Alexander Belenkiy (macos) wrote,
Alexander Belenkiy
macos

Category:

Тумская железная дорога


11 утра. Полюбовавшись провинциальной простотой Спас-Клепиков, мы едем дальше. Я сижу на заднем сидении, грызу конфеты и читаю распечатку о нашем следующем «привале» - небольшом поселке по имени Тума, который примечателен лишь тем, что именно он когда-то был «столицей» железнодорожной Мещерской магистрали.




Леса на Рязанщине знатные и дремучие: ветки деревьев от неба до самой земли и многочисленные болота. В конце позапрошлого века здесь построили сеть узкоколейных путей. Железная дорога буквально опутала Мещерскую глушь.

Сначала узкоколейка использовалась для вывозки леса – в 1894 году начала действовать первая узкоколейка в Рязанской области: Ока-Солотча-Пенкино. Но просуществовала она недолго, в скором времени ее разобрали, а из «высвободившихся» рельсов в 1899 году построили дорогу Рязань-Тума.









Местное население очень сопротивлялось строительству дороги (причем лично мне непонятно почему – то ли из-за вырубли леса, то ли крестяне просто были противниками любого технического прогресса), но в конце-концов все привыкли к «железке». В 1901 году дорогу продлили до Владимира, связав, таким образом, два крупных города сквозь непроходимые леса.



Ветка на Голованову дачу была открыта в 1927 году. В 1920-х или 1930-х годах (точная дата дискутируется) участок от Владимира до Тумской перешили на широкую колею. Ветка действует до сих пор, несколько раз в сутки по этому полотну пролетает дизельный поезд с обычными плацкартными вагонами. Вплоть до 1970-х годов Владимирско-Рязанская линия была фактически единственным транспортным путем, пересекавшим Мещеру в меридиональном направлении. Она обеспечивала связь городов и деревень с областными центрами (Рязанью и Владимиром), возила пассажиров и грузы.









Догадываетесь, какие дороги в Рязанской области?


На этой фотографии изображен вагон-снегоочиститель. Несмотря на то, что выглядит он как маленький локомотив, а внутри есть печка-буржуйка - вагон не может двигаться самостоятельно.









Приехав на станцию Тумская, я сразу же узнал о том, что поезда до Головановой дачи больше не ходят, примерно с полгода. Очень расстроившись, я все же пошел в депо, пообщался с его начальником, посмотрел подвижной состав, который ходил по этой УЖД (фотографировать не дали), а затем мы разговорились с Андрем, начальником депо. Оказывается, прокатиться по железной дороге все-таки можно. Наш счастливый шанс - Сергей Никулин. Он работает на Тумской "железке" почти всю свою жизнь. Уезжал в другие города и страны, но всегда возвращался в Рязанскую область, к своей узкоколейке. Начальник тумского депо договорился с Сергеем о том, что он нас прокатит на своей чудо-дрезине (за деньги, естественно). И мы поехали на станцию Гуреевский, в дом, который раньше был вокзалом, а теперь его занимает Никулин со своей семьей.







Мы подошли к вокзалу, где уже копошился в своей машине наш машинист. Немного подождали, покурили, а потом Никулин освободился и пошел в гараж.






Да, мы слышали в депо слово "дрезина", но даже не предполагали, ЧТО предстанет перед нашими глазами. Да, на этой самой штуке нам предстояло ехать. И не просто ехать, а лететь - местные жители предупреждали, что Никулин - тот еще "Шумахер",




И вот мы поехали - двое на сиденьях этой самоходной повозки, двое - лежа на телеге. Трясло и подбрасывало очень сильно, особенно когда несущаяся на скорости 60 кмч бешеная дрезина налетала на стык старых рельс. Но адреналин уже поступал в кровь, и жажда приключений брала свое.









А мимо пролетали заброшенные деревни и станции. Еще несколько лет назад, ну может десять-двенадцать, здесь была жизнь. Лет двадцать назад - она кипела, поскольку в этих лесах было множество заводов, которые и кормили здешний край.А отсутствие дорог никого не напрягала - ведь у них была "узкая" дорога.



Рельсы действительно просто "прорублены" сквозь леса. Почти все 30 километров от Тумы до Голованово мы едем прямо, всего лишь два поворота: в начале и конце пути.









А это, собственно,и есть деревня. Слева - здание вокзала, давно заброшенное.




Посреди деревни - чудесный пруд.



Шпалы совсем старые. В ОАО "РЖД", конечно, "забыли" об узкоколейке. А шпалы менять надо, иначе по путям не сможет проехать даже дрезина, подобная нашей. А Никулин не может без своей "узкой". Потому и шпалы ему самому менять приходится.


Несмотря на ощущение заброшенности, многие из этих домов жилые, по крайней мере летом.


Летом сюда приезжает куча народа - кто к бабушке в гости, кто просто отдонуть от городского шума в заброшенной избушке. Ближе к осени - деревню заселяют грибники. А как похолодает - все разбегаются. Вот такая она, Голованова дача - меняется каждый сезон года - от полной разухи до популярного дачного поселка.



А нам пора в обратный путь. Нехотя забираемся обратно в телегу, я сажусь на "козлы" рядом с Никулиным. Сергей кричит мне на ухо, пытаясь перебить завывания осеннего ветра: "Все рвутся в Москву, покидают эти места - а я уже пожил и в Москве, и даже в Узбекистане. А здесь Родина моя - и черт с ним, что все развалили и продали. Когда Москва ваша под землю уйдет - все приедут назад, я это знаю."


Нашему машинисту шестьдесят лет. Три года назад у него родилась первая дочь. Об этом мы узнали от разных людей, все ставят его в пример: "Во мужик!", но, подъезжая на конечную станцию, Никулин сам рассказал об этом. "Вот только жена уже старая, 38 ей скоро, пора менять!" - пожаловался он и пошел ставить свою чудо-повозку обратно в деревянный гараж.




Tags: ЖД, Россия, Рязанская область, Тума, УЖД, Фото, Фотопоездки, Человеческий фактор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →