Alexander Belenkiy (macos) wrote,
Alexander Belenkiy
macos

Categories:

Красный треугольник, Санкт-Петербург



История "Красного Треугольника" началась почти 150 лет назад, в 1860 году. Именно тогда американский коммерсант Фердинанд Краузкопф основал в Санкт-Петербурге на набережной Обводного канала завод по производству резиновых изделий. «Товарищество Российско-Американской Резиновой мануфактуры» (ТРАРМ) - под таким названием начало работать предприятие, обозначившее старт бурного развития резинотехнической промышленности России.




Бурно развивавшаяся русская промышленность нуждалась в насосных рукавах, трубах, шкивных ремнях. Краузкопф, найдя компаньонов среди российских купцов, в 1859 году основал "Товарищество Российско-Американской мануфактуры" и открыл первую резиновую фабрику в России. Участок арендовали на набережной Обводного канала, а к зиме уже выстроили первое здание.


Технологический процесс был перенесен из Америки. Все производственное оборудование было привезено из-за границы и являлось на тот момент самым современным и производительным. "Заграничными" были и первые кадры. Мастера из Германии, клейщицы галош из Англии, которые должны были обучать российских рабочих. Кстати, вплоть до революции на любую, самую незначительную руководящую должность назначались лица только немецкого происхождения.


Секрет создания резины тщательно охранялся компанией Российско-Американской мануфактуры. Каждый поступавший на работу техник или инженер подписывал "клятву верности": никого, кроме правления товарищества, не посвящать в то, что происходит на заводе, а также не открывать способа приготовления изделий. От рабочих эти технические секреты также скрывались.


На первой в России резиновой фабрике, которая заработала летом 1860 года, дело сразу пошло полным ходом. В октябре выпускалось уже до 1000 галош в день. Прибыли были настолько высоки, что товарищество даже не опубликовывало годового баланса, чтобы не привлечь внимания других предпринимателей к столь выгодному делу Вскоре фабрика экспортировала свои изделия в Европу и, конечно, обеспечивала галошами всю Россию.


Основным покупателем этих резиновых изделий было городское население, причем все его категории. Галоши, или "чехлы для обуви", составляли в XIX веке основную продукцию резиновой промышленности. Почти 30 лет "Треугольник" сохранял монополию на производство галош в России. Его иностранные I конкуренты были навсегда вытеснены срусского рынка в 70-е годы. От иностранной конкуренции русские галоши ограждала очень выгодная таможенная политика: низкие пошлины на ввоз сырья каучука, высокие пошлины на ввоз иностранной продукции и льготы на вывоз российской.


С 1908 года "Товарищество Российско-Американской резиновой мануфактуры" (ТРАРМ) закрепило за собой название "Треугольник", соответствующее торговому знаку. В одной из бумаг, направленных в Министерство финансов, так объяснялся выбор торгового знака: "В знаке фирмы треугольник - главное, бросающееся в глаза неграмотному покупателю". Простота знака, которую и требует хорошая реклама. Воспитанные на правилах торговли развитых стран Запада, предприниматели отлично понимали, что буквы покупатель мог и не заметить, а треугольник запоминался сразу. Компания "ТРАРМ" получала за свою продукцию множество премий и золотых медалей и была удостоена звания "Поставщик Двора Его Императорского Величества". В 1900 году "Треугольник" выплачивал своим пайщикам по 40% дивидендов. Это было нечто неслыханное. Например, Путиловские акции давали тогда 7-8% дохода. За первые 50 лет существования мануфактура изготовила 282 миллиона пар галош и стала одним из крупнейших "резиновых" производителей мира.


Кроме галош, фабрика "Треугольник" стала выпускать продукцию для тяжелой промышленности, а также непромокаемую одежду, резиновые подушки и матрацы. В разгар Первой мировой войны галошный монополист "Треугольник" сильно приподнялся на военных заказах, так как оказался по существу единственным поставщиком резины для автотранспорта, авиации.


