В гостях у Замудина Гучева, мастера народных адыгских музыкальных инструментов я оказался случайно. Когда я приехал в Майкоп и обошел город по кругу буквально за час, я понял, что нужно срочно найти что-то интересное. От скуки залез в интернет и нашел на одном адыгском сайте рассказ о местном ремесленнике и коллекционере, Замудине Гучеве. Найти его не составило труда, музыканта знают многие местные жители. Нагрянул внезапно, но на Кавказе незванных гостей не бывает…
1. Первым делом - к столу, попить чаю и поесть адыгейского сыра. Местные традиции таковы, что гостя не спрашивают, откуда он и зачем пришел, пока тот сам не захочет рассказать - просто принимают и все. Гость может находиться инкогнито до трех дней, а потом он либо рассказывает о себе, либо едет дальше. У меня было не очень много времени, поэтому сразу перешел к делу и попросил рассказать об адыгейской скрипке - шичепшине, которые делает Замудин.
2. Что же такое шичепшин? Это традиционный музыкальный инструмент адыгов, который они использовали с дремучих времен и вплоть до 19 века. На шипепшине играли везде - на свадьбах, на похоронах, на днях рождения и просто так, на улице. У инструмента всего две струны.
3. Шичепшин использовали, как правило, для аккомпанемента, просто мелодии на нем не играли. По аулам странствовали певцы-сказители, что-то типа средневековых менестрелей. Садились перед хозяевами дома, упирали низ корпуса шипепшина о колено, и начинали рассказывать о своих странствиях, наигрывая мелодию.
4. Замудин Гучев не только сам делает шичепшины, но и собрал в своем доме музей кавказских национальных инструментов.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12. А эти марокасы прислали Замудину в подарок из далекой Африки.
13. А вот музыкальные инструменты народов севера.
14. Помимо музыкальных инструментов, есть у Замудина в музее и старинные адыгские циновки.
15. Циновки эти называются ардженами. В давние времена арджены использовались для утепления дома, а сейчас используются в качестве декоративных украшений стен.
16. Замудин заинтересовался историей плетения циновок из камыша давно. Промысел был широко распространен до Великой отечественной войны, в черкесских селах всегда было много камыша, но потом так вышло, что ремесло стало забываться и в современной Адыгее почти не осталось мастеров.
17. Гучев стал ездить по республике и собирать ненужные старинные циновки: люди были готовы выбросить их или отдать просто так. Во время этих поездок он нашел нескольких мастериц, которые научили его самого плести арджены.
18. Циновки - изобретение совсем не черкесское. Их плетут на всем Кавказе, на Востоке и в Средней Азии. Но у каждого народа свой стиль, свои способы плетения и даже материал. Например, адыгские циновки делают из камыша, дагестанские - из травы, переплетенной с шерстяными нитями, киргизы делают свои "ашканай чий" из степного тростника. Делают их даже в Прибалтике, из ржаной соломы с льняными нитями.
19. Замудин Гучев открыл кружок по плетению ардженов, теперь это ремесло возрождается. "Ребята делают отличные циновки и я рад, что наши традиции не забываются. У новых ардженов есть только один недостаток - нет запаха крестьянского двора".
20.
21.
Если вы знаете об интересных людях: мастерах своего дела, коллекционерах, конструкторах, колдунах или просто мечтателях - пишите мне на почту, macos@gde.ru Я люблю делать репортажи о людях, и с удовольствием побываю в гостях у необычного человека.
Храм всех религий Эльдара Ханова | Музей чеченского народа Адама Сатуева | Частный автозавод Станислава Сёмина |
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →