Нижний Баскунчак и казахское кладбище



Мусульманские кладбища очень интересны и необычны. А еще - они совершенно разные в разных регионах. Например, городское Новотатарское кладбище в Казани чем-то похоже на обычное православное где-нибудь в Москве или в Рязани. В Астраханской области кладбища совсем иные: они располагаются на видном месте, на холме где-нибудь в степи, а усыпальницы иногда напоминают целые дворцы.
Вот уж правдива фраза: хочешь узнать, как живет народ - посмотри на их похороны. Сегодня я расскажу немного о ритуальных традициях казахов.




1. Казахи с почтением относятся к могилам. На могилах каются, приносят присягу. Путнику, которого надвигающаяся ночь заставала в степи, древний обычай рекомендует ночевать возле могил, ибо здесь никто не решиться совершить над ним насилие. Если у путника есть заветное желание, он просит духа погребенного помочь, чтобы оно сбылось. Довольно сильное различие с нашим отношение к кладбищу, не правда ли? Попробуй предложить кому-то заночевать на кладбище, что вы ответите?


2. Как и у других народов Средней Азии, у казахов похороны и поминки были общественным событием, и в них принимал самое непосредственное участие род умершего. Как только становилось известным о смерти человека, почетные старики аула шли в дом умершего и приступали к организации похорон. Хоронили покойного в день смерти. Перед прочтением заупокойной молитвы (жаназа) всем почетным гостям преподносились дорогие подарки, а также деньги.



3. Помимо подарков присутствующим раздавали жыртыс – лоскутки ткани в качестве подарка покойного за участие в проводах его на тот свет. Жыртыс давали на кладбище. Более древняя форма этого обычая – разрывание одежды умершего. Хранение лоскутка ткани означает связь живых с покойным. По представлениям казахов, благодатная сила умершего (касиет) передается оставшимся в живых.


4. Про возвращении похоронной процессии в доме умершего поднимали траурный флаг. В зависимости от возраста умершего, цвет флага был разным (белый для стариков, черный, черный с белым или черный с красным для людей среднего возраста, красный для молодых). Кусок ткани привязывался к концу древка копья, которое ставилось вертикально внутрь юрты у решеток; конец его высовывался наружу через щель в войлочном покрытии юрты.


5. Годовые поминки были главным и завершающим обрядом поминального цикла. На них семья покойного приглашала большое количество гостей. Порядок проведения большого угощения был таков: в первый день выкапывали ямы для очагов, на второй день забивали скот; в третий угощали мясными блюдами; в четвертый – проводили скачки на лошадях; на пятый – провожали гостей. Наиболее впечатляющая часть поминок – скачки. Пока кони скакали, устраивались соревнования борцов, стрелков из ружей, групповое состязание в беге. По окончании скачек вручались призы, а затем кто-либо из уважаемых старцев ломал древко траурного флага; другой почетный человек разбирал траурное убранство юрты. Им обоим вручали подарки, обычно коня и халат. Траур для вдовы прекращался, и она могла выйти замуж за кого-либо из братьев или родни мужа.


6. Обычно могила выкладывается камнем в виде холма, для имевших значительное положение в обществе холм окружается глинобитной стеной, для наиболее известных лиц на могильном холме черепицей выкладывается высокий купол.


7. По традиции, непосредственно на кладбище ехали только мужчины. Конечно, сейчас эта традиция нарушается.

На кладбище покойного кладут с правой (южной) стороны могилы головой к заходу солнца. Ориентация могилы, таким образом, идет по оси Запад-Восток. С правой стороны могилы располагается мулла, остальные – полукругом у изголовья покойного. После прочтения молитвы муллой шестеро спускают тело в могильную яму. При этом над покойником держат прямоугольную материю. Делается это специально для того, чтобы на труп не падал солнечный или дневной свет


8.


9. Могилу подновляют лишь через год, на последних поминках, завершая ритуальный обряд. После этого - никаких посаженных над плитой цветочков, никаких покрашенных заборов.


10. Даже более того: могила должна рано или поздно сравняться с землей. Камни рассыпаться, холм зарости травой...лишь после того, как цикл пройдет полностью, и могилы станет не найти, родственники перестанут наведываться к месту захоронения.


11. Правда, этот обычай больше относится к степным кладбищам, вне города: иногда людей хоронили и просто на отдельном месте, а не на организованном кладбище. Да и появились они не так давно.


12. Конечно, современные могилы делают из пескоблоков, которые простоят долго. Но здесь уже все смешалось с советскими традициями, приходить несколько раз в год на кладбище.


13.


14. Размещение изображений умершего - тоже советскость. Хотя раньше, в древности, вместе с поминальным копьем рядом с юртой располагался портрет усопшего, с принятием ислама эта традиция себя изжила. Сейчас все делают, как считают нужным: кто-то делает портрет, кто-то пишет все подробности рождения, жизни и смерти, а кто-то ограничивается просто именем.


15. Одно осталось до сих пор: даже если могила твоего предка сравнялась с землей, ты переехал (а в степи постоянно кочевали) - его дух всегда будет с тобой, и всегда поможет тебе.


Я Костику в Ахтубинске предлагал заночевать на кладбище, но он что-то промолчал :) Сам ночевал, не спал, а просто находился или фотографировал. Нормально. На наших кладбищах стремней из-за деревьев и высоких оград, тут, как мне кажется, можно жить :)
Поправь "7. По традиции, непосредственно на кладбище ехали только мужчины. Конечно, сейчас эта традиция нарушается. На кладбище едут только мужчины. Впрочем, это правило нередко нарушается."
Очень интересно. Спасибо! Помню в инструкции по ориентировании на местности говорилось,что можно определять стороны света по христианским и мусульманским кладбищам,причем заверялось,что памятники в обоих случаях стоят в ногах покойного на восточной стороне (дескать,покойник всегда должен видеть Восток). Однако не так давно, проходя мимо мусульманского участка Кузьминского кладбища,я обратил внимание,что памятники все находятся в точности да наоборот - на западной стороне. Вот вам и доверяй инструкциям по ориентированию,если не знаешь традиции мусульман.
А насчет кусочков ткани,то,я уже упоминал по-моему,что в мещерских лесных деревнях тоже существовала традиция дарить встреченному похоронной процессией путнику белое полотенце.Если же никто по дороге не встречался,то полотенце привязывали на воротах кладбища. Нигде более на православных кладбищах я о таком не слыхал.
(Анонимно)
я только вчера приехала с нижнего баскунчака. в первый раз поехала на могилу к бабушке.причём не зная где именно она лежит. мне пришлось обойти все могилы и спустя час я её нашла. меня очень впечатлила поездка.