В 1918 году советское правительство национализировало "Треугольник", и предприятие стало называться "Государственный завод резиновой промышленности №1 Треугольник". В то время послереволюционный Петербург был в тисках голода и хозяйственной разрухи, и из-за нехватки топлива и тепла жизнь на "Треугольнике", как и на других предприятиях города, замерла. И тогда рабочие по собственной инициативе стали работать на керосине, так и не получив 18 млн рублей для оказания помоши безработным завода, которые они просили у советской власти.


В 20-е годы люди со всей России ехали в большие города, чтобы заработать, чтобы не умереть с голода. И стояли у ворот крупнейшего предприятия сотни женщин в надежде, что их возьмут на работу. И каждый день счастливицы входили в ворота, втискиваясь в "резиновый ад", чтобы пополнить армию галошниц. Стоит заметить, что в течение всего периода существования предприятия работали на нем преимущественно приезжие.


Название "Красный треугольник", столь известное по сей день, было присвоено заводу в честь пятой годовщины Октября в 1922 году. В это же время на заводе была создана центральная лаборатория для ведения научно-технической работы. Ее ведущие специалисты были отправлены в командировку в Европу и США для освоения заграничного опыта. Появились первые со времен основания предприятия изменения производственного процесса. Было найдено восемь основных операций по сборке галош, примерно совпадающих по времени исполнения. И впервые в истории резиновой промышленности было решено клеить галошу коллективно - "восьмеркой". "Восьмерки" показали невиданную производительность труда-они вдвое повысили выработку одиночек. Позднее была сконструирована прижимочная машина для прикат-ки подошвы. Новое устройство намного повысило производительность, так как данная операция требовала особо больших усилий от клейщицы. В 1927 году на галошном производстве были проведены первые опыты с конвейером с движущимся посередине транспортером. Некоторые опасались быстроты, с которой сторонники передовых методов труда претворяли вжизнь свои опыты. Но тогда вся страна жила подлозунгом "Догнать и перегнать капиталистические страны!"


Во время Великой Отечественной войны заводы "КТ", которые выпускали военную оборонную продукцию, были эвакуированы из Ленинграда - завод РТИ и шинный завод. Но и на оставшемся оборудовании в Ленинграде выпускали изделия, необходимые фронту. Зимой 1941 -1942 годов все заводы "КТ", кроме завода РТИ, были законсервированы и прекратили выпуск продукции. Не было электроэнерги и итоплива. К концу 1942 года производство частично возобновилось, однако в конце войны, когда начались восстановительные работы, "КТ" представлял собой картину весьма тяжелую. Только за один 1943 год на территории его заводов разорвались 1500 крупных снарядов и 30 авиабомб. Были разрушены 22 корпуса, а все остальные частично повреждены.


В 80-е годы резиновая обувь, которая не так давно раскупалась нарасхват, стала оседать в магазинах и на складах вследствие того, что недостаточно изучалась конъюнктура спроса на резиновую обувь. Галоши вышли из моды и нужны были разве что народам азиатских советских республик. Спрос мог возрасти, если выпускать обувь модных фасонов, сделанную из современных ярких и красивых материалов. А их предприятие почти не получало. Появились проблемы на заводе резинотехнических изделий, который на тот момент выпускал продукцию нескольких тысяч названий. Выходом из сложной ситуации было сокращение ассортимента для облегчения подготовки производства.


Новейшая история "Красного треугольника" начинает свой отсчет с начала девяностых, когда в стране развернулась приватизация. Во время приватизации, как и на других предприятиях страны, произошли вывод активов, борьба различных заинтересованных сторон, игра в "дочки-матери" (отчуждение собственности в дочерние предприятия), два директора в одном кабинете, выставление пикетов, двоевластие и многое другое. Все это привело и без того слабое предприятие к неминуемому банкротству.


Сегодня Красный Трегольник представляет собой отдельный мир. Несмотря на шлагбаум с охранником на входе, попасть сюда может любой желающий. Многие здания завода сдаются в аренду, как правило, компаниям с не очень чистой совестью - цена аренды очень низкая из-за соответствующего состояния зданий на территории.





Tags: Красный треугольник, Питер, Фото, Фотопоездки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments