Набережные Челны: город с высоты птичьего полета



Набережные Челны - еще один контраст Татарстана. Этот город кажется вырванным куском Москвы: такие же широкие проспекты, бетонные коробки домов (местами даже серии зданий совпадают), такие же пробки и хаотичное дорожное движение. Утром третьего дня поездки мы поднялись на крышу бизнес-центра "2.18". Это совершенно круглое здание с "шляпой" в районе верхних этажей. Челнинцы прозвали дом "тюбетейкой". С крыши бизнес-центра можно увидеть почти весь город.

Кстати, вчера Набережным Челнам исполнилось 80 лет. Хоть город мне совсем не понравился, поздравляю челнинцев.





К слову, Тюбетейка - чуть ли не единственное оригинальное здание в городе. По крайней мере, оно выделяется среди своих бетонных собратьев. А ведь круглому дому уже тридцать лет. Многие годы он был самым известным долгостроем Челнов. Изначально здесь должна была быть гостиница "Набережные Челны". Более того - архитектором здания тогда был ни кто иной, как Ильдар Ханов, строящий сейчас под Казанью Храм Всех Религий. При встрече он рассказал, что изначально Храм планировалось построить именно в этой гостинице, а на крыше должна была появиться обсерватория "с выходом в космос".

Но в 1986 году финансирование проекта было прекращено, недострой «пошел по рукам». Сначала его хотел выкупить «КАМАЗ» под дирекцию. Но - не сложилось. В 2001-м президент Шаймиев принародно объявил о продаже объекта «за 1 рубль» местной предпринимательнице Татьяне Пучковой. Она купила, но ничего не построила.. Затем было еще несколько претендентов. Челнинцы заключали пари: «Достроят-недостроят»: в прессе каждые несколько месяцев появлялась новая информация о новых владельцах.

В 2005 здание все-таки выкупила некая строительная фирма, и решила построить здесь бизнес-центр. Сказано - сделано. Правда, теперь это не самое высокое здание республики, и даже города (только 3-е место), но достопримечательностью оно останется.

Давайте поднимемся на крышу Тюбетейки, и выйдем в Космос посмотрим на город с высоты птичьего полета.


Вид на проспект Хасана Туфана. В Челнах очень много улиц называются просто и ненавязчиво: "Автодорога номер ...". В этом районе улицы называются именами и словами, но этими названиями редко пользуются.

В городе на данный момент действует двойная адресация: каждый дом имеет номер по улице (этот адрес записывается в графе регистрации в паспорте) и так называемый строительный адрес («адрес по комплексу»). Это название сохранилось со времени строительства, когда каждым микрорайоном занималась отдельная строительная бригада, строившая одновременно несколько жилых домов и зданий бытового назначения - школу, детский сад, магазин, - т.е. полноценный жилой комплекс. Жители города пользуются строительными адресами (по комплексу), не редкость, когда человек вовсе не знает своего адреса по улице.


Пять "классических" московских 16-этажек по улице Раиса Беляева. Как вы видете, дома не просто стоят рядом, они соединены друг с другом. Однако, нумерация и здесь причудливая. Встречайте (слева направо) - дома №1, 2, 15, 17, 18. Где логика?


Еще одна из самых центральных улиц города - проспект Мира. Это одна из двух дорог, соединяющих "новый" город со старым. Проспект Мира затем переходит в Набережночелнинский проспект, а потом - в проспект Мусы Джалиля. И выводит из города в сторону Нижнекамска и Заинска.


Административное здание на проспекте Туфана, 4. То ли администрация района, то ли всего города.


Все тот же проспект Туфана, пересекающийся с проспектом Мира.


Вот дома, расположенные во дворах Московского проспекта. Москвичи, узнаете дома? А теперь представьте себе, выходите вы из своего дома, что в спальном советском микрорайоне, а там - мечеть во дворе.


Еще московский домик.


Вид на Автозаводский район Челнов, в народе просто "Камаз". Только в этом городе становится понятно, что Камаз - это не только завод, где производят грузовики. Это огромный комплекс, куда входит порядка десятка разных заводов, обслуживающих автогиганта. Тут и ТЭЦ своя, и таможня, и куча предприятий, которые производят комплектующие и запчасти для Камазов.


Вообще, в Челнах нам сначала не понравилось совсем, потом чуть пригляделись. Но все-таки он не может понравится жителям Москвы, сбежавшим от огромного мегаполиса в татарстанские просторы. Накануне вечером, приехав в Челны и разместившись в гостинице, я писал: "А вот Набережные Челны - совершенно не понравились. <...> С отвратительной организацией движения, с водителями, которые не пользуются ни зеркалами, ни повортниками. Десятки хаотично летающих минимум на 100 км/ч "тазиков", подрезающих и притирающих друг друга. Удивительно, но наутро ситуация с движением изменилось: куда подевались вчерашние лихачи - непонятно. В городе все стали ездить чинно и спокойно, включая поворотники даже тогда, когда объезжали ямки. Мы в шутку подумали, что все дело в едком выхлопе от Камаза, который происходит каждый вечер, и у людей случается помутнение. Все это шутка, конечно. Но почему происходит такая метаморфоза, непонятно.


Сразу за зданием Тюбетейки -красивый сквер с фонтанами.


А где-то вдали Кама, естественная граница города. Пожалуй, единственное, что делает Челны совершенно непохожими на Москву. И река в разы шире, и на другом берегу - никаких микрорайонов. У нас давно бы все застроили. А здесь даже моста никакого нет. От "того" берега реки до ближайших деревень - километров десять.






А еще в Челнах очень любят автомобили "Ока". Не удивительно, ведь она тоже Камаз, хоть и маленький.

В следующий раз я расскажу вам о производстве грузовиков на Камазе. К сожалению, нам так и не удалось попасть на основной конвейер из-за потрясающего раздолбайства Камазовского Департамента по связям с общественностью. Но зато нам показали сборку небольших коммерческих грузовичков Fuso, которые делают по лицензии Mitsubishi.



Другие заметки о Татарстане:


страшно неуютный город
небольшой по населению и содержанию, но расстояния при этом огромны
весь квадратно-перпендикулярный
везде одинаковые коробки
попав туда - хочется сразу бежать
про ездун ночную - мне то как раз понятно. город молодой относительно, нынешняя молодежь - это дети тех кто строил Камаз, воспитывалась без бабушек ) мы, казанцы, усредненного челнинца представляем таким дерзким парнишей в кэпке, хотя все мои знакомые неусредненные - совсем не такие ))

ну и ездят они так по вечерам - девушкам свою маскулинность демонстрируют, не более того )
Я пообщался в районе ГЭС с такими парнишками:
- О, клевый фотик. Скока такой стоит? Дорогой, наверное?
- Слы, сфотай нас на память с друганом. Меня Миша Страшный зовут, тут меня каждый знает. Не сцы, не обидим.

Поблизости мои товарищи, бояться нечего. Почему бы не сфоткать? Правда, кадр не удался, а чувак, которому я оставил "мыло", так и не написал.

Потом я спросил их, где улица такая-то, где гостиница.

- А, эт в новом городе. У нас все в новом городе. Там бульвары, клубняк есть хороший. Там вся жизнь. А здесь у нас ГЭС, мы здесь боремся за существование.
Челны - молодой город, на строительство КамАЗа сгоняли население близлежащих деревень, да и в лихие 90-е Челны на всю страну прогремели - откуда ж там хорошему воситанию взяться?
>Вот дома, расположенные во дворах Московского проспекта. Москвичи, узнаете дома? А теперь представьте себе, выходите вы из своего дома, что в спальном советском микрорайоне, а там - мечеть во дворе.
Брошу пить.

Похоже, что длинные дома - это фича НЧ. ИМХО, неудобно. А с нумерацией у нас всегда проблема
Красивый бульвар за "тюбетейкой" называется бульвар энтузиастов.
По поводу моста неправда, он проходит если смотреть на фото то левее километра 3, Мост идёт по Нижнекамской ГЭС и является частью федеральной трассы M7 :)
А незастроили территорию на том берегу, потому что там заповедная зона Национального парка "Нижняя Кама". вот :)
Челны очень удобный для езды город. Надо просто привыкнуть к некоторой специфики, знать где находятся развороты.
Его изначально хотели спроектировать как город без светофоровю Но дорого оказалось. Потянули только самый центр. там, где 2/18. Если вы заметили там все движение построено на развязках
не называют там улицы "Автодорога номер ...". Так называют только федеральную трассу и еще одну, они за городом. А внутри города - проспекты, по названиям. А нумерация цифровая - удобно, если разберешься. Говорю челнинцу с любого района, что жила в 2/09 и он сразу примерно ориентируется, где дом этот находится, потому что в расположении домов есть логика).
Шутка есть еще такая. Как челнинцам найти земляка в Москве? Можно громко крикнуть в метро "А ты с какого комплекса?" - челнинцы сразу отзовутся))))
Мы жили несколько лет в одной из 16-этажек, что на втором снимке. Адрес 16/18. А "путаница" в номерах домов объясняется именно тем, что это стрительная нумерация - в каком порядке строили, в таком и нумеровали. Кстати, когда мы жили в этом доме "цивильный адрес" у него был: "ул. Космонавтов, 30 блок 5".
Это, кстати, был один из последних домов в Набережных Челнах, построенных московскими стрителями.
После этого они уехали обратно в Москву, и с Набережных Челнов сняли "московское снабжение".