Alexander Belenkiy (macos) wrote,
Alexander Belenkiy
macos

Categories:

Почему я не езжу на MAKS




Наверное, большая часть моих читателей из Москвы эти выходные проводит в Жуковском, на авиасалоне MAKS'2011. В этом году я проигнорировал салон, потому что пришел к выводу: каждый раз одно и то же. Более того - большинство "экспонатов" - настоящее старье. Да, бейджики и билеты разного цвета. Да, привезли пару новинок, причем обе - иностранного производства.

Мне не хочется терять время, добираться в Жуковский, снимать то, что и так все снимут. Нет, если вы никогда не были на этом авиасалоне и вас не пугают жуткие пробки, переполненные электрички/автобусы, жара как в прошлый раз или жуткий ливень, как сегодня - поезжайте. А я покажу вам историю MAKS'а в фотографиях прошлых лет.



Официально этот салон десятый по счету, на самом же деле он одиннадцатый. Первая выставка в Жуковском прошла в 1992-м году, но называлась она тогда МосАэроШоу. Первый (и последний) вице-президент России, Александр Руцкой, подписал распоряжение "О демонстрации достижений авиационно-космической промышленности России". Площадкой для экспозиции было выбрано летное поле ЛИИ имени Громова.

© РИА Новости

И вот, с 11 по 16 августа 1992 года прошла эта выставка. На поле было выставлено 114 самолетов и вертолетов, а за пять дней аэрошоу на нем побывало 300 тысяч человек. Для тех лет очень немало, учитывая отсутствие современных медиаплатформ, интернета...

Тогда зрители впервые увидели новый самолет Ту-204 с двигателя от Rolls-Royce и уникальный самолет-амфибию Бе-200, способный забирать "брюхом" тонны воды прямо из водоема, а затем сбрасывать водную массу на горящие объекты. Да-да, самолет, который восхищает и удивляет многих, пришедших на авиавыставку - тоже очень и очень старый.

Не обошлось и без происшествий. На том самом аэрошоу во время показательного выступления упал Як-38.


Через год, в 1993-м, родился Макс. Не мальчик с именем Максим, а этот самый авиасалон. Первый MAKS проходил сразу на трех площадках: в Жуковском, на Ходынском поле и в выставочном центре на Красной Пресне (сейчас он называется Экспоцентр).


Год был удачным на новинки. "Сухой" привез в Жуковский многоцелевой истребитель Су-35 и боевые самолеты Су-24МК и Су-30МК. Зрители впервые увидели знаменитейший вертолет Ка-50 "Черная акула".


Опыт первого салона показал, что использование трех площадок в радиусе ста километров друг от друга - неудобно и непрактично. Поэтому проводить следующие выставки решили в одном месте, в подмосковном Жуковском. Тогда же выяснили, что авиашоу каждый год - очень дорого и никому не нужно. MAKS теперь проходит раз в два года, по нечетным годам.

Кстати, так выглядел входной билет в 1993-м году.


МАКС в девяностом пятом был одним из самых неудачных в истории. Несмотря на то, что количество представленных компаний и выставленных на обозрение летательных аппаратов росло, ни одно из заключенных между компаниями соглашений так и не было реализовано. Из "народных" новинок показали Ту-334, ближнемагистральный российский самолет, который должен был стать заменой 134-м "тушкам", но так и не стал. Этот самолет привозили на авиасалоны вплоть до 2007 года. Потом, наконец, поняли, что это мертворожденный ребенок, он устарел морально и показывать это старье нет никакого смысла.


MAKS-1997 впервые открывал президент России, Борис Ельцин. Впервые на авиасалоне КБ «Радуга» показало гиперзвуковую летающую лабораторию "Радуга Д2" на базе авиационной ракеты Х-22 и прототип гиперзвукового летательного аппарата с прямоточным воздушно-реактивным двигателем ГЭЛА. Среди новинок авиасалона также были представлены макет сверхлёгкого многоцелевого вертолёта "Актай".


Ан-70, который привлекает посетителей выставки своими "красивыми сине-желтыми винтами" и сейчас принадлежит авиакомпании "Якутия" впервые привезли тогда же, в 1997-м. Не знаю, есть ли он на этой выставке, но на прошлой был точно.


