Alexander Belenkiy (macos) wrote,
Alexander Belenkiy
macos

Category:

Детская железная дорога в Минске


В начале 1950-х годов Белоруссия ещё не успела оправиться от послевоенной разрухи, но, тем не менее, руководство республики уже уделяло особое внимание воспитательной работе среди молодёжи. Одним из направлений этой работы была детская железная дорога. Но восстанавливать детскую железную дорогу, работавшую до войны в Гомеле, видимо, сочли нецелесообразным. И тогда было принято решение построить новую, в столице республики – Минске. 30 сентября 1954 года Постановлением Совета министров БССР на эти цели были выделены ассигнования в размере почти пяти миллионов рублей. Уже осенью 1954 года началось строительство Минской детской железной дороги. В строительстве дороги принимали участие минские школьники. Они выполняли земляные работы, красили служебные помещения, разбивали клумбы, сажали цветы, устанавливали на дороге путевые знаки. Тем временем, в кружках шла теоретическая подготовка ребят к работе на детской железной дороге.





В воскресенье 9 июля 1955 года сотни минчан с детьми пришли на открытие детской дороги. У перрона станции Парк культуры стоял в ожидании отправления поезд из шести зелёных вагонов с паровозом во главе. Первый заместитель министра просвещения БССР Ф.Н. Казаков разрезал алую ленточку. Так началось движение поездов на Минской детской железной дороге.


На момент открытия дороги имелось две станции: Парк культуры и Сосновый бор. Главной, с самым красивым вокзалом, стала станция Парк культуры, здесь юные железнодорожники учились, проводили торжественные мероприятия, принимали гостей. На ней была сооружена высокая посадочная платформа. На станции Сосновый бор был построен красивый деревянный вокзал (к сожалению, он полностью сгорел в 1980-е годы). Чуть позже была построена ещё одна станция – Пионерская, а в момент открытия дороги на её месте был лишь небольшой деревянный домик.


Протяжённость главных путей дороги составила 3,79 км, а полная эксплуатационная длина после завершения строительства станции Пионерская – около 4,5 км.



Дорога начинается в парке имени Челюскинцев и ведёт в сосновый бор «Слепянский лес» на восточной окраине Минска. На станции Сосновый бор можно выйти подышать лесным воздухом, послушать птиц, но больше там делать практически нечего. Средняя станция – Пионерская – техническая, здесь проводится экипировка локомотивов и вагонов, их ремонт и подготовка к рейсам. Это единственная станция на дороге, имеющая достаточно серьёзное путевое развитие – пять путей, один тупик и восемь стрелочных переводов. На одном из путей оборудована смотровая канава.


Сейчас ДЖД на своём пути пересекает три автомобильные дороги. На пересечении с одной из них, ведущей к автостоянке, оборудован неохраняемый переезд. Другой, что на пересечении с улицей Макаенка (рядом со станцией Пионерская) – охраняемый. И, наконец, улица Филимонова проходит по путепроводу над полотном железной дороги. Из искусственных сооружений стоит отметить ещё и мост через канал Слепянской водной системы.


В 1971 году Минской детской железной дороге было присвоено имя легендарного партизанского комбрига, железнодорожника Константина Сергеевича Заслонова. Тогда же станция Парк культуры была переименована в Заслоново. (Следует особо отметить, станция была названа именно Заслоново, и никогда не называлась «имени Заслонова», как можно увидеть в некоторых публикациях.)


В 1975 году закончилась «паровозная эра» Минской ДЖД. Паровоз Кп4-465 был списан, но не сдан в металлолом, как на многих других ДЖД, а превращён в памятник. Много лет он простоял на отрезке пути на станции Заслоново, а затем был вывезен с ДЖД. Весной 2003 года паровоз находился в распоряжении некоего белорусского бизнесмена, пытающегося продать его за баснословные деньги, несмотря на ужасное состояние.


В 1994 году детская дорога лишилась одного из трёх своих тепловозов: сгорел ТУ2-010. А оставшиеся два локомотива с тех пор использовались на Минской ДЖД очень необычно. До 2005 года к поезду всегда были прицеплены оба тепловоза. Поезд вёл стоящий в голове ТУ7А-2782, а холодный ТУ2-113 был прицеплен следом за ним. Причин этому две: во-первых, таким образом обеспечивалась сохранность второго тепловоза и его недоступность для вандалов. Во-вторых, с ТУ2 получала питание локомотивная радиостанция, которую не удалось нормально подключить на ТУ7 из-за применённой на нём однопроводной схемы электрооборудования.


Кроме того, из-за отсутствия необходимости менять направление движения локомотива на конечных станциях не нужна и вторая кабина. Поэтому на ТУ2-113 она отсутствовала, а её окна были наглухо заварены стальными листами. На ТУ7А-2782 остекление задней части кабины тоже закрыто стальными листами, но уже съёмными. Летом 2005 года тепловоз ТУ2-113 был отправлен в Брестский железнодорожный музей, и с тех пор поезд водил один тепловоз. Спустя три года, летом 2008-го, дорога получила новенький, только что с завода, тепловоз ТУ7А-3350.


В конце 1980-х годов разрабатывался проект реконструкции дороги. Этим проектом предусматривалось удлинение дороги и строительство ещё одной станции Чудесная мельница с музеем мультипликации. Реконструкция должна была закончиться в 2000 году, к 45-летию дороги. Однако дальше стадии рабочих чертежей дело не зашло.


В 2008 году планы реконструкции сильно изменились. Было решено переложить весь путь на бетонных шпалах с рельсами Р43, капитально отремонтировать станцию Заслоново и смонтировать на ней навес над перроном, построить пешеходный мост на пути к стадиону. Существенной модернизации подвергнутся также средства СЦБ. Ранее никак не защищённую от «Непрошенных гостей» станцию Пионерскую планируется огородить забором, а впоследствии построить там локомотивное депо.


Говоря о Минской ДЖД, нельзя не вспомнить ещё об одном. Здесь всегда была насыщенной и интересной жизнь юных железнодорожников. На Всесоюзном конкурсе детских железных дорог Минская ДЖД выходила победителем несколько лет подряд. Сейчас на станции Заслоново ежегодно проходят выставки-конкурсы железнодорожного моделизма.






























К сожалению, фотографии из 3-й Белорусской фотопоездки закончились. Но есть еще много других, а в Беларусь я обязательно вернусь :) Примерно через год.

Другие фоторепортажи о стране Беларусь:

Лунинец Беловежская пуща Другая Беларусь


Понравилось?

Мне важно ваше мнение о том, что я делаю и что пишу в журнале. Ваш комментарий - лучшая оценка моей работы. Давайте общаться больше!


Добавляйте меня в друзья, если вы ещё этого не сделали!
Кроме ЖЖ, я также пишу в Твиттер | Фейсбук | Инстаграм

Все фоторепортажи о путешествиях на сайте www.macos.ms

Вы можете заказать рекламу в этом журнале или разместить баннер. Подготовить блогерский фоторепортаж? Провести конкурс? Отправиться в путешествие с вашим продуктом? Легко и с удовольствием! Пишите: macos@gde.ru


© 2009-2013 Александр Беленький | Все фотографии в этой публикации сделаны мной, если не сказано иное. Данный материал принадлежит автору блога. Полное или частичное копирование не разрешается без моего согласия. Вы можете спросить об этом, написав письмо по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.

Tags: Беларусь, ЖД, Минск, Транспорт, Фото, Фотопоездки, железные дороги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →