Татарская деревня Чирша



Мы и не надеялись встретить настоящую татарскую деревню, где люди используют национальные элементы в одежде, живут по древним традициям и говорят почти только по-татарски. Удивительно, но деревня нашлась - здесь советская эпоха оставила только внешние следы, по сути здесь живут так же, как сотни лет назад.




В Чиршу мы собирались ненадолго - просто посмотреть на интересную заброшенную мельницу, и отправиться дальше, в Елабугу. Но, встретив по дороге местную жительницу, мы поняли, что наскоком "взять" деревню не получится.

Прохожая оказалась пра-пра-правнучкой первого жителя этих мест. Ее предок отказался креститься, когда Иван Грозный силой принуждал татар принять православие, и открыто выступил против царя. Спасаясь от гнева царя, он сбежал в эти места и вместе с семьей обустроил на берегу реки небольшое жилище. Жили они в уединении, которого так хотели - русские войска не могли добраться сюда, да и зачем им идти в район, где никто не живет? Но случилось несчастье - в этой самой реке утонула их единственная дочь, и они переехали из глуши ближе к дороге. Через какое-то время к ним пришли другие татары, спасавшиеся от крещения, еще и еще. Появилась деревня, которую назвали Чирша. С татарского это переводится как "елка". Здесь и по сей день растет одна-единственная ель, непонятно откуда взявшаяся в этих местах: хвойные здесь растут очень редко.



Род Адаевых продолжался. Один из них, Махмут, 1919 года роҗдения, в годы войны попал в плен на Украине и в составе первого батальона татаро-башкирского легиона перешел на советскую сторону.

Его старший брат, Василь Адаев - один из первых комсомольских активистов района - работал в колхозе, председателем сельсовета, а, переехав из Чирши в Дубьязы, - на разных ответственных должностях. Во время сражений в тихвинском направлении был сильно ранен, но выҗил, умер не так давно. Агзам Адаев был электриком, а его жена Гульсум Адаева возглавляет ветеранскую организацию в Дубьязах.



Но вернемся в наши дни, в деревню Чирша. Многие деревянные строения здесь выглядят заброшенными, но это не так. Даже та самая мельница, ради которой мы приехали - вполне себе действующая. Еще три года назад она молола зерно, да и сейчас может - другое дело, что в середине июля молоть в деревне было нечего. Внутри она представляет собой не очень интересное зрелище, и мы поехали дальше.


Все двери и ворота в деревни открыты нараспашку. Мы спокойно побродили в местном коровнике, который здесь называется "сыер абзары". А потом отправились в мечеть, где нас встретил смотритель Фарит. Мы записали с ним очень интересное интервью, не пропустите видеоролик в конце поста. А пока я просто покажу фотографии самой мечети.


Мечеть, как и большинство в Татарстане - новая, кирпичная. Ее построили пять лет назад на средства местных жителей. Раньше была старая, деревянная, совсем прогнившая мечеть.


Фарит приглашает нас войти внутрь.


По мусульманскому обычаю, при входе в мечеть нужно разуваться. Чтобы не ходить босиком или в носках, можно одеть тапочки.


Это довольно небольшая мечеть. Она состоит из одного большого зала и балкончика над ним. Внизу молятся мужчины, на балкончике - женщины. Совместные молитвы строго запрещены, в других мечетях обычно для женщин даже строят отдельный зал.


Все оформлено максимально просто: на стенах самые обычные обои, на окнах - шторы, на полу ковры, знакомые своим орнаментом еще с детства. В углу - несколько стульев, для стариков. Обычно мусульмане молятся на полу, на коленях,но если ты не можешь стоять на коленях - садись на стул, это не возбраняется.


В каждой мечети при входе стоит ящик для пожертвований.


Через некоторое время в мечеть пришла местная жительница из соседнего дома. Увидев, что в деревню приехали гости, она пришла пообщаться с нами. Она совсем плохо говорит по русски, хотя ей очень много лет. Как она жила в советское время?


Это коврики для намаза. Тот, что справа, большой - это башня Сююмбике в Казани, я еще расскажу легенду об этой башне, когда буду писать о Казани. Маленький коврик справа был подарен гостем деревни, который совершил хадж. На ковре как раз изображена самая большая мечеть в мире, которая расположена в Мекке. Коврик для намаза - это один из немногих ритуальных символов в исламе. Коврик - как зубная щетка, у каждого должен быть свой. По обычаю, намаз совершается пять раз в день по особому графику. Соблюдающий все обряды человек молится все пять раз. Так не возбраняется и три раза. Например, сегодня, 4 августа, график намазов такой: 4:41, 12:36, 16:50, 20:32 и 21:49. А когда же спать? :)

А вот и видеоролик о деревне Чирша. Кстати, практически полностью снят на карманную видеокамеру Kodak PlaySport - удобная вещь. И главное, почти незаметная.




Ужасно хотелось пить. Я отправился в ближайший магазин, который зовется здесь "кибет". Меня с трудом поняли, что я хочу, но воду продали. На выходе я увидел единственную табличку на русском, безнадежно устаревшую.



А самое главное, я считаю, это неплохо, что здесь есть свои особенности, свой национальный колорит, и что здесь живут по традициям предков. Ведь когда все одинаковое, как в Союзе - разве же оно интересно?



Большевики ввели. Не знаю, зачем. А потом сами же заменили на кириллицу. Это уже понятно почему.
Попытка вновь ввести латиницу была. В Казани до сих пор висят аншлаги с названиями улиц в двух вариантах. Эту затею зарубили на уровне Москвы. Азбука должна быть унифицирована у всех народов России. Это понятно.