Здравствуй, Москва! Мы друг без друга совсем не скучали, правда?
Около двух часов назад наша экспедиция завершилась дружескими обьятиями на Горьковском шоссе перед МКАДом. За то время, что мы провели, странствуя по Татарстану, мы стали не просто приятелями, мы стали настоящей командой. Андрей, Леша, Сережа, Костя - спасибо вам! Экспедиция получилась отличной. К сожалению, не могу назвать завершение поездки "хэппи эндом": в путешествиях случается всякое, и нужно быть предельно аккуратными и осторожными. Возможно, история, которую я расскажу в этом посте, будет для вас поучительной. Извините, но здесь не будет фотографий. Только очень много текста. "Осильте" его, пожалуйста.
Утро пятницы началось спокойно. Мы проснулись от невероятной жары, я выполз из палатки, вытащил коврик и постелил его в тени Лэнд Ровера, только машина спасала от палящего солнца. Лег и стал писать предыдущий пост. Ребята собирали лагерь, и мы собирались отправиться дальше, посмотреть, что интересного в районе Камского устья, и найти, наконец, пологий берег для того, чтобы искупаться, т.к. место, где мы ночевали, было на высоком и обрывистом берегу Волги. Пост написал, лагерь собрали и уже приготовились уезжать.
Все были на месте, кроме Сережи, водителя второй машины. Он ушел около часа назад, сказав, что пойдет прогуляться. Его мобильный не отвечал - видимо, разрядился. Оставив одного человека следить лагерем, мы с Андреем и Костей пошли на поиски, к реке. Никаких плохих мыслей, естественно, в голову не лезло - человек ушел недавно, при свете дня. Ну, может, задремал в тени - немудрено, солнце "морило" всех со страшной силой.
Спуск вниз был чертовски экстремальным: сперва по относительно широкой, но круто спускающейся вниз дороге, а затем и вовсе по узкой тропинке, ведущей вниз. Приходилось цепляться за деревья и сползать буквально на четвереньках. Спустившись на каменистый пляж, и пройдя по нему какое-то время, мы, наконец, нашли Сережу. Он лежал на камнях у воды. Расцарапанный, но в сознании. По его рассказам, он стал спускаться, хватаясь за выступы в почве. Но внезапно случился обвал, и он покатился вниз. Примерно с высоты четырехэтажного дома. Ему было тяжело шевелить правой ногой, поэтому мы решили, что возможен перелом.
Передали по рации наверх, в лагерь, что мы его нашли, я стал звонить в службу спасения. Попал в МЧС Спасского района - "по прямой", по воде это совсем близко, но по дорогам крюк в 300 километров. Дежурный отнесся к нашей ситуации с большим участием, но сказал, что лучше связываться с пожарной охраной Камского устья - там и больница нормальная, и добираться ближе. Поскольку спуститься на машине к воде не было никакой возможности, как и вынести его наверх на носилках, нам требовалась лодка.
Созвонившись с Устьем и передав информацию, мы стали ждать. Андрей несколько раз бегал наверх, а я остался с Сережей. Время текло ужасно медленно, я каждые 5 минут звонил в пожарку и узнавал, скоро ли к нам придет лодка. Через час на берег спустились спасатели - без лодки, но зато с веревкой, оказавшейся совершенно бесполезной. В это же время к лагерю приехала машина "скорой" и милицейская "десятка" с участковым и опером. Я пообщался с врачом по рации, сообщил предварительную информацию, но сказал, чтобы она ни в коем случае не спускалась вниз - женщине такой спуск, а тем более подъем, просто не преодолеть. Лодки все не было - у местных спасательных служб в штате нет ни одного плавсредства, хотя вода - везде, и происшествия на реке случаются нередко.
Вода у нас кончилась совершенно, а пить речную воду было нельзя - от жары поднялась тина, берег стал зеленым, а вода - непригодной для питья. Я поднялся наверх, чтобы съездить в ближайшую деревню в магазин, а заодно попробовать "ускорить" спасателей с лодкой. Холодной и негазированной воды в деревне не было вообще, но пришлось довольствоваться тем, что было. На обратном пути я встретил УАЗик МЧС с лодкой на прицепе. Двинулся за ним, он следовал к спуску на воду. В это время опер, державший со мной связь из лагеря по рации (не поверите - у местных спасателей и сотрудников милиции нет раций. Вообще никаких, даже "наших" сибишек), сообщил, что пришла другая лодка и сейчас Сережу повезут в больницу. Я поехал сразу в Камское устье.
Мы встретились у больницы. Четырехэтажное здание обложено свежей плиткой, и кажется современным медицинским центром снаружи. Внутри - обыкновенная разруха, чуть лучше, чем на Соловках. Серегу выгрузили из "скорой", раздели до трусов и положили в приемном покое. Врач-хирург по имени Садык осмотрел его, поспрашивал, и сказал, что нужно его нести на рентген. Чтобы попасть в этот кабинет, сперва нужно было поднять его на второй этаж, пройти по коридору, а затем по узкой лестнице спустить вниз, на первый этаж. Спасатели Роман и Алмаз (которые приехали к нам первыми), а также оперативник Рустем и участковый Василий помогали нам нести Сергея - это было нелегко. Санитаров в больнице тоже нет, представьте себе.
Рентген показал, что руки-ноги у него целые, но перелом все-таки есть. Перелом вертлужной впадины в тазобедренной кости, без смещения. То есть Сереже просто нужен покой - и все зарастет само. Удивительно везучий ты, Серега! Ведь упади на метр левее или правее, на более крупные камни, и мы бы с тобой больше не поговорили. А наше видео, снятое в лагере вечером, стало бы последним.
Немного вздохнув с облегчением, мы решили оставить больного отлеживаться до воскресенья, чтобы сегодня с утра забрать его в Москву. Сами же отправились искать новое место для ночлега - солнце садилось, а поиск полянки для лагеря в темноте в предыдущий до добра не довел.
Вчера мы весь день ездили по окрестностям, и сумели завершить маршрут, посмотрев все запланированные места, и даже больше. Вечером приехали в больницу. Я поговорил с врачом еще раз, на предмет транспортировки Сереги домой. Он сказал, что везти можно, но должен быть полный покой и полностью лежачее положение. Почти 900 километров и ужасное состояние наших дорог не могут гарантировать безопасную перевозку, поэтому мы решили оставить его в Камском устье: врачи пообещали, что переведут его в понедельник в Центральную республиканскую больницу в Казань, где его подлатают, и через 2-3 недели он сможет встать на костыли, тогда мы вернем его домой.
Вчера же вечером выехали в Москву - хорошо, что у нас был еще один водитель, Андрей, который и поехал за рулем Сережиной машины. Остановились на ночлег в придорожном мотеле под Чебоксарами, а сегодня с утра поехали дальше. Днем я узнал, что Серегу уже привезли в Казань, вставили в ногу спицу и подвесили на грузике. Теперь все будет в порядке - нужно только подождать. Скоро я вернусь за ним, и привезу в Москву. Вот как вышло: хотел еще побывать в Казани, но не было времени: все поездки у меня распланированы до осени. Теперь - побываю в Татарстане еще раз, и быстрее, чем думал.
А знаете, что в этой ситуации меня поразило больше всего? Люди, чудесные люди, живущие в Татарстане. Я никогда не встречал такой сопричастности к чужой беде, такого участия в жизни совершенно чужого человека. В условиях тотального пофигизма, циничности и безразличия, еще встречаются люди, которым не все равно.
Я хочу сказать огромное спасибо спасателям - Роману и Алмазу, оперуполномоченному Камскоустьинского РОВД Рустему, который проявил себя не только как отличный милиционер, но и как настоящий товарищ. А также моим казанским знакомым: Тимуру и Маше, Денису и Оле Михайловой. Спасибо вам всем, ребята, мы перед вами в долгу.
PS: Сережа - постоянный участник поездок, которые я организовываю. Это тот самый "Сережа на черном бумере", который, несмотря на низкий клиренс его "трешки" не боится лезть за внедорожниками. Полтора месяца назад он, можно сказать, спас меня - когда я ездил в Курск одним днем и обратно, не спав до этого четверо суток, он всю ночь разговаривал со мной - тогда я первый раз в жизни чуть не уснул за рулем. Сейчас помощь и поддержка нужна ему. Пожалуйста, напишите ему какие-нибудь теплые слова - можно и сюда, в комментарии. Он ходит в интернет с мобильного телефона, и прочтет все, что вы ему напишете. Ведь внимание и добрые слова всегда помогают выздоравливать быстрее.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →