Alexander Belenkiy (macos) wrote,
Alexander Belenkiy
macos

Category:

Про выставку Константина Коровина в Третьяковке



В среду в Третьяковской галерее на Крымском валу откроется выставка художника Константина Коровина. Я не большой знаток живописи, и, надо сказать, что с творчеством и личностью господина Коровина раньше я не был знаком.

Но личность этого художника оказалась настолько яркой, что заинтересовала даже такого далёкого от живописи человека, как я.

На прошлой неделе по приглашению банка ВТБ я побывал в Третьяковской галерее и посмотрел, как создают то, что станет главным культурным событием Москвы в апреле.



1. Хотите знать, почему многие не любят художественные галереи с картинами на стенах? Сами по себе они могут заставлять восторгаться только тех, кто сам склонен к рисованию: изображение может быть точным а может быть абстрактным, как у импрессионистов, но различия в толщине мазка или оттенка краски интересуют немногих. Главное в картинах - истории, которые стоят за ними. Мона Лиза так привлекает внимание не тем, в какой манере написан её портрет, а загадкой - многим хочется узнать, кто эта девушка и что же кроется за её странной полуулыбкой. Раньше я всегда смотрел на картины просто как на изображения чего-либо. Выставку Коровина я увидел изнутри, поэтому сначала я познакомился с автором, и уже потом с его творчеством.


2. Знакомьтесь и вы - Константин Алексеевич Коровин (справа). Родился в Москве 150 лет назад. Писал картины в разных стилях, но непосредственно картины - не самая интересная часть его творчества. Скорее - прикладная. Коровин занимался оформлением выставочных павильонов, делая из них произведения искусства. Например, по его проекту был построен павильон Северной железной дороги, а в 1900-м году он стал главным художником российского стенда на Всемирной выставке в Париже. Да, той самой, на которой Россия была представлена лучше других стран. Той самой, ради которой французы построили Лионский вокзал и открыли первую линию парижского метро. Но главной работой всей жизни Коровина была, конечно, его должность главного художника императорских театров - Большого и Мариинского. За годы работы он создал декорации и костюмы для более чем сотни спектаклей. Самый известный из них - "Золотой петушок" - как раз будет представлен на выставке.

(с) Фото с сайта kkorovin.ru

3. Чем ещё мне симпатичен Коровин - его страстью к путешествиям. В самом конце 19 века, вместе со своим другом, Валентином Серовым, они отправились в экспедицию на Север. Привезли оттуда меха, оленьи шкуры, а главное - множество картин и самого настоящего чукчу. Чукча по имени Вася стал настоящей звездой столичного бомонда: он танцевал, пел свои народные песни, а ещё целиком заглатывал живую рыбу, чем шокировал светских львиц той поры. Но чукча-чукчей, а писать картины с натуры, часами просиживая на морозе - это вам не кнопку нажать, господа фотоблогеры.

(с) Фото с сайта kkorovin.ru

4. Но вернёмся в наши дни. Москва, 2012-й год, подготовка к открытию выставки Константина Коровина. Третьяковская галерея. В кабинете на столе разложены десятки фотографий с фрагментами картин. "Муза", "Портрет хористки", "Северная идиллия". Специалисты галереи сравнивают автографы Коровина, оставленные на картинах. На задней части полотна художник всегда оставляет свою подпись. С помощью экспертизы можно определить возраст этой подписи, поскольку сделаны они разными чернилами.


5. На этом стенде закреплены рентгенограммы фрагментов картин. Слева - картина "Портрет хористки". На ней стоит подпись "1883 год, Харьков, Коммерческий сад". Однако, в процессе подготовки выставки были проведены исследования, которые показали, что подпись не верна и картина была написана на четыре года позже, в 1887-м. А подпись Коровин делал для своей персональной выставки в Третьяковской галерее в 1922-м году. Современная наука оказалась точнее, чем память художника :) Кстати, в 1883 году Коровин не был в Харькове, а был как раз в 1887-м. Конечно, он не мог помнить такие подробности спустя 35 лет.


6. Давайте теперь переместимся на Крымский вал, в здание Третьяковской галереи. Там, на третьем этаже, вовсю монтируют выставку.


7. Каждую новую выставку строят с нуля. Все стенды делаются из деревянных панелей, которые собирают и красят в нужные цвета. Здесь будут висеть картины Константина Коровина. В выставке принимают участие 25 музеев. А само проведение выставки спонсирует банк ВТБ. У них ещё много интересных проектов в области культуры, спорта и благотворительности.


8. Главные экспонаты выставки связаны с оперой Римского-Корсакова "Золотой петушок". Декорации к ней делал Константин Алексеевич. На самом деле оперы было две. Первая была поставлена в Москве в 1909-м году, через год после смерти Корсакова. Декорации к ней не сохранились, они были уничтожены пожаром 1914-года, тогда сгорела большая часть реквизита Малого театра.


9. Эти декорации более поздние, постановки 1934-го года. Эту оперу играли в Париже. Эмигрировавшего туда Коровина снова попросили быть оформителем спектакля.


10. Палаты царя Додона. Все ли помнят сюжет этой пушкинской сказки?


11. А этот занавес - для акта "в гостях у Шамаханской царицы". Когда я увидел эту картину - сразу подумал: "Камчатка". Специально уточнил - Коровин на Камчатке никогда не бывал. Но посмотрите сами - вулкан, залив, на заднем плане - сопки...


12. Кроме декораций из спектакля, на выставке можно будет увидеть костюмы актёров.


13. Их также готовил Коровин.


14. Как они попали из Парижа в Москву? Во Франции и костюмы и декорации находились до 1986-го года. Пылились где-то в театральных кладовках. Во время очередной инвентаризации решили, что нечего им занимать лишнее место - и стали продавать через аукцион. Их выкупил Александр Лялин, внук Василия Поленова, учителя Коровина. Купил и передал в коллекцию Бахрушинскому музею в Москве.


15. Чем примечательны эти костюмы, кроме того, что это красивые и качественно сделанные вещи? Им почти восемь десятков лет. Они были сделаны художником с мировым именем, специально для оперы известнейшего композитора. По сказке поэта - одного из самых известных русских людей всех времён. Очень интересные ниточки, которые уводят нас на сотни лет назад. Эти вещи обросли историями, которые делают куда более ценными.


Я первый раз в жизни посмотрел на искусство через историю. И знаете - мне понравилось. Так - намного интереснее.


Tags: Анонс, Москва, Репортаж, События, Фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments