Построить храм на огороде



О Храме Всех религий, что строит у себя на садовом участке один чудак, знают многие. И видели почти все, кто бывал в Казани: хоть мельком, да видели.

Что только не говорят о его создателе, Ильдаре Ханове: великий архитектор, целитель, шарлатан....я не буду давать никаких оценок. Просто расскажу о том, чем уже шестнадцать лет занимается один из самых необычных жителей Татарстана.



У Ильдара Ханова могла бы быть самая обычная биография. Если бы с самого начала в нее не вклинивались не совсем обычные факты. Хотя возможно, теперь это только мифы и легенды Старого Аракчино.

Он родился в 1940 году в небольшом селе под Казанью. После сельской школы, Ханов поступил в Казанское художественное училище, после него отправился в Москву, где учился в Суриковском институте. Ильдар Манасеевич стал членом Союза художников СССР, кроме живописи увлекся также архитектурой.

В начале 80-х Ильдар Ханов получил заказ на проектирование гостиницы в Набережных Челнах. Он сделал здание абсолютно круглым, а кроме самой гостиницы, планировал на крыше сделать обсерваторию, "чтобы можно было выходить в Космос". То ли из-за этого смелого заявления, то ли по каким-то другим причинам, строительство гостиницы заморозили, и почти на тридцать лет "тюбетейка" осталась стоять недостроем.

Ханов же, с огромным трудом прорвавшийся сквозь "железный занавес", отправился не в Европу, не в Штаты, а в прямо противоположном направлении - в Тибет. Зачем советскому художнику понадобилось изучать восточные практики, медицину и единоборства, которые только-только начинали перекочевывать в страну Советов?

А еще, говорят, что через три года после рождения у Ханова случилась клиническая смерть. Но через три дня он вернулся к жизни.

1. В 1993 году Ханов возвращается домой. Уже в другую страну. Он приезжает в родное Старое Аракчино. И меньше чем через год начинает строить на садовом участке странное сооружение.


2. Как рассказывает сам зодчий, все началось с видения: На другом берегу Волги разверзлись облака, рассказывает Ханов, и ему явился Христос. "Я слышал его голос, который говорил мне: "Ильдар, встань завтра в шесть утра, возьми лопату и начинай строить фундамент для Храма всех религий!" На его робкие возражения, мол, он один и денег у него почти что нет, голос ответил, что у него все получится.


3. Прошло 16 лет. Одним июльским вечером наша экспедиция приехала в Старое Аракчино, вместе со съемочной группой телеканала ТНВ, которые, в свою очередь, хотели снять сюжет о нашей команде.


4. Нам открыл дверь усатый мужчина в синей майке-алкоголичке. Недоверчиво вскинул бровь: "А, телевидение. Вас я знаю и не пущу. А вы кто такие - спросил дядька, обращаясь ко мне?" Объяснил, что мы путешественники из Москвы, очень хотели бы посмотреть Храм изнутри - а телевидение с нами, они снимают репортаж о нас.


5. Мы прошли по всем помещениям храма, разве что, не поднялись в самую красивую башню - вот ту, справа, с желтым куполом. "Там я живу, и вас не пущу" - заявил усач.


6. Пока гуляли, неторопливо беседовали. О храме, о Ханове, и особенно о религиях:
- Это мы так называемся - Храм. На самом деле обычный музей религий, если хотите. Ведь представители разных верований, так случилось, самые непримиримые враги. Поэтому здесь никогда не будет ни священников, ни служб.


7. Здесь будут не только религиозные залы. Вот это, например, органный концертный зал.


8. А это подсобные помещения. Пока здесь хранятся иконы для православного зала.


9.


10. Строители не получают от Ханова денег. Это добровольцы, пришедшие строит храм вместе с ним. Кого-то Ильдар вылечил от болезни, алкогольной или наркозависимости. Кто-то пришел просто так, потому что некуда больше идти.


11.


12. А здесь будет огромная картинная галерея.


13.


14.


15.


16.


17. На свете очень много причудливых, интересных, забавных вещей. Возможно, Храм Всех Религий был бы очередной такой забавностью. Но знаете, что удивляет больше всего? Насколько четко, слаженно и профессисонально это сделано, и какой огромный труд сюда вложен. На первый взгляд может показаться, что здание хаотично - то тут, то здесь натыканы купола, минареты, башни. Только когда оказываешься внутри, понимаешь - здесь есть определенная логика расположения залов, переходов.


18. Через какое-то время на шум вышел и сам хозяин дома. Улыбчивый, задумчивый, сразу видно, что добрый. "А как именно вы исцеляете, Ильдар?" - задал я ему провокационный вопрос. - "Да очень просто, Саша. Добром. Как правило, у человека болит не рука или нога - у него болит душа. Нам всем очень не хватает в жизни добродушия, даже само это слово сейчас звучит по-другому". И вы знаете, я абсолютно с ним согласен.


19.


ооо! спасибо за возможность хоть виртуально попасть внутрь, а то, да, тоже наслышан, что там любопытных не жалуют, поэтому только снаружи посмотрели
Не знаю, не очень мне нравится эта идея. "Храм всех религий" - это все равно, что "жена всех мужей" - мол, они же все люди хорошие, кто я такая, чтобы решать, кто лучше - Вовчик или Левчик? :)
Если же это не храм, а музей или что-то в этом роде, то зачем использовать понятие "храм"?
А может, все это с одной-единственной целью? Чтобы люди, наконец, перестали драться из-за того, каким именем называть бога, а обратили внимание, что за этими спорами они и так слишком много себе подобных поубивали?
PS: Да и у всех религий корни одни. У трех основных - так точно. А еще есть мнение, что религия - это бизнес. Во все времена.