Alexander Belenkiy (macos) wrote,
Alexander Belenkiy
macos

Categories:

Татарская деревня Чирша



Мы и не надеялись встретить настоящую татарскую деревню, где люди используют национальные элементы в одежде, живут по древним традициям и говорят почти только по-татарски. Удивительно, но деревня нашлась - здесь советская эпоха оставила только внешние следы, по сути здесь живут так же, как сотни лет назад.




В Чиршу мы собирались ненадолго - просто посмотреть на интересную заброшенную мельницу, и отправиться дальше, в Елабугу. Но, встретив по дороге местную жительницу, мы поняли, что наскоком "взять" деревню не получится.

Прохожая оказалась пра-пра-правнучкой первого жителя этих мест. Ее предок отказался креститься, когда Иван Грозный силой принуждал татар принять православие, и открыто выступил против царя. Спасаясь от гнева царя, он сбежал в эти места и вместе с семьей обустроил на берегу реки небольшое жилище. Жили они в уединении, которого так хотели - русские войска не могли добраться сюда, да и зачем им идти в район, где никто не живет? Но случилось несчастье - в этой самой реке утонула их единственная дочь, и они переехали из глуши ближе к дороге. Через какое-то время к ним пришли другие татары, спасавшиеся от крещения, еще и еще. Появилась деревня, которую назвали Чирша. С татарского это переводится как "елка". Здесь и по сей день растет одна-единственная ель, непонятно откуда взявшаяся в этих местах: хвойные здесь растут очень редко.



Род Адаевых продолжался. Один из них, Махмут, 1919 года роҗдения, в годы войны попал в плен на Украине и в составе первого батальона татаро-башкирского легиона перешел на советскую сторону.

Его старший брат, Василь Адаев - один из первых комсомольских активистов района - работал в колхозе, председателем сельсовета, а, переехав из Чирши в Дубьязы, - на разных ответственных должностях. Во время сражений в тихвинском направлении был сильно ранен, но выҗил, умер не так давно. Агзам Адаев был электриком, а его жена Гульсум Адаева возглавляет ветеранскую организацию в Дубьязах.



Но вернемся в наши дни, в деревню Чирша. Многие деревянные строения здесь выглядят заброшенными, но это не так. Даже та самая мельница, ради которой мы приехали - вполне себе действующая. Еще три года назад она молола зерно, да и сейчас может - другое дело, что в середине июля молоть в деревне было нечего. Внутри она представляет собой не очень интересное зрелище, и мы поехали дальше.


Все двери и ворота в деревни открыты нараспашку. Мы спокойно побродили в местном коровнике, который здесь называется "сыер абзары". А потом отправились в мечеть, где нас встретил смотритель Фарит. Мы записали с ним очень интересное интервью, не пропустите видеоролик в конце поста. А пока я просто покажу фотографии самой мечети.


Мечеть, как и большинство в Татарстане - новая, кирпичная. Ее построили пять лет назад на средства местных жителей. Раньше была старая, деревянная, совсем прогнившая мечеть.


Фарит приглашает нас войти внутрь.


По мусульманскому обычаю, при входе в мечеть нужно разуваться. Чтобы не ходить босиком или в носках, можно одеть тапочки.


Это довольно небольшая мечеть. Она состоит из одного большого зала и балкончика над ним. Внизу молятся мужчины, на балкончике - женщины. Совместные молитвы строго запрещены, в других мечетях обычно для женщин даже строят отдельный зал.


Все оформлено максимально просто: на стенах самые обычные обои, на окнах - шторы, на полу ковры, знакомые своим орнаментом еще с детства. В углу - несколько стульев, для стариков. Обычно мусульмане молятся на полу, на коленях,но если ты не можешь стоять на коленях - садись на стул, это не возбраняется.


В каждой мечети при входе стоит ящик для пожертвований.


Через некоторое время в мечеть пришла местная жительница из соседнего дома. Увидев, что в деревню приехали гости, она пришла пообщаться с нами. Она совсем плохо говорит по русски, хотя ей очень много лет. Как она жила в советское время?


Это коврики для намаза. Тот, что справа, большой - это башня Сююмбике в Казани, я еще расскажу легенду об этой башне, когда буду писать о Казани. Маленький коврик справа был подарен гостем деревни, который совершил хадж. На ковре как раз изображена самая большая мечеть в мире, которая расположена в Мекке. Коврик для намаза - это один из немногих ритуальных символов в исламе. Коврик - как зубная щетка, у каждого должен быть свой. По обычаю, намаз совершается пять раз в день по особому графику. Соблюдающий все обряды человек молится все пять раз. Так не возбраняется и три раза. Например, сегодня, 4 августа, график намазов такой: 4:41, 12:36, 16:50, 20:32 и 21:49. А когда же спать? :)

А вот и видеоролик о деревне Чирша. Кстати, практически полностью снят на карманную видеокамеру Kodak PlaySport - удобная вещь. И главное, почти незаметная.




Ужасно хотелось пить. Я отправился в ближайший магазин, который зовется здесь "кибет". Меня с трудом поняли, что я хочу, но воду продали. На выходе я увидел единственную табличку на русском, безнадежно устаревшую.



А самое главное, я считаю, это неплохо, что здесь есть свои особенности, свой национальный колорит, и что здесь живут по традициям предков. Ведь когда все одинаковое, как в Союзе - разве же оно интересно?



Tags: Видео, Репортаж, Татарстан, Фото, Фотопоездки, Чирша, ислам, мечеть, татары
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 165 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal