Сегодня я практически случайно оказался на московском кинофестивале. Позвонил товарищ и сказал, что хотел бы меня познакомить с одним режисером, который хочет снимать фильм о заброшеных местах. Австриец Николаус Гейрхальтер оказался очень приятным собеседником, а главное человеком, который также умеет чувствовать заброшенные места и их притяжение, как и я. В конце девяностых он снял документальный фильм о Припяти, а в этот раз приехал на фестиваль с новой работой, она называется "Вечерняя страна".
Полуторачасовой фильм - это десятки короткометражек о самом разном, но об одном: о жизни европейских столиц после захода солнца. Просто зарисовки о работе врачей, полицейских, проституток. Это документальное кино, здесь вряд ли есть хоть капля лжи, многое Николаус снимал скрытой камерой. А даже когда в открытую, мне очень понравился прием с "неподвижной камерой", когда на протяжении минуты или двух экран исчезает, ты остаешься наедине с человеком в кадре. А когда женщина-уборщица собирала грязную посуду после "Октоберфеста", мне на полном серьезе захотелось положить туда жвачку, через экран.
"Вечернюю страну", мне кажется, будет очень скучно смотреть европейским зрителям: они не поймут этот фильм, для них показывают совершенно обыкновенные вещи. Как врач с доме престарелых заботливо переворачивает бабушек с бока на бок, как полицейских спецназ почти ласково уговаривает, а потом аккуратно берет на руки и выносит протестующих экологов в немецком аналоге Химкинского леса.
Гражданам же нашей страны этот фильм обязателен к просмотру: от президента Медведева до последнего спившегося бомжа. Это наглядная картинка, как мы могли бы жить, но не живем только потому, что сами этого не хотим.