Alexander Belenkiy (macos) wrote,
Alexander Belenkiy
macos

Categories:

Беларусь-2010, часть седьмая. Брест



"Брест понравился нам больше всего" - так говорили мне многие участники Белорусского путешествия. Многие захотели сюда вернуться, не в Беларусь, не в Минск, который мы в этом году толком не посмотрели, а именно в Брест. Сам я уже был в Бресте два года назад, и еще тогда он произвел на меня впечатление, а в этом году еще больше его усилил. Почему?

Наверное потому, что Брест - двуликий город (в хорошем смысле слова). Он гармонично сочетает в себе характеры двух противоположностей, сам в себе несет Войну и Мир (не толстовскую) - память о войне и крови, которой пропитан воздух Крепости, и удивительные теплые мотивы южного курортного городка где-нибудь в Крыму.



В Бресте мы встретились с birdie_no_wings и его товарищем, которые любезно согласились немного покатать нас по городу. Первым делом, а время уже приближалось к полднику, мы отправились поесть в забегаловку "Пит стоп". Это как Грабли в Москве, Пузата Хата в Киеве или Лiдо в Минске. Но в отличие от предыдущих трех - не вкусно.

Осмотр же достопримечательностей Бреста мы начали с форта №5 Брест-Литовской крепости. Без проводников мы искали бы дорогу очень долго: чтобы попасть в Пятый форт, нужно ехать практически до границы, оттуда лесами-полями-мостами. И все это в черте города Бреста.




Несмотря на явную "заброшенность" форта, это полноценный музей с многофункциональным мужичком охранником-кассиром в будке. Заплатив по 20 рублей с носа, мы были допущены к фортификации.

Форт № 5 входил в число оборонительных объектов Брест-Литовской крепости первой линии. Построен в 1878 – 1888 гг., модернизировался в 1908 – 1911 гг.
Форт имеет пятиугольную форму. Был воздвигнут из кирпича, обнесён земляным валом, рвом, заполненным водой. В горжевой (тыльной) части была построена казарма для гарнизона, насчитывающая одиннадцать казематов, обвалованная землёй со стороны напольного фаса. Во фронтальной части находился передний капонир (фортификационное сооружение, способное вести огонь в двух противоположных направлениях) на шесть орудий, соединённый с казармой центральной потерной (подземный коридор, связывающий различные строения форта между собой). (с)






В начале 20 в. форт модернизировался под руководством штабс-капитана И.О.Белинского. Кирпичные сооружения покрывались бетоном толщиной около 2 м. Были построены боковые потерны, соединяющие казарму с боковыми полукапонирами. Был построен горжевой капонир, позиции стрелков частично бетонируются.





1 сентября 1939 года германская авиация нанесла мощные бомбовые удары по польской территории, в том числе и по Брестской крепости. Началась Вторая мировая война. Из крепости началась эвакуация семей офицеров, а высшее польское командование и штаб округа переехали в форт V. 17 сентября крепость Брест была захвачена немецкими войсками, над ней был поднят флаг со свастикой. В тот же день, только рано утром восточную польскую границу перешли советские войска, под девизом оказания помощи братским украинскому и белорусскому народам. Согласно советско-германскому протоколу о демаркационной линии Брест отходил к СССР и 23 сентября над крепостью был поднят новый флаг, на этот раз уже советский.









Но недолго мучалась старушка. Совсем скоро, через несколько лет, Брест снова стал немецким.

В июне 1941 г. в форту находился 3-й стрелковый батальон 44-го стрелкового полка. С началом Великой Отечественной войны батальон был поднят по тревоге. Часть бойцов попыталась прорваться в Брестскую крепость, а потом с боями отходила на восток.

В годы оккупации в форту были склады. В июле 1944 г. он был освобождён воинами 1295-го стрелкового полка 160-й стрелковой дивизии 70-й армии.

После войны некоторое время также находились армейские склады. После вывода воинской части форт был в заброшенном состоянии, разрушался.











В 1995 г. 5 форту был присвоен статус историко-культурной ценности. С 1997 г. проведены большие реставрационные работы. В 1999 г. форт был передан на баланс Мемориальному комплексу «Брестская крепость-герой». 8 мая 2000 г. открыт для посещения.











Но мы поехали дальше. На этот раз - в саму крепость, к Холмским воротам. Но поехали мы не как обычные люди, до главного въезда "со звездой", а оттуда пешком, а дачно-туристическими тропами и дорожками: мы хотели подъехать к самим воротам.





И вот они, Холмские ворота. На этот раз мы пришли "с польской" стороны. Я был в Бресте ровно 2 года назад, и почему-то думал, что там уже начинается пограничная территория. Вообще, об истории Брестской крепости я писал как раз в этом посте двухлетней давности, посмотрите.

Сейчас же я просто хочу показать фотографии из крепости. Давайте помолчим?





























Мы покинули брестскую крепость и поспешили в музей паровозов. Навстречу нам бежали люди. Представители почти всех народов бывшего СССР дружным строем, "стар и млад", бежали к крепости для торжественного митинга в честь Дня Победы.



К паровозам мы почти не успели. Но нам удалось уговорить сперва непреклонную смотрительницу пустить нас на несколько минут поснимать паровозы. Т.к. моя страсть к железным дорогам уже в прошлом, о музее лучше расскажет Костя otrip , смотрите его репортаж о Бресте. Я же просто немного поснимал технику:

















А затем мы отправились гулять в Брестский универмаг: настоящий советский универмаг, где продавалось все на свете, с отделом одежды и по соседству - школьными канцтоварами и за углом винным отделом. Каждый из участников автопробега купил себе белорусского трикотажа, а мы с Костей ch_kostya даже приобрели по рубашке с национальным белорусским орнаментом.

Наши экскурсоводы решили показать нам и "мирную" часть города, и дружной толпой мы двинулись по пешеходной улице Советская, которая больше всего напоминает южный курортный город. Кажется, эта улица обязательно приведет к морю.





После того, как прошлым летом в Москве закрыли все казино, и без того не маленький потом туристов из России в Беларусь увеличился: люди едут играть сюда в одноруких бандитов и рулетку: казино здесь не просто не запрещены, но могут позволить Беларуси стать популярной игровой зоной.


Как я уже говорил много раз, Беларусь куда больше Европа, чем Россия. В центре Бреста это особенно чувствуется. Такая площадь могла бы украсить любой европейский город.





Пару лет назад в Бресте ввели должность фонарщика, при городской администрации. Представитель уникальной профессии, Виктор Петрович Кирисюк, ежедневно с наступлением темноты зажигает керосиновые фонари на улице Советской. Я очень хотел познакомиться с Петровичем и сделать "зажигательный" репортаж. Но нас очень долго обслуживали в пиццерии, и момент был упущен.



Лишь после того, как Петрович со своей лесенкой обойдет все 17 керосиновых фонарей, на улице заработает и остальное освещение. Кстати, специальные керосинные лампы для фонарей брестское предприятие закупило в России, а кованые обрамления выполнили уже местные мастера. К месту пришёлся и открытый на городских торжествах памятный знак «Старый фонарь». Это большой камень, на котором размещён «наказ» об учреждении должности фонарщика и его обязанностях. А символичный фонарь на самую верхушку камня принесла не кто-нибудь, а летучая мышь, которая считается символом возрождения.



Длинный день 2 мая подходил к концу. Еще немного погуляв по ночному Бресту, мы сели по машинам и поехали к месту ночлега, в Беловежскую пущу.

Продолжение следует :)

Белорусское путешествие-2010, ранее в выпусках:

Часть 1, Москва-Беларусь, дорожные заметки
Часть 2. Слуцк: валютные махинации
Часть 3. Солигорск: рукотворные горы и вечеринка в стиле 90-х
Часть 4. Лунинец. Гостиница без категории
Часть 5. Пинск. Каменное Полесье
Часть 6. Закозель. Freelander в рапсе и древняя каплица рода Ожешко

 




Tags: land rover, Беларусь, Беларусь-2010, Брест, Брестская область, Обо мне, Путевые заметки, Фото, Фотопоездки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments