
О гигатских машинах БелАЗах слышали все. Но мало кто видел :)
Эти огромные карьерные самосвалы издалека похожи на детские грузовички, которые нужно возить на веревочке. При ближайшем рассмотрении - это огромная махина "ростом" с трехэтажный дом.
В Московской области есть только одно место, где можно встретить автомобильного "зубра" - это песчаные карьеры Сычевские, что в Волоколамском районе.
Туда-то мы и отправимся.

В небольшом рабочем поселке Сычево посреди единственной площади стоит деревянный памятник сычу. Раньше это место называлось деревней Сычи. В 1941 году здесь шли ожесточенные бои, и 14 октября Сычи были заняты немецкими войсками, а всего через месяц немцев выгнали отсюда поганой метлой. В следующий раз о Сычах вспомнили почти через 20 лет. В 1958-м геологи нашли в Сычах огромные залежи нерудных строительных материалов (песок, гравий). Советское правительство решило строить здесь горно-обогатительный комбинат. Сказано - сделано, с 1962 года карьеры начали свою работу. А деревня Сычи была преобразована в поселок Сычево в 1966-м.

Десять лет назад Сычевские карьеры были выкуплены компанией ПИК-Неруд (группа компаний ПИК). А теперь и ее, в свою очередь, приобрела Национальная Нерудная компания. Но охране, водителям БелАЗов и эскаваторов это малоинтересно: они как работают, так и работали. Лишь бы деньги платили.

Сычевские карьеры вот уже несколько лет подряд привлекают вниамние туристов и местных дачников, образовавшиеся в кратерах бывших разрезов озера с чистейшей водой - это ли не рай для измученного пылью москвича, желающего искупаться недалеко от дома?

К сожалению, охрана вынуждена "гонять" купальщиков - многие из них, впервые увидев огромный самосвал, теряют ориентацию и попадают в аварию. "Нам не жалко, пусть смотрят-фотографируют!" - рассказывает охранник. - "Но они едут по дороге для БелАЗов со скоростью двадцать, больше на легвовушке по такому покрытию не поедешь. А наши грузовики едут 50-60. Повороты крутые, маленькие машины и не видно. К тому же, бывает, водители от мотононной сменной работы просто засыпают. А если БелАЗ по тебе проедет - только мокрое место останется."

Машинки и правда впечатляют, еще бы тут не зазеваться, когда такая "туша" проносится мимо. Приезжайте, оставляйте машину возле поста охраны (там, где единственный светофор) и гуляйте аккуратно, да фотографируйте. Еще охранники очень просили не мусорить на территории карьеров: "Приезжают, вроде, нормальные люди...а отдохнут на озере - так и оставят после себя целую свалку. Как нам не ругаться?"

Теперь немного о работе водителя БелАЗа. Расстояние от карьера до места сброса песка - четыре километра. Они работают посменно, по 8 часов. Некоторые, чтобы больше заработать, берут по две смены. Три (полные сутки, 24 часа) в таких условиях работы выдержать невозможно.

Зарплата водителя, в среднем, 15 тысяч рублей в месяц. Для окрестных мест это много. К тому же им просто негде работать. Права на БелАЗы - особенные, и не дают права управления другими транспортными средствами. А даже если получить права на обычную фуру - водителей в Москве и так хоть отбавляй.

Сорокатонный БелАЗ - самый маленький из подобных машин, но и самый большой из грузовиков. К тому же специфика работы на этих самосвалах исключает передвижение по дорогам общего пользования.

Работа при этом, как я писал выше, скучная и монотонная. Попробуйте туда-сюда кататься почти круглые сутки. Понравится? Романтика больших машин?

Сколько я встречаю настоящих профессионалов, все они считают свою работу скучной, и не советуют идти в эту отрасль молодому поколению. Так было с милиционерами, с машинистами поездов. Теперь список профессий, не рекомендуемых для выпускников школ, прибавляется "водитель БелАЗа". "Это вам "круто, какая машина" - а мне баранку еще 10 лет до пенсии крутить!"

Прокатить нас, впрочем, не отказались.


Несмотря на огромные размеры, кабина у БелАЗа маленькая, чуть больше, чем у обычного трактора "Беларус". Поэтому сюда влезает столько же людей, как в трактор - 1,5. Водитель едет относительно комфортно, единственному пассажиру моих габаритов уже тесновато. И жутко трясет.

Пожалуй, только прокатившись в БелАЗе, понимаешь, почему охрана на посту так рьяно гоняет туристов.

Снимать из кабины самосвала в движении почти невозможно. Поэтому, к сожалению, очень много хороших кадров оказались напрочь смазанными.

Стандартный маршрут водителя. Получаем грузовик в автобазе, едем на карьер.

Подъезжаем задом к эскаватору-погрузчику, добывающему песок прямо из карьера.

За каждым самосвалом закреплен "свой" экскаваторщик, прямо к которому и направляемся. 45 тонн песка загружаются в кузов грузовика в восемь ковшей. Время прогрузки - примерно две минуты.

После этого едем те самые четыре километра до места погрузки, вручную переключая передачи. Да-да, в этой машине, построенной в 1991 году - настоящая роботизированная коробка передач. Хотя в СССР были и "автоматы" - в тех же 90-тонных белазах и всем известных "скотовозках" Лиаз-677 были тумблеры - "вперед", "нейтраль", и "назад". Интересно, почему до сих пор даже на всяких Калинах не появилось хоть мало-мальского подобия АКПП?

Приезжаем к месту разгрузки. Опять же, у каждой машины - свой "бокс", куда водитель сдает задом.

Дожидаемся зеленого светофора, и нажимаем на волшебную кнопку в кабине. Вуаля! Как в детских самосвалах, кузов опрокидывается, высыпая за черту тонны и тонны песка.
Что случается с песком дальше - я не знаю. К сожалению, водитель, который нас катал, не обладал такой информацией. Возможно, прямо здесь, в Сычево, есть производство - а делают из этого песка, в первую очередь, бордюры-поребрики. Этот же песок добавляют в асфальт, так он становится дешевле. (что технологически делать нельзя, отчасти именно поэтому у нас такое хреновое дорожное покрытие в стране).

Так водители отмечают свои "ездки". "Нашему" шоферу осталось отработать чуть меньше половины смены.
Мы попрощались с гостеприимными сотрудниками карьера - водителем и охранниками, и пообещали приехать сюда ночью, чтобы поснимать работу карьера в свете ярких прожекторов. Если кто захочет, можем как-нибудь съездить. Связь налажена :)
Кроме того про трех этажный дом это ты загнул, на снимках самые маленькие машины. Настоящие карьерные самосвалы с колесами диаметром больше 2х метров можно увидеть, например, в Михайловском карьере.
Вот зецени размер человека рядом с машиной слева
Про трехэтажный дом - образно. Машина все равно огромна.
Михайловский карьер далеко от Курска, кстати? А то я тут намылился туда в воскресенье. Думаю, может заглянуть?
Это тоже небольшие машины, кстати. 90 тонники, кажись. В Челябе есть 150, а в природе еще существует монстр - 320 тонн грузоподъемности.
Под Курском на Магнитку заедь, там этого и не только этого добра навалом.
А Магнитка далеко от Курска? Дальше от Москвы или по дороге? У меня будет очень мало времени, к сожалению.
Загрузить фото в пост очень просто. Рекомендую ресурс http://htmlka.com/
Там все просто и наглядно. Изучите, еще много интересного о "фишках" жж узнаете.
и номера на машинах я убирала - запрещено
Вот вчера я был на Курской магнитной аномалии - горнорудном комбинате. Там ходят 130-тонники. Это куда круче. Хотя "твои" еще больше. Ничего, я поставил себе цель - в течение 2010 года посмотреть на весь модельный ряд БелАЗов!
Зиус поздравляет вас, и желает вам хорошего весеннего настроения!