Сбыча мечт: как я управлял старыми автобусами



Одна из мечт моего детства сбылась в Ахтубинске, первом городе Астраханской области на нашем пути. Увидев на улице старенький ПАЗик, я спросил встречавшего нас Виктора Алексеевича Ведищева, главу Ахтубинского района: "А ЛиАЗы у вас есть"? Узнав, что осталась буквально парочка, мы тут же напросились в местное автотранспортное предприятие. Итак, да! Я сделал это, прокатился на знаменитом "скотовозе". И не только на нем.



1. Но сначала - о самом предприятии. Автотранспортное предприятие было основано 49 лет лет назад - в 1961 году. Сперва там было около сотни грузовиков и сорок автобусов. Сейчас остались только автобусы, сегодня в парке 65 машин.


2. Большинству автобусов далеко за двадцать. Больше всего 672-х ПАЗиков, которые и обслуживают десять городских маршрутов. Для междугородных перевозок используют мягкие "львовские" автобусы и относительно новые ПАЗ 4234, хотя и им десяток лет наберется.


3. Есть и старожилы, которым лет по сорок.


4. А вот знаменитые 677-е ЛиАЗы-"скотовозы", несмотря на то, что моложе своих павловских собратьев, здесь в меньшинстве. Осталось всего два, причем на ходу только один из них. Зато "дедушка" работает на самом трудном и длинном маршруте, и носит табличку с гордым номером "1".


5. Дело было в субботу, и автобус не должен был выходить на маршрут. Но специально для меня его выгнали из гаража и дали прокатиться.


6. Как это было - смотрите в видеоролике в конце поста, а следующие несколько фотографий - просто поностальгировать по ПАЗикам, если их кто помнит. Поснимать ЛиАЗ нормально не вышло - мы очень торопились на следующий объект, и народ меня буквально силой отрывал от этого автобуса :)


7.


8.


9.


10.


11.




А вот как это выглядело в движении :) Напоминаю, что все видео мы снимаем на карманные видеокамеры Kodak Playsport. Кстати, в этой поездке мы придумали довольно оригинальный вариант крепления камеры - об этом расскажу позже.





Почему полу? Там трехступенчатый автомат изначально стоял. Но в данной конкретной модели переделали под механику, причем передачи расположены очень странно, от этого я и ехал на этой машине всего 40 секунд :)
"Пазик" -король сельских дорог.Автобус предназначен для сельской местности.Короткая колесная база повышала проходимость,а то что автобус базировался на узлах "сельского" грузовика ГАЗ 53, позволяло унифицировать склад запчастей.
"Лаз" - хорош как туристический автобус, но в качестве обычного рейсового неудобен из-за малой вместительности,узких дверей и высокого пола.
"Лиаз" это любимец всех пассажиров - несмотря на прозвище "скотовоз".
В этом автобусе зимой было тепло,т.к. обогрев шел от радиатора охлаждения.А, например, в венгерских дизельных Икаусах за отопление отвечает автономный отопитель,который нужно включать.А если не включать, то экономится топливо.
Так же, из-за переднего расположения двигателя Лиаз имел заднюю площадку огромной вместительности, которая высоко подпрыгивала, когда автобус был малозагружен.Я в детстве там любил кататься.А когда в час пик штурмуешь автобус - самое комфортное место было на задней площадке слева за дверью.Кожух цилиндра открывания двери был огорожен поручнем и там мог поместиться 1 человек, отгороженный со всех сторон от толпы.
В пустом автобусе козырное место было на длином диване около большого окна кабины - было видно дорогу.
А благодаря гидромеханической коробке ( практически автомат) автобус имел плавный ход.Правда из-за нее расход бензина составлял почти 30 л на 100 км.
Так был же еще полноприводный ПАЗик такой, кажется.
На Лазе я в детстве с бабушкой из деревни в Москву ездил. Были "мягкие", чуть подороже, и жесткие - дешевле. Ездили на жестком, тк в мягком не было льготных пенсионных мест.

А Лиаз я очень любил - мне нравился запах его выхлопа (вот я токсикоман), особенно нравилась урна для использованных билетиков на передней площадке. И уж какой для меня был кайф, когда попадался автобус без водительской перегородки - можно было сесть на переднее боковое сиденье и внимательно наблюдать.
А еще были учебные лиазы - со второй кабиной, разу за водителем. там сидел инструктор.

Ну и сзади, конечно, все любили кататься :)
на этих автобусах я ездил когда мне было 4 года! ПАЗики ещё тогда в СССР назывались маршрутками и стоили ровно 1 рубль ;) Мну нравились окна по периметру потолка!
Шикарно :) Помнится на таких (наверно на таких, я в них не разбираюсь) ездили в детский сад еще, а потом где-то в области, но тоже давно было.. Почему-то больше всего помнится не вид, а запах и звук :) Не знаю почему ))