В 1999-м с новинками было совсем туго, привезли только одну: Су-47 "Беркут", палубный истребитель с крыльями обратной стреловидности. Самолет так понравился всем, что его использовали еще несколько следующих лет на всех рекламных носителях, посвященных авиасалону. Стоит ли говорить о его судьбе? Да, он так и не пошел в массовое производство, и не стоит на вооружении, существуя в единственном экземпляре.



А еще на фотографиях 1999 года можно наблюдать, что "Буран" сюда привозят тоже очень и очень давно.


Наступил двадцать первый век. В августе 2001-го года в Жуковском состоялся пятый MAKS. Его посетил новый президент России, Владимир Путин. Снова показали "Беркута" для тех, кто не видел его в 99-м. Впервые в выставке приняла участие компания EADS, которая собирает Аэробусы.


На выставке показали первый гражданский самолет "Сухого", Су-80. Это была действительно перспективная разработка, которая должна была заменить собой устаревшие к тому времени Як-40. Самолет маленький, вмещает всего 30 пассажиров и может лететь на расстояние до 1300 километров. Но ведь он мог спасти загнувшуюся региональную авиацию. Тоже не получилось: всего было выпущено восемь таких самолетов. Где они сейчас - неизвестно.


2003-й год. Я первый раз посетил авиавыставку. Помню смутно, но конечно же, мне понравилось и я был впечатлен. Это только сейчас я понимаю, что снова показывали старье. Из всех выставки треть самолетов и вертолетов была зарубежного производства: хорошо, уже прогресс, к нам стало прилетать больше иностранцев.

С экономической точки зрения салон был более успешным, чем предыдущие. Компания "Трансаэро" закупила четыре самолета Ту-204-300, а "Волга-Днепр" заказала себе шесть грузовых Ил-96-400. Тогда же компания "Пулково" заключила соглашение на поставку аж двадцати пяти самолетов Ту-334. Стоит ли говорить, что ни один из них они не получили?

Седьмое авиашоу, которое прошло в августе 2005-го, снова посетил Владимир Владимирович. В своей приветственной речи он сказал, что возрастающий интерес к авиасалону не удивителен, ведь "наша страна известна как одна из наиболее передовых в аэрокосмической отрасли". Наверное, он имел в виду Советский союз.


Российская сторона представила на МАКС-2005 весь спектр боевой авиации начиная от лёгких учебно-боевых самолётов, до тяжёлых военно-транспортных самолётов и стратегических бомбардировщиков. Так же существенным было участие США, которые представили 9 боевых самолётов — в том числе истребители F-15 и F-16, а также впервые демонстрировавшийся в России сверхзвуковой стратегический бомбардировщик В-1В.


В этом же году показали Ан-148, который является более современным аналогом Ту-134 и Як-42. Эти самолеты даже состоят в воздушных флотах двух авиакомпаний. Но не стоит забывать, что ОКБ Антонова - это Украина.


2007-й год. Снова MAKS и снова Путин. Впервые говорят о новой разработке ОКБ Сухого, региональном самолете RRJ-100, который расшифровывается как Russian Regional Jet. Через год его переименуют в Sukhoi Super Jet.

Военные представляют российскую спутниковую систему ГЛОНАСС.

Последний раз демонстрируется прекрасный советский самолет с трагической судьбой, Ту-144.


А еще я пришел на выставку в третий раз. Уже с зеркалкой, но еще с кривыми руками. Вот несколько моих фотографий MAKS 2007.







На прошлом авиасалоне, в 2009-м году я был в составе пула журналистов, и снимал как подготовку к выставке, так и первый день ее работы.








А главное событие прошлого салона, конечно же, СуперДжет. Нашумевшую и распиаренную новинку успели даже собрать в количестве двух штук и привезти в Жуковский. Он даже участвовал в полетной программе, представляете!


Мне очень жаль, что по сути, Суперджет - это единственная настоящий новый российский самолет за последние двадцать лет, что проходит авиасалон. Настоящий - потому что скорее всего, их действительно будут собирать и ставить "на вооружение", многие разработки ведь если и были проданы авиакомпаниям, то в штучном количестве.


Теперь вы понимаете, почему я больше не хожу на MAKS?




Tags: Авиасалон, Авиация, Жуковский, МАКС, Обо мне, Фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 90 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →