Alexander Belenkiy (macos) wrote,
Alexander Belenkiy
macos

Categories:
  • Location:

Про трассу Москва-Петербург



На прошлой неделе я побывал на одной из самых известных в России дорожных строек. Точнее - на первом ее участке, длиной в сорок три километра. Основной трассы пока не существует, она будет строиться частями. Причем если главные участки будет строить государство, то этот, наверное самый важный кусок, который начнется прямо от МКАДа и должен спасти от пробок Химки, Шереметьево и Зеленоград - строит частная компания, заключив с Россией концессионное соглашение: впервые в современной истории, кстати.



1. Сама идея строительства дублера Ленинградского шоссе родилась еще сорок лет назад, в семидесятых. Уже тогда в умах советских дорожников мелькали мысли о том, что главная трасса страны должна быть более скоростной - ну, хотя бы как Минское шоссе. "Минку" построили к Олимпиаде в Москве, а вот "Ленинградку" отложили до лучших времен, которые в истории той страны так и не настали.


2. Вернулись к проекту лет дестяь назад, когда из-за перегруженности одного направления стала стоять большая часть города: на Ленинградском шоссе и МКАД стали образовываться огромные пробки: Химки просто не способны вместить такое количество транспорта, половина из которого едет даже не в Питер или Тверь, а банально в Мегу, аэропорт или мебельный центр.

Расстояние от Москвы до Питера не маленькое, поэтому правительство решило строить дорогу частями, отдав некоторые ее участки в частные руки. Так появился проект строительства 43-километровой части трассы: Северо-Западная Концессионная компания, выигравшая в 2007-м году тендер обязалась построить и в течение тридцати лет эксплуатировать эту дорогу, а затем передать ее госкомпании, причем в идеальном состоянии. Для справки: СЗКК была образована четыре года назад французской строительной компанией VINCI. Они занимаются строительством дорог во Франции, а также управлением платными магистралями во всем мире: например, VINCI эксплуатирует крупную автомагистраль в Канаде, а недавно открыли автобан в Словакии.


3. Начало строительства затянулось из-за Химкинского леса. Точнее - из-за группы граждан, решивших, что у нас с дорогами и так все хорошо, а с лесами плохо. Некоторое время назад необходимая для строительства просека все-таки была вырублена. Как оказалось - вырубать весь лес целиком никто не собирался :) Более того - учитывая повышенное общественное внимание к этому лесопарку, компания-застройщик привлекла к своим работам французскую экологическую компанию Pur Projet: они изучают состояние Химкинского леса (И, кстати, сделали выводы о том, что лес находился в ужасном состоянии и до строительства трассы, просто люди его загадили, там много мусора итд) и будут принимать меры по восстановлению экосистемы леса.


4. При строительстве будут уделять особенное внимание мерам по защите окружающей среды: акустические экраны на протяжении всей трассы, водопропускные трубы для сбора ливневых и талых вод, специальные переходы для животных под дорогой, чтобы не разрушалась целостность лесов, разделенных трассой на две части: и маленькие и большие зверюшки, и хомячки и лоси, смогут ходить друг к другу в гости.


5. Сейчас работы ведутся на 33-х километрах: вырублена просека, произведены работы по выемке грунта, начато строительство мостовых объектов и искусственных сооружений, а на нескольких километрах дороги уже лежит асфальт.


6. Кстати, об асфальте. Вы знаете, из чего состоит дорожное покрытие? Ну, хорошее дорожное покрытие, которое должно быть на скоростных загородных трассах? В самом низу дороги - земляное полотно (либо выемка либо насыпь), на него насыпается песчаноподстилающий слой от ( 40 до 70 сантиметров ), он не дает грунтовым водам разрушить дорогу. Потом еще 40 сантиметров щебеночно-песчаного слоя, и верхушку пирога венчает трехслойный асфальтобетон. Если все ингридиенты "пирожка" сделаны на совесть - ремонт дороги происходит достаточно просто: раз в несколько лет поменять верхний слой.


7. Как же быть с колейностью? - спросит въедливый читатель. В ходе пресс-тура мне объяснили, что колейность на дороге возникает по двум причинам: некачественное строительство и пробки. Если на трассе нет затруднений в движении - даже тяжелым грузовикам трудно "раздолбать" дорогу - они едут с постоянной скоростью, равномерно распределяя нагрузку на дорогу. Когда все время стоишь или ползешь - любая дорога просядет под тяжеленной машиной. Строители обещают, что пробок на этом участке - не будет: все меры для предотвращения затруднений принимаются уже на этапе строительства.


8. Во-первых, дорога будет широкая. Основная ее часть - по две полосы в каждую сторону, посередине газон или "отбойник". От МКАД трасса будет пятиполосная (2х5), затем - четырех (2х4), а все сужения будут происходить плавно и безболезненно: никаких "бутылочных горлышек".


9. Кроме того, на всем протяжении дороги будет оставлено резервное место для расширения: если когда-нибудь понадобится добавить новые полосы - это сделают. Плюс - ни одного светофора или населенного пункта: автобан есть автобан.


10. Еще одно важное правило автобана - никаких пересечений: я писал об этом и в репортаже про трассу М4, и когда рассказывал о дорогах Хорватии. Чтобы обычные дороги не пересекались со скоростной, будет построено множество мостов и эстакад. Всего же будет несколько съездов от МКАД до конца этого участка: по нему, например, можно будет очень быстро добраться до Шереметьево или Зеленограда.


11.


12.


13. Гарантийный срок дорожного полотна - 18 лет. Но строители уверены, что оно продержится в хорошем состоянии без необходимости капитального ремонта весь срок концессионного соглашения, то есть тридцать лет.


14. В чем же прелесть концессии, кроме того, что государству не нужно изыскивать все средства на новую дорогу? Компания строит трассу, устанавливает плату за проезд по ней (в данном случае - 3 рубля за километр), обслуживает, чистит, моет, ремонтирует полотно, следит за порядком. Естественно, зарабатывая на этом деньги. Через тридцать лет концессионеры передают России этот участок, и обслуживать его начинают уже государственные службы. Компания вложила и заработала деньги, страна получила новую дорогу, а водители - быстрый способ добираться на дальние расстояния.


15. При этом самой компании выгодно строить качественно и не перекладывать асфальт каждый год: ведь они вкладывают свои деньги, не бюджетные. И в случае необходимости ремонта они будут тратить, опять же, свои деньги: нет и смысла воровать на строительстве.


16. Государство в течение этих тридцати лет тоже не останется в накладе: оно будуе получать налог с прибыли от проезда по платной дороге.


17. Кстати, возводимая дорога относится к европейской категории 1А и дорог такого класса в России пока нет. Она рассчитана на максимальную скорость 150 километров в час. Сейчас в нашей стране максимальная скорость - 110 км/ч. Построить такую классную трассу и ездить по ней 110 - это кощунство. Поэтому уже сейчас ведутся переговоры о том, чтобы либо повысить максимальный скоростной лимит в нашей стране на уровне закона (В перспективе ведь мы должны строить и другие дороги такого уровня) или сделать исключение именно для трассы Москва-Петербург.


18. Кстати, пропускная способность "ленинградки" М10 - 40 тысяч автомобилей в сутки. В некоторые дни интенсивность движения от МКАД до поворота на Шереметьево-1 (12 км) - 135 тысяч машин в сутки. На последующем участке до Солнечногорска - 80 тысяч. Делайте выводы.


19.
Кстати, на стройке я не встретил ни одного гастарбайтера. Мне объяснили, что им здесь просто нечего делать: все работы проводятся с использованием техники, вручную никто котлованы не роет, а мигрант просто не сможет справиться с техникой, у него нет таких навыков.


20.


21. Отдельно стоит сказать об "интеллектуальности" будущей дороги: здесь будет работать централизованная информационная система контроля и управления, которая сможет поддерживать равномерность и безопасность дорожного движения, система автоматического определения ДТП, возможность экстренной связи с оператором в случае, если понадобилась помощь (сломалась машина/кончился бензин и.т.д.). Ну и конечно, дорога будет освещена на всем протяжении и также, на всем участке огорожена защитной сеткой от животных и грибников, чтобы не выбегали на дорогу. Многое из этого, кстати, уже реализовано на платном участке трассы М4, которую строит государственная компания "Автодор".


22. Если интересно - вот схема всей трассы Москва - Санкт-Петербург. Основной участок будет строить государство, дорогой от МКАД до Солнечногорска занимается Северо-Западная Концессионная компания, также частные инвесторы будут привлечены для строительства выхода из Питера и объезда Вышнего Волочка.


23. Пока я ходил по стройплощадке - много думал: почему нельзя объявить строительство дорог целевой программой, национальным проектом, причем привлечь к этому большое количество разных компаний, которые могли бы стать концессионерами, как СЗКК? Они сдадут свой участок в 2014-м, всего через два года, а сама трасса Москва-Питер откроется только через шесть, в 2018-м? Ведь если поделить все 700 километров между семью крупными строительными компаниями (причем не только российскими) - всю трассу можно открыть куда быстрее, а это сильно упростит жизнь тысячам, десяткам тысяч людей. Если строить дороги по всей стране - это создаст десятки тысяч рабочих мест на строительстве и тысячи - на последующем обслуживании. Пусть даже эти дороги будут платными - люди станут отдавать деньги за комфорт и скорость. Мы действительно можем это, но пока приходится говорить о таком проекте, как об уникальном.


© Фотографии и текст данного материала принадлежат автору блога. Полное или частичное копирование, а также использование фото без письменного уведомления запрещены за исключением перепоста в другой блог с помощью кнопки "Скопировать к себе в блог".
</center>

Tags: Автомобильное, Московская область, Репортаж, Россия, Строительство, Фото, дороги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 350 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →