Alexander Belenkiy (macos) wrote,
Alexander Belenkiy
macos

Category:

Где водятся волшебники?



О гигатских машинах БелАЗах слышали все. Но мало кто видел :)
Эти огромные карьерные самосвалы издалека похожи на детские грузовички, которые нужно возить на веревочке. При ближайшем рассмотрении - это огромная махина "ростом" с трехэтажный дом.

В Московской области есть только одно место, где можно встретить автомобильного "зубра" - это песчаные карьеры Сычевские, что в Волоколамском районе.

Туда-то мы и отправимся.




В небольшом рабочем поселке Сычево посреди единственной площади стоит деревянный памятник сычу. Раньше это место называлось деревней Сычи. В 1941 году здесь шли ожесточенные бои, и 14 октября Сычи были заняты немецкими войсками, а всего через месяц немцев выгнали отсюда поганой метлой. В следующий раз о Сычах вспомнили почти через 20 лет. В 1958-м геологи нашли в Сычах огромные залежи нерудных строительных материалов (песок, гравий). Советское правительство решило строить здесь горно-обогатительный комбинат. Сказано - сделано, с 1962 года карьеры начали свою работу. А деревня Сычи была преобразована в поселок Сычево в 1966-м.


Десять лет назад Сычевские карьеры были выкуплены компанией ПИК-Неруд (группа компаний ПИК). А теперь и ее, в свою очередь, приобрела Национальная Нерудная компания. Но охране, водителям БелАЗов и эскаваторов это малоинтересно: они как работают, так и работали. Лишь бы деньги платили.


Сычевские карьеры вот уже несколько лет подряд привлекают вниамние туристов и местных дачников, образовавшиеся в кратерах бывших разрезов озера с чистейшей водой - это ли не рай для измученного пылью москвича, желающего искупаться недалеко от дома?


К сожалению, охрана вынуждена "гонять" купальщиков - многие из них, впервые увидев огромный самосвал, теряют ориентацию и попадают в аварию. "Нам не жалко, пусть смотрят-фотографируют!" - рассказывает охранник. - "Но они едут по дороге для БелАЗов со скоростью двадцать, больше на легвовушке по такому покрытию не поедешь. А наши грузовики едут 50-60. Повороты крутые, маленькие машины и не видно. К тому же, бывает, водители от мотононной сменной работы просто засыпают. А если БелАЗ по тебе проедет - только мокрое место останется."


Машинки и правда впечатляют, еще бы тут не зазеваться, когда такая "туша" проносится мимо. Приезжайте, оставляйте машину возле поста охраны (там, где единственный светофор) и гуляйте аккуратно, да фотографируйте. Еще охранники очень просили не мусорить на территории карьеров: "Приезжают, вроде, нормальные люди...а отдохнут на озере - так и оставят после себя целую свалку. Как нам не ругаться?"


Теперь немного о работе водителя БелАЗа. Расстояние от карьера до места сброса песка - четыре километра. Они работают посменно, по 8 часов. Некоторые, чтобы больше заработать, берут по две смены. Три (полные сутки, 24 часа) в таких условиях работы выдержать невозможно.


Зарплата водителя, в среднем, 15 тысяч рублей в месяц. Для окрестных мест это много. К тому же им просто негде работать. Права на БелАЗы - особенные, и не дают права управления другими транспортными средствами. А даже если получить права на обычную фуру - водителей в Москве и так хоть отбавляй.


Сорокатонный БелАЗ - самый маленький из подобных машин, но и самый большой из грузовиков. К тому же специфика работы на этих самосвалах исключает передвижение по дорогам общего пользования.


Работа при этом, как я писал выше, скучная и монотонная. Попробуйте туда-сюда кататься почти круглые сутки. Понравится? Романтика больших машин?


Сколько я встречаю настоящих профессионалов, все они считают свою работу скучной, и не советуют идти в эту отрасль молодому поколению. Так было с милиционерами, с машинистами поездов. Теперь список профессий, не рекомендуемых для выпускников школ, прибавляется "водитель БелАЗа". "Это вам "круто, какая машина" - а мне баранку еще 10 лет до пенсии крутить!"


Прокатить нас, впрочем, не отказались.




Несмотря на огромные размеры, кабина у БелАЗа маленькая, чуть больше, чем у обычного трактора "Беларус". Поэтому сюда влезает столько же людей, как в трактор - 1,5. Водитель едет относительно комфортно, единственному пассажиру моих габаритов уже тесновато. И жутко трясет.


Пожалуй, только прокатившись в БелАЗе, понимаешь, почему охрана на посту так рьяно гоняет туристов.


Снимать из кабины самосвала в движении почти невозможно. Поэтому, к сожалению, очень много хороших кадров оказались напрочь смазанными.


Стандартный маршрут водителя. Получаем грузовик в автобазе, едем на карьер.


Подъезжаем задом к эскаватору-погрузчику, добывающему песок прямо из карьера.


За каждым самосвалом закреплен "свой" экскаваторщик, прямо к которому и направляемся. 45 тонн песка загружаются в кузов грузовика в восемь ковшей. Время прогрузки - примерно две минуты.


После этого едем те самые четыре километра до места погрузки, вручную переключая передачи. Да-да, в этой машине, построенной в 1991 году - настоящая роботизированная коробка передач. Хотя в СССР были и "автоматы" - в тех же 90-тонных белазах и всем известных "скотовозках" Лиаз-677 были тумблеры - "вперед", "нейтраль", и "назад". Интересно, почему до сих пор даже на всяких Калинах не появилось хоть мало-мальского подобия АКПП?


Приезжаем к месту разгрузки. Опять же, у каждой машины - свой "бокс", куда водитель сдает задом.


Дожидаемся зеленого светофора, и нажимаем на волшебную кнопку в кабине. Вуаля! Как в детских самосвалах, кузов опрокидывается, высыпая за черту тонны и тонны песка.

Что случается с песком дальше - я не знаю. К сожалению, водитель, который нас катал, не обладал такой информацией. Возможно, прямо здесь, в Сычево, есть производство - а делают из этого песка, в первую очередь, бордюры-поребрики. Этот же песок добавляют в асфальт, так он становится дешевле. (что технологически делать нельзя, отчасти именно поэтому у нас такое хреновое дорожное покрытие в стране).


Так водители отмечают свои "ездки". "Нашему" шоферу осталось отработать чуть меньше половины смены.

Мы попрощались с гостеприимными сотрудниками карьера - водителем и охранниками, и пообещали приехать сюда ночью, чтобы поснимать работу карьера в свете ярких прожекторов. Если кто захочет, можем как-нибудь съездить. Связь налажена :)

Tags: Автомобильное, Белаз, Карьер, Московская область, Промышленный репортаж, Репортаж, Фото, Фотопоездки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 62 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →