Alexander Belenkiy (macos) wrote,
Alexander Belenkiy
macos

Category:

Чусовской металлургический завод



Я давно хотел побывать на металлургическом заводе. Мечты, как сказано, сбываются. В декабре побывал на двух, с перерывом в несколько дней. А вот публикую только сейчас.

Чусовской металлургический завод - один из старейших заводов Урала. Создан был, между прочим, князем Голицыным: это семейство не только в шампанском толк знало, но и вообще во всем, что связано с ведением бизнеса. Сегодня ЧМЗ далеко не самый крупный завод в стране. Но на меня он, конечно же, произвел впечатление. Быть может, впечатлитесь и вы.



1. Попасть на такой завод, конечно же, проще простого. Приходите на проходную и говорите, что вам нужно поснимать. Если вас не пускают - шепните, что приехали сюда из Москвы специально ради этого, и денег на обратный билет нет. Вас устроят чернорабочим - таскать чурки-заготовки, и по ходу дела вы сможете немного пофотографировать.


2. Если вам понравится работа - можете остаться. Если работе понравитесь вы - вашу фотографию повесят на доске почета, прямо на улице, на одной из центральных площадей города Чусового. И конечно, металлурги не пьют - фотографии запотели от мороза в минус тридцать, который там стоял в декабре.


3. И вот мы на территории.


4. Лучше всего учиться у мастеров. Эти ребята давно не фотографируют, но начинали они также, будьте уверены.


5. Чем больше вы ходите по заводу в первый день - тем меньше понимаете в металлургии. Чтобы окончательно не запутаться, начинать нужно с истории этого предприятия.


6.


7. Завод был основан в 1879 году Франко-Русским уральским акционерным обществом, созданным князем Голицыным и французом Ш. Барруеном. Заложенный по французскому проекту, завод долгое время был самым современным металлургическим предприятием Урала. Во время гражданской войны производство было сильно разрушено, но металлурги восстановили его за короткий срок. В 1930 году правительством было принято решение о специализации завода по выпуску качественных сталей и проката с производством в перспективе рессорной полосы для развивающейся отечественной автотракторной промышленности.


8. В 1931 году была построена самая крупная по тем временам доменная печь №3 объемом 280 куб. м, в 1935 году на ней начата опытная плавка ванадиевого чугуна. Через год в Чусовом получили первые килограммы отечественного феррованадия, ценнейшего легирующего элемента, позволяющего получать высококачественную сталь.


9.


10.


11.


12. В 1943 году по требованию Государственного Комитета Обороны за рекордно короткий срок (семь месяцев) была построена доменная печь №2-бис, что дало возможность увеличить производство чугуна в три раза. В условиях военного времени осваиваются новые, более качественные марки стали, выпускается броневой лист, идущий на производство танков. Завод выпускает фугасные огнеметы, детали к знаменитой "Катюше" и противотанковой пушке.


13. Сейчас работающих доменных печей на ЧМЗ нет, зато работают Мартеновские. В чем разница? Основное различие - в способе плавки металлов: доменная печь вертикальная, шахтного типа, используется для выплавки чугуна из железной руды. Загрузка шихты осуществляется сверху, через типовое загрузочное устройство, которое одновременно является и газовым затвором доменной печи.

Мартеновская печь работает немного иначе. Она относится к типу отражательных печей. Ванна, где идёт плавка, выложена огнеупорным кирпичом.Сверху из кирпича выложен невысоко от пола свод. Такая конструкция обеспечивает равномерное распределение теплоты по всей площади ванны.

Основной принцип действия — вдувание раскаленной смеси горючего газа и воздуха в печь с низким сводчатым потолком, отражающим жар вниз, на расплав. Нагревание воздуха происходит посредством продувания его через предварительно нагретый регенератор (специальная камера, в которой выложены каналы огнеупорным кирпичом). Нагрев регенератора до нужной температуры осуществляется очищенными горячими печными газами.


14. Происходит попеременный процесс: сначала нагрев регенератора продувкой печных газов, затем продувка холодного воздуха через регенератор для нагрева воздушной смеси вплоть до охлаждения регенератора, после - перенаправление печных газов в охлаждённый пропусканием воздуха регенератор, а воздух перенаправляется в другой нагретый в период охлаждения первого регенератор.


15. Помимо всяких чугунных форм, чурок и заготовок есть и всякие другие штуки, уложенные штабелями. Зачем они нужны - я не знаю.


16. Мы переходим в другой цех, где выплавленные формы остывают.


17.


18.


19. Видите гвозди? Самое время вернуться к вехам истории завода. Самоотверженная работа чусовских металлургов в годы войны отмечена на уровне Государственного Комитета Обороны: 1943 год - переходящее Красное Знамя, 1944 год - благодарственная телеграмма И.В. Сталина. Большая группа металлургов персонально награждена высокими правительственными наградами. После Великой Отечественной воины завод продолжает развивать все основные виды производства: доменное, сталеплавильное, прокатное, ферросплавное.


20. В 1976 году по решению Совета Министров Союза СССР на заводе построен самый крупный в Европе авторессорный цех. В 1982 году самой дешевой и качественной рессорой в СССР была чусовская. За 125 лет Чусовской металлургический завод несколько раз менял форму собственности. С 1989 года он становится открытым акционерным обществом. С помощью акционеров заводу удалось завоевать ключевые позиции на современном рынке черных металлов на российском и мировом уровне.


21. Сегодня продукция ОАО "ЧМЗ" экспортируется в Финляндию, Италию, Испанию, Чехию, Германию, Китай, Южную Корею, США. Почти вся автомобильная промышленность России обеспечивается чусовской рессорой. Динамическое развитие производства обеспечивается за счет постоянной модернизации и совершенствования технологий. На этих строках заканчивается официальная летопись завода, но то ли еще будет. А мы выходим из цеха и немного дышим свжеим морозным воздухом на улице. Температурой минус тридцать градусов.


22.


23.


24. Наше внимание привлекает ангар, внутрь которого уходят рельсы. Заходим, опасаясь таинственного электромагнитного крана: неизвестно, как зверь отреагирует на фототехнику и штативы.


25. Кран не работал, зато работал металлург-усач. Сначала стал размахивать руками, явно показывая, что он сегодня не готов к фотосессии, но затем раздобрился и стал позировать, вот так - руки в боки.


26. В ведении дядьки еще пара каких-то печей, назначение которых я забыл. Извините :)


27.


28.


29.


30.


31.


32. В конце-концов я понял - работа металлурга не для меня. Это только кажется, что научиться этому можно запросто, и образование тут совсем не нужно: слушай мастеров да делай, что скажут. На самом деле это чертовски трудная работа, и любой, даже самый, на первый взгляд, пролетарский мужик разбирается в чугунах, сплавах, ферросплавах и так далее на уровне заправского мастера.


33. Видимо, не зря металлурги говорят сами про себя: "Наша сила - в плавках!"


34. На сегодня это все. Надеюсь, вам понравилось! ©


Другие фоторепортажи о стране Россия:

Ездовые собаки и другие дикие животные Международный аэропорт Сочи Нижний Новгород


Понравилось?Мне важно ваше мнение о том, что я делаю и что пишу в журнале. Ваш комментарий - лучшая оценка моей работы. Давайте общаться больше!


Добавляйте меня в друзья, если вы ещё этого не сделали!
Кроме ЖЖ, я также пишу в Твиттер | Фейсбук | Инстаграм</p>

Все фоторепортажи о путешествиях на сайте www.macos.ms

Вы можете заказать рекламу в этом журнале или разместить баннер. Подготовить блогерский фоторепортаж? Провести конкурс? Отправиться в путешествие с вашим продуктом? Легко и с удовольствием! Пишите: macos@gde.ru


© 2010-2013 Александр Беленький | Все фотографии в этой публикации сделаны мной, если не сказано иное. Данный материал принадлежит автору блога. Полное или частичное копирование не разрешается без моего согласия. Вы можете спросить об этом, написав письмо по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.

Tags: Пермский край, Промышленный репортаж, Россия, Фото, Фотопоездки, Чусовой, завод, зима, металлургия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 92 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →