Россия

Город Чухлома



Чу́хлома — город (с 1778) в России, административный центр Чухломского района Костромской области. Население 5,4 тыс. жителей. Город расположен на берегу Чухломского озера, в 50 км от железнодорожного узла Галич. От древнего города Чухломы до нашего времени сохранилось очень немного. Валы, опоясывающие возвышенность по берегу озера, напоминают о том, что городу более 600 лет. Крепость Чухлома сооружалась в тяжелые годы татарских набегов и княжеских межусобиц. Годом основания г. Чухломы на южном брегу считается 1381 год. Удаленная от основных транзитных трактов Чухлома не относилась к торговым городам. Её население существовало ремеслом и мелкой торговлей. Значительная часть жителей занималась рыбной ловлей и огородничеством. Отсутствие выгонной земли ограничивало возможности для содержания скота и сдерживало развитие маслоделания и сыроварения. Единственным предприятием, существовавшим в Чухломе, был пивоваренный завод откупщика Нелидова, зафиксированный в документах 1844 г.




Сначала Чухломские земли являлись вотчиной Галичского князя, затем они были куплены Иваном Даниловичем Калитой в годы его княжения (1328-1340г.). Дальнейшая история этих мест - это бесконечные княжеские междоусобицы и татарские набеги. Именно в это время, а точнее в годы правления князя Дмитрия Шемяки (1434-1453г.), Чухлома укрепляется и сооружается крепость.


В XVI веке Галичское княжество, а с ним и Чухлома, вошло в состав Московского государства, междоусобные войны закончились, но долгожданный покой не наступил. Более десяти раз в течение столетия, как ураган, проносилась татарская конница, сея смерть и разрушения. На чухломские земли вторгались и польско-литовские отряды. В результате очередного нападения на Чухлому в 1609 году крепость устояла, но все окрестные деревни были сожжены, люди покинули родные края, оскудел заволжский край. В самой Чухломе, по данным дозорной книги 1615 года, значилось "тридцать дворов с тридцатью душами мужского пола".


Дороги здесь значительно лучше, чем в Галиче - по крайней мере можно уверенно ехать со скоростью 60-70 километров в час.


На въезде в город - совершенно прекрасная автозаправочная станция. Я никогда таких не видел, а пустнный пейзаж на заднем плане навевает ассоциации с американскими прериями.









Только к середине XVII века оправился от бедствий город. Количество дворов достигло семидесяти, оживилась торговля, на озере появилось много рыбацких лодок. Строились боярские хоромы, как на территории Кремля, так и за пределами крепостных стен.


Крепость Чухлома просуществовала до 1727 года, когда случившийся "великий пожар" уничтожил боевые башни и стены города, казенные и частные дома. От городского кремля остался только пепел.


С годами некогда грозные валы крепости заросли буйными травами. С 1837 года городская управа стала сдавать в аренду под капустные огороды пустовавшие внутри крепости земли, так больше 50 лет использовались древние крепостные улицы и бывшие боярские дворы. В 1890 году стали засыпать рвы, и на территории бывшего кремля разбили городской сад.


До 1837 года в Чухломе не было гражданских каменных зданий. Первое такое каменное здание - Присутственные места - находится на Октябрьской (Галичской) ул. Поскольку вся общественная жизнь города была сосредоточена на торговой площади, вокруг нее расположены все лучшие здания того времени. В ансамбль площади входит и Успенская церковь, которая старше площади (построена в 1730 году). Для храма выбрано очень удачное место. Хорошо связанная с окружающей природой и всей застройкой, Успенская церковь является доминантой в силуэте города, усиливая его выразительность. Сейчас на площади разбили сквер и посадили цветы, а участки со старым булыжным мощением не всегда привлекают внимание, хотя у них очень интересная история. Тринадцать лет, с 1815 по 1828г. со всех, въезжающих в город, взимался налог для мощения площади в виде или 2-х булыжных камней, или пяти копеек. С тех пор и лежат, заросшие травой, камни на торговой площади Чухломы.






























Понимаете, то, что Вы видели [дороги] - это уже давно считается в порядке вещей в области. Хочу заметить, что в Чухломском р-не не хуже всех дорогу поддерживают!
Скажу про Кологрив... Там Славнефть новую заправку построили, довольно-таки современную, но дороги у нас тоже как и везде - на кривой кобыле только ездить. Да и до этого была старая, но не такая примитивная заправка:)))