Alexander Belenkiy (macos) wrote,
Alexander Belenkiy
macos

Categories:

Заброшенный хурул хана Тюменя



Путешествуя по России, в-общем-то, заброшенностям не удивляешься. Сколько их стоит вдоль дорог: и интересных, достойных посещения, и обычных руин бывших коровников и амбаров. Наверное, я побывал в десятках, если не сотнях заброшенных мест - все не посчитать. Но в заброшенном буддистском храме раньше бывать не приходилось. До недавнего времени.



Небольшое рыбацкое село Речное, что находится в Харабалинском районе Астраханской области - совершенно ничем не примечательно. Самая обычная деревня, на первой взгляд. Необычной ее делает удивительный двухсотлетний заброшенный храм. Но храм не православный, а буддистский. Как он здесь появился?

Отечественная война. На борьбу с Наполеоном агрессией поднялись все народы России. В составе ее армии и народного ополчения вместе с русскими сражались бок о бок украинцы, белорусы, латыши, литовцы, эстонцы, татары, башкиры, калмыки и другие народы. В апреле 1811 года Правительство России издало указ, в котором командующему Кавказской линией генерал-лейтенанту Николаю Ртищеву повелевалось «составить два калмыцких пятисотенных полка из людей, обитающих в Астраханской и других областях". О том, как калмыки принимали участие в военных действиях, вы можете прочест, если интересно

После победы над Наполеоном калмыцкий князь Тюмень был приглашен Александром I в Санкт-Петербург для вручения наград, и там был поражен величием Казанского собора - одним из центральных мест проведения торжеств, ставшим памятником русской воинской славы. Здесь хранились знамена неприятеля, ключи от французских городов. Его прекрасные дугообразные колоннады напомнили ему родовой знак князей Тюменей – натянутый лук.

Атмосфера всеобщего ликования, царившая в Петербурге в те дни, а также гордость за калмыцкий народ, ощущение его причастности к великой победе породили у него мысль о создании подобного монументального строения в родных степях.

1. Вернувшись домой, Серебджаб Тюмень решил возвести в своем улусе своеобразный калмыцкий храм-памятник.


2. Монастырский ансамбль Хошеутовского хурула состоял из главного каменного храма (сюмэ), двух часовен (цаца), выполненных в русском и монголо-тибетском стиле, а также нескольких хозяйственных построек и брусчатой ограды на кирпичных столбах. Так, идея создания храма, глубоко интернациональная по своей сути, отражающая союз калмыцкого и русского народов, нашла органичное воплощение в облике Хошеутовского Хурула – храма единства калмыцкого и русского народов, симбиоз православно-храмовой и буддийской архитектур.


3. Шло время. Хурул был чуть ли не главным храмом всех астраханских калмыков.А в 1858 году здесь побывал Александр Дюма (да-да, тот самый!). Проплывая по Волге на пароходе, он обратил внимание на необычное строение и напросился к правившему тогда Тюменскому князю в гости. Приезжала в Хошеутовский хурул принцесса из Китая – прямой потомок князей Тюменей. Также приезжала делегация из Индии.


4. Когда пришла советская власть, ей было все равно: церковь ли, мечеть - все одно. Вот и хошеутовский хурул постигла участь своих религиозных "конкурентов" - в тридцатые годы прошлого века Хошеутовский хурул приспособили под клуб, в пятидесятые - под зерносклад.


5. В шестидесятые понадобился кирпич на колхозный коровник - с этой целью разобрали малые башни и галереи, что нанесло культурному комплексу огромный ущерб.


6. Потом святыню забросили, и она долго стояла без замков, без запоров. Сюда заходили все кому не лень. Воры разбирали крышу, сделанную из меди.


7. В августе 2004 года был создан попечительский совет по восстановлению Хошеутовского хурула. В интернете можно увидеть множество статей 2006-2007 годов, в которых обещают окончание ремонтных и реставрационных работ к 2009 году – году 400-летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российской империи. (с)


8. Если бы я побывал в Речном хотя бы даже в 2008-м году и увидел такую картину, я бы вполне поверил, что храм и в самом деле восстановят. Но теперь, читая эту статью двухлетней давности из 2010 года, можно видеть: ничего так и не сделано. Разве что частично покрасили.


9. А как все было красиво и здорово. 5 марта 2009 года сюда приезжала большая делегация из Калмыкии, под предводительством главы республики Кирсаном Илюмжиновым. Тот заверил, что "В честь 400-летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства будет отреставрирована одна из святынь калмыцкого народа – Хошеутовский хурул".


10. Когда мы приехали к хурулу, там никого не было, а дверь закрыта на амбарный замок. Часть нашей команды отправилась на поиски "человека с ключом". В итоге - нашли, храм нам открыли.


11. К сожалению - внутри ни малейшего намека на реставрацию. Даже пол местами проваливается буквально под тобой. Это грустно, очень грустно. Именно тем, что начали и бросили.


12. Посетив хурул в Речном, мы не то, чтобы сильно впечатлились - мы просто не представляли, как он выглядел раньше. "Ну храм и храм, наверное как у нас". Потом на нашем пути встретились два действующих хурула, и теперь я могу сказать - когда-то там было очень красиво и очень необычно. В буддистсих храмах куда больше разнообразия, чем в православных церквях, например.


13.


Заброшенности - они очень привлекательны, интересны для фотографий и все такое. Что было бы здесь или там, если бы то или иное здание не пришло бы в запустение? Было бы от этого хорошо или нет - тоже вопрос. Возможно, все бы такие места скупили в девяностые, обнесли забором, и мы просто никогда не увидели бы даже той красоты, остатки которой сейчас доступны любому желающему. В любом случае - это карма.



Tags: Астраханская область, Заброшенности, Речное, Фото, Фотопоездки, буддизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 74 comments