Приднестровье

Тираспольский троллейбус



Друзья, а вы знаете, что из буханки черного хлеба, катушек ниток и двух палочек из японского ресторана можно сделать...троллейбус? Можно. Но зачем?

Я очень часто люблю повторять эту присказку, кто со мной знаком - слышал. Но я точно могу сказать, зачем я одним февральским днем отправился в Тираспольский троллейбусный парк. "Рогатый" транспорт в столице Приднестровья - это почти легенда. Тирасполь в советские годы был не очень крупным городом, и трамвай ему "не достался". Городские автобусы в современном городе напрочь вытеснены маршрутками, а троллейбус - это да. Занимая всего треть рынка автоперевозок, это самый "заметный" транспорт в городе.

Пойдем в депо?



1. Тираспольский троллейбус молод, ему всего 44 года. Рогатый транспорт появился в городе к пятидесятилетию Октябрьской революции, как подарок горожанам от партии.


2. Советские периоды развития троллейбуса в Тирасполе неинтересны, они такие же, как у всех. Создавались новые маршруты, продлевались, отменялись - все это делалось за счет государства, не было никакой разницы, приносит ли транспортное предприятие прибыль.


3. Самое интересное начинается после отделения Приднестровья от Молдовы. В этом как раз и состоит приднестровский феномен: сразу после войны 1992 года была открыта линия междугороднего троллейбуса, от Тирасполя до Бендер.


4. Маршруты продолжали развивать на протяжении всех девяностых, вот только сам подвижной состав не обновлялся: собственного производства троллейбусов Приднестровье, конечно же, не имеет, закупать новые машины у той же России просто не было денег - средства тратились на восстановление страны после войны и строительство нового государства.


5.


6. Поэтому старые троллейбусы ремонтировали, переваривали и снова пускали в ход.


7.


8.


9. Ремонтировать сами научились практически все, даже освоили кузнечное дело, и сами производят двери и части обшивки кузова.


10.


11.


12.


13.


14.


15.


16. Лишь в конце прошлого десятилетия троллейбусный парк пополнился новыми машинами, и то за счет подарков от соседей - Москвы и Минска. Беларусь передала парку 15 троллейбусов, Москва - около десяти машин.


17. Это позволило, наконец, списать давно выработавших свой ресурс "рогачей".


18. В недрах парка была обнаружена вот такая техничка. И я никак не могу понять, это базовая модель или вообще монстр, собранный из разных видов троллейбусов?


19. На задворках парка. Живая история. Когда-то по Тирасполю ходили автобусы, но "рогатые" в свое время напрочь вытеснили их: город не такой уж большой, с развитием новых микрорайонов туда старались сразу тянуть провода, и автобусы стали "дублерами", а ездить на троллейбусе все-таки приятнее, согласитесь? Больше места, не воняет...


20. Проникли внутрь одного из. Я, конечно, редко пользуюсь общественным транспортом, но здесь сразу почувствовал запах детства - когда-то у нас ходили именно такие троллейбусы. Сейчас их все заменили на новые. А остатки как раз, видимо, подарили тираспольчанам.


21. Сегодня в Тирасполе действует восемь маршрутов, из них один междугородный.


22. Когда-то маршрутов было больше, но часть из них закрыли из-за ненадобности. "Крайний" маршрут №19 не имеет никакого отношения к общей нумерации. "Девятнадцатый" это как раз тот самый междугородний троллейбус. Он был пущен спустя ровно год после военных действий, 19 июня 1993 года. Именно поэтому он получил такой номер.


23. Когда я шел в парк, надеялся, что увижу картину из кучи "рогатых" на парковке. Оказывается, днем в парке "живут" только старые и больные троллейбусы, все остальные на линиях.


24.


25. Конечно, парк испытывает определенные трудности. Несколько лет назад из-за нехватки водителей было принято решение сократить время движения транспорта. После восьми вечера в Тирасполе трудно встретить троллейбус, разве что заблудший.


26.


27.


28. Внутри парка - чисто и аккуратно, но днем крайне пустынно: остается только диспетчер, ремонтная бригада и руководство.


29. Есть свой музей, но я туда не пошел.


30. Как и везде в Приднестровье, здесь функционируют все системы бомбоубежищ и укрытий, в Москве их давно переделали под ночные ларьки и подпольные казино.


31. А при входе - мечты о светлом будущем. Новый, футуристический троллейбус неизвестной модели на фоне памятника Суворову. Быть может, когда-нибудь и такие придут в Тирасполь.


32. Это директор парка, Мартик Нерсисян. Единственный армянин, которого я встретил в Тирасполе. Очень душевный дядька, любит троллейбусы и болеет за них душой. Руководить неприбыльной отраслью - нелегко, можно было бросить все, продать территорию под какой-нибудь торговый центр, как это любят делать у нас. Но он упорно продолжает ремонтировать троллейбусы и выпускать их на линию, строит планы о том, чтобы протянуть маршрут до нового микрорайона.

В Приднестровье ему нравится. Когда-то он переехал сюда с семьей из-за, потому что здесь ему спокойнее за своих детей: "Здесь нет национализма, и судят по его делам, а не по внешности".



Другие фоторепортажи об общественном транспорте
   
Сказ о пермском трамвае
Депо имени Апакова в Москве
Струнный транспорт Юнницкого



техничка - троллейбус КТГ-1 производства Киевского завода электротранспорта им.Джержинского. практически в таком виде они и выпускались, в каждом троллейбусном городе есть или были, если хорошо поискать
вспомнила детство, я тогда в Риге жила. к нам во двор каким-то образом (непонятно зачем и почему) притащили и бросили старый троллейбус. мы устраивали в нем посиделки ))