов! В самой что ни на есть канадской глуи, где вокруг только лес и медведи! У меня было два вопроса – как и ЗАЧЕМ они здесь оказались?

За интригующим заголовком вас ждёт рассказ о самых красивых местах западной Канады. А при чём тут Лев Толстой?



1 Между приморским Ванкувером и высокими Скалистыми горами располагается ещё один красивый горный регион - Кутеней. В детстве вы могли читать сказку Булата Окуджавы о приключениях игрушечного Кутенейского барана или оригинал Сетон-Томпсона про барана Крэга. Если не читали - вот вам домашнее задание, когда станет скучно и задумаетесь о новой книге. Так вот, описанные в книге места это именно здесь.


2 Эта часть Британской Колумбии начала бурно развиваться во время Золотой лихорадки. До середины 19 века эти территории были полностью неорганизованными областями Британской Северной Америки под юрисдикцией де-факто администраторов Компании Гудзонова залива. (Примерно как “русская Аляска”, управлявшаяся Российско-американской компанией). Вся жизнь края вертелась вокруг горно-добывающей промышленности и лесного хозяйства.


3 Первая остановка - деревня Касло, Британская Колумбия. Здесь живёт меньше тысячи человек, и за последнюю сотню лет Касло совершенно не изменился. Готовые декорации для фильмов, только машины убрать.


4 У стенки набережной пришвартован белоснежный пароход-долгожитель. Больше полувека из своей 120-летней истории SS Moyie бороздил гладь Кутенейского озера, перевозя пассажиров между берегами. Сейчас в мире не осталось регулярных рейсов колёсных пароходов, но кое-где в США можно отправиться в прогулочный круиз. В Канаде таких нет, зато кораблей-музеев множество, и Мойи лишь один из примеров благодарности людей почётному труженику. Корабль старательно восстановили, внутри сделали музей, можно заглянуть внутрь.


5 По соседству стоит другой труженик озера, только пароход “Насукин" перебрался на сушу. Построенный в 1913-м, корабль мог брать на борт до 550 пассажиров, сейчас в нём живёт одна семья. Несколько десятилетий паром ходил по озеру, пока его не заменили более современной моделью. Корабль пришвартовали и забыли про него. Позже, из-за небрежного хранения, он развалился на две части и затонул на мелководье. Тогда спохватились и пытались его спасти, но ущерб был слишком велик. Уцелевшую часть корабля продали частному лицу, который с любовью восстановил его и сделал своим домом.


6 Паромы и сегодня используются как регулярный, а порой и единственный транспорт для сообщения между городами и деревнями. Они курсируют в нескольких местах на озёрах и реках, заменяя собой мосты.


7 Эти теплоходы работают по чёткому расписанию, ходят каждые полчаса 7 дней в неделю. И они бесплатны, для пешеходов и даже для большегрузного транспорта. Я был в шоке, когда узнал, что платить не надо, и даже написал пост о том, что в России за такую же поездку с меня содрали тысяч рублей, хотя сам корабль был скорее похож на развалюху. Оказалось, что и у нас есть бесплатные паромы, но здесь всё сильно зависит от конкретного региона, например на Байкале за паромные переправы денег не берут, а в Калмыкии и Астраханской области наживаются на путешествующих через Волгу, хотя ни одного моста нет в радиусе 500 километров. Вот для того люди и путешествуют, чтобы смотреть, сравнивать, делать выводы и учиться у других.


8 Кутенейский регион показался мне довольно странным местом. По крайней мере - необычным. Он хранит самобытность, которую можно встретить только в глухих и труднодоступных горах.


9 Так что ничего удивительного, что в этом малонаселённом краю хорошо сохранились традиции и уклады, которые давно растворились бы в современном глобальном мире.


10 Что здесь делает памятник Льву Толстому? В канадской глуши есть фанаты русского писателя? Да, и много. Но отнюдь не из-за его литературной деятельности Толстого любят в Канаде. Этот край не всегда был благодатным местом, и переезжали сюда не от хорошей жизни. Несколько тысяч русских семей были вынуждены покинуть родную страну из-за преследований государства, а Лев Николаевич как раз проспонсировал переезд, пожертвовав огромные деньги на спасение духоборов.


11 Их потомки и теперь живут здесь, помнят свою историю и сохраняют язык. Следующий репортаж в блоге будет посвящён именно духоборам. Я побывал в нескольких семьях, пообщался с урождёнными канадцами на чистом русском языке и расскажу, за что их преследовала Россия и как они нашли своё Утешение. Чтобы не пропустить пост, подпишитесь на обновления блога - тык в кнопку справа, рядом с картой.


12 Приехать в Сэндон я хотел едва ли не больше, чем в Ванкувер. Стоило мне прочесть невероятную историю Хэла Райта, благодаря которому в эту лесную глушь приехали десятки старых троллейбусов, спасая их от распила. Энтузиаст-одиночка притащил раритетные машины со всей Канады, и теперь троллейбусы часть города-призрака и его главная достопримечательность.


13 На пике своего расцвета, в 1890-х Сэндон был один из крупнейших городов региона, он оказался прямо в эпицентре серебряного бума в долине Слокан. Но рабочие ушли, когда лихорадка закончилась, и в течение 20 века город постепенно разрушался. Сегодня сохранилось лишь несколько зданий, остальные погибли в пожарах и наводнениях, их Сэндон видел немало, а восстанавливать разрушенные дома было уже некому.

О, какой это был город! Здесь постоянно проживали 5 тысяч человек, а ещё 2300 горняков приезжали в Сэндон на сезонную работу. Два вокзала различных векток железной дороги ежедневно принимали и отправляли поезда. По выходным город не смыкал глаз, прожигая заработанные деньги. Их было, где потратить! Театры, магазины, салуны и большой выбор проституток. Из-за преобладания одиноких мужчин в серебряном городе был целый район "красных фонарей". 29 отелей с 100 комнмтами были к их услугам.

На фотографии написано, что она сделана в 1821 году. Более новых не сохранилось, но здесь может быть ошибка в дате (хотя вряд ли).

Фото © Klondike Silver

14 Глядя на то, что осталось, мало кто поверит в наполненную событиями историю этого города. Современный Сэндон это пять жителей: сам Хэл Райт с семьёй да пара последователей. А ещё два десятка троллейбусов и один старинный паровоз.


15 Я должен был встретиться с самим Хэлом, но позорно опоздал, неверно рассчитав время, и смотритель городка уехал по делам. Пришлось бродить там самостоятельно, но я расскажу его историю, так как она подробно описана канадскими сми. Семья его матери жила здесь, в Сэндоне, так что для него это было в первую очередь семейной историей. Мистер Райт надеется, что правительство признает это место исторической ценностью и поможет ему сохранить город для потомков, но пока он занимается этим только на энтузиазме и по своей собственной воле.


16 Полтора десятилетия назад департамент транспорта Ванкувера решил избавиться от старой списанной техники, ржавевшей на складах. Господин Райт узнал об этом намерении и решил спасти раритетные троллейбусы. Их были готовы отдать за бесценок, но что с ними делать? Под нож собирались отправить 230 троллейбусов! Несколько удалось пристроить в транспортные музеи страны (один уехал даже в город Тандер-Бей в 3000 от Ванкувера). Ещё 15 невероятным образом по узким дорогам привезли в леса Кутенея усилиями Хэла. Остальные были разрезаны на часты и сданы на металл.


17 Теперь тысячи туристов-одиночек приезжают в это необычное место, чтобы подышать свежим воздухом и посмотреть на старые ванкуверские троллейбусы. Которые хоть никуда больше не ездят, по-прежнему сохраняют оригинальные маршрутные таблички, на которых можно прочесть названия самых оживлённых улиц канадского мегаполиса.


18


19 Денег за просмотр не берут: музей неофициальный, можно лишь купить мороженое в местном магазинчике, выпить кофе или приобрести сувенир. Они здесь тоже необычные.


20 Здесь продаются запчасти от троллейбусов: их сняли с порезанных экземпляров, которые не удалось спасти, так что на складе осталось очень много маршрутных табличек, зеркал, электрических изоляторов и других артефактов.


21 Есть и пачка древних автомобильных номеров, почему-то выпущенных для территории Юкон: очевидно, они не от троллейбусов, а откуда-то ещё взялись.


22 В одном из уцелевших зданий теперь работает городской музей, куда бережно свезли все артефакты и мебель из заброшенных домов. Смотрю, у них даже автомобильная заправка своя была!


23


24


25 Ещё одна старая фотография Сэндона под снегом. Нажмите стрелку вправо и увидите современный вид примерно с того же ракурса.


26 Не меньше, чем троллейбусный парк посреди леса впечатляет старинная электростанция. Когда-то Сэндон был первым полностью электрифицированным городом в Британской Колумбии. Помогло этому само расположение в долине горной реки, сам бог велел построить здесь ГЭС. Основанная ещё в 1897-м, она работает до сих пор, на том же самом оборудовании. Всего действовало 8 гидроэлектрических систем, осталась одна. Но зато какая!


27 Маленькая электростанция не только обеспечивает электричеством сам город-призрак, но и поставляет его в соседний, вполне жилой Нельсон с 10 тысячами населения. О нём будет дальше в этом репортаже. По клику на стрелку откроется галерея с другими фото электростанции.

Я вспоминаю другое похожее место, столетнюю Порожскую ГЭС на Урале, в Челябинской области. Семь лет назад я делал о ней репортаж, электростанция тоже держалась на энтузиазме её хранителя, Виктора Загнойко. В 2014 он умер и всё остановилось. Нашему огромному государству оказалась не нужна действующая гидроэлектростанция, и за 4 года без хозяина она превратилась в руины. Сейчас этот исторический памятник находится аварийном состоянии и в любой момент может рухнуть. Очень хочется верить, что в Канаде такого не случится.


27


28 Самое удивительное в этой истории, что серебряная шахта “Клондайк” продолжает действовать, хотя никакого города уже не осталось. Сегодня он и не нужен, объёмы не те, а добраться на работу можно из нескольких соседних городков буквально за час.


29 Две прикольные идеи для малого бизнеса: вырезать из деревянных поленьев “дружелюбных медведей” и продавать возле обочины.


30 Или вместе с женой купить старый школьный автобус, но не отправиться в путешествие по стране, переделав его под дом на колёсах&


31 а встать на окраине своей деревни и сделать необычное кафе для местных и проезжих туристов. Было вкусно!


32 Британская Колумбия, и особенно Кутеней славятся своими открытыми горячими источниками. В провинциальных парках можно найти множество диких источников, в городках их облагораживают и делают в виде оборудованных бассейнов с душем, рестораном, раздевалкой и отелем. Проведите целый день за рулём на горных дорогах и вы согласитесь со мной, что это лучший сценарий вечера в путешествии - отмокнуть в горячем бассейне, а потом поужинать, выпить вина и лечь спать. Да и вообще, термы - моя слабость!

Самый знаменитый— Ainsworth Hot Springs в одноимённой деревне. Самое интересное здесь - пещеры с горячей целебной водой, вам будет по пояс. Весь комплекс очень небольшой, но если приехать не во время каникул, тесно не будет. В скале выдолблен круговой коридор, внутри множество альковов, где можно уединиться.

Фото © ainsworthhotsprings.com

33 Золотая и серебряная лихорадки пригнали в эти места тысячи искателей приключений. Когда ресурсы иссякли, многие уехали, оставив пустовать целые города. Судьба Нельсона сложилась по-другому. Сегодня это типичный старый городок горной Британской Колумбии. Он живёт туризмом и студентами: в городе есть два колледжа и филиал университета с педагогическим факультетом. Кто поедет в дыру с населением 10 тысяч учиться на несколько лет? А вот, смотрите!


34 Я люблю такие милые старые американские (а теперь и канадские) города, они все чем-то похожи между собой, хотя находятся на разном уровне развития. Одни, совсем загибаются, люди оттуда бегут в поисках работы и лучшей жизни, а другой точно такой же город процветает, на главной улице не пустует ни один магазин. В чём же дело, в расположении? Климате? Коррумпированности местных властей? Как бы странно это не прозвучало, дело в наличии молодёжи. Город, где живут один старики обречён на вымирание. Мы хорошо знаем это на примере собственной страны. Американцы (и канадцы, здесь я всё-таки буду обобщать) придумали, как эту молодёжь туда привлечь: открыть университет! Не нужен большой вуз, иногда достаточно открыть одну образовательную программу с парой потоков, и в город приедут несколько сотен молодых ребят, а ещё преподаватели. Рабочие места вскоре появятся сами собой: студенты хотят развлекаться и тусоваться, есть мороженое и покупать хипстерские футболки. А ещё, они хотят сами зарабатывать. Вы уже поняли, как это работает? Просто и гениально.


35 После окончания курса выпускники возвращаются домой или переезжают в новый город, а кто-то остаётся в Нельсоне навсегда. Но уже следюущей осенью приезжают новые студенты, и жизнь и работа крутятся без остановки.


36 Это отлично работает в Северной Америке, но скорее всего провалится в России. Американцы и канадцы очень мобильны, им ничего не стоит переехать на другой конец своей страны ради лучших перспектив, причём делают они это по своему выбору, а не по распределению, когда страна сказала “поезжай-ка строить БАМ и осваивать целину”, а потом бросила тебя в этой дыре навсегда. Когда становится плохо, люди собирают пожитки и уезжают из никчёмного города. Именно это произошло в Сэндоне, но пока ещё не случилось в Нельсоне. Что будет дальше - время покажет.


37 Пока здесь отличная инфраструктура, включая чистейшие уличные туалеты, современные магазины…и недорогая недвижимость. Хотя как не посмотри - дыра и глушь, 7 часов езды до ближайшего большого города (Ванкувер или Калгари).


38 Я бы и сам поселился в Нельсоне, этом милом маленьком городке. Работал бы в таком магазине сувениров, а потом открыл собственный.


39


40 Да, как раз в этом магазинчике видел самые симпатичные сувениры на тему Канады и даже купил классную бейсболку. Можно посмотреть на аватарке в моём фейсбуке.


41 Но такому не бывать, пока мешает шило, не дающее усидеть на одном месте, я буду путешествовать и дальше. Как вам пост? Есть что добавить? Пишите комментарий! Если понравились фотографии - ставьте лайк. Будет продолжение. А то такое ощущение, что вам не интересно.


Все мои путешествия застрахованы на 1 миллион долларов в Абсолют Страхование, что бы ни случилось. Читателей блога ждёт специальная скидка 20% на любую страховку.


Tags: Америка, Заброшенности, Канада, Транспорт, Фото, Фотопоездки, горы, квадрокоптер, троллейбусы, туризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 191 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →