( к счастью, не из нас с вами ;) )
В современной жизни кредиты стали такой же обыденностью, как пластиковая банковская карточка или мобильный телефон. Получить кредит очень просто, отдавать, казалось бы, тоже не трудно. "Долг платежом красен" - эту поговорку знает каждый, да не каждый ей следует.
Когда взятые на время деньги не возвращают, банки прибегают к самым разным способам, чтобы вернуть принадлежащие им средства. В банке ВТБ существует специальное подразделение, занимающееся взысканием долгов. За пару дней до поездки в Америку я встретился с руководителем центра, Денисом Земляковым, который рассказал об особенностях "выколачивания" капиталов.
1. Сам долговой центр - это обычный офис, который находится в одном из московских бизнес-центров. Обычная, на первый взгляд, входная группа с охранниками...
2. Когда приглядишься получше видно, что попасть сюда не так уж просто. Напоминает маленькую стеклянную крепость. Раньше вход был очень красивым: приятные девушки, цветы в кадках….после некоторых инцидентов решили укрепиться.
- Что, заёмщики пытались сбежать? - спрашиваю я у Дениса Евгеньевича.
- Если бы! Они всё-таки люди взрослые и сознательные. Наоборот, был случай, один из кредиторов ломился сюда вместе со своей охраной, всё никак с другими кредиторами поделить не могли…
3. Во всём остальном это самый обыкновенный офис. Здесь может располагаться как брокерский центр, так и крупная строительная фирма...
3. Долговой центр занимается в основном только юридическими лицами, сумма долгов которых начинается от 15 миллионов рублей. То есть несознательного проштрафившегося гражданина сюда не пригласят на чай с беседой, здесь ловят рыб покрупнее. "Клиентами" центра становятся только тогда, когда банк понимает: эта организация никогда и ни за что не выплатит кредит самостоятельно, нужно придать ей ускорение. Ускорение зависит от причины такой серьёзной просрочки, а их Денис Земляков назвал три:
- Объективная причина. Например, мировой экономический кризис, который несколько лет назад очень серьёзно ударил даже по крунпым компаниям. Сюда же входят люди, которые неверно оцененнили свои возможности и прогадали: бизнес не пошёл;
- Мошенники. Люди, которые заведомо не собирались ничего возвращать, предоставили подложные документы и обманным путём заполучили деньги. С такими не будут церемониться и подключат все силы, чтобы засудить, а то даже и посадить нечестных людей;
- И третья, самая большая группа должников - те, кто у кого дела идут неплохо, и в-общем-то, они не против вернуть кредит, но почему-то тянут сроки, "авось забудут". Таким людям нужен дополнительный негативный стимул. Как правило, сам факт передачи их личного дела в долговой центр нередко уже является таким стимулом.
4. Любой проблемный заёмщик является "проектом" для долгового центра, и его делом занимается сразу несколько человек, проектная группа. Сделано это не только для разделения труда, а, в первую очередь, чтобы свести к минимуму возможность "договориться". Должники, случается, предлагают "решить проблему налично", такой уж у нас менталитет. Некоторые, получив отказ (как правило это именно мошенники), пытаются угрожать или запугивать менеджеров. Тогда менеджера сразу же меняют на другого или «усиливают» проектную группу дополнительным менеджером. В исключительных случаях к сотрудникам, "ведущим дело", приставляют охрану.
5. В долговом центре нет пыточной камеры, а его сотрудники не носят пистолеты за пазухой. Главное оружие специалистов этого подразделения - дипломатия и нестандартное мышление. Поскольку банку совершенно не выгодно, если должника, например, посадят в тюрьму: тогда шансы вернуть деньги сводятся практически к нулю.
6. Кстати, получить кредит юридическому лицу непросто изначально. Поскольку речь идёт о больших суммах, нужно предоставить свои активы в залог банку. Клиент может продолжать ими пользоваться и извлекать прибыль, но в случае невозврата долга предприятие может перейти в собственность банка. Некоторые клиенты, не возвращающие деньги, как раз на это и рассчитывают, хотя банку не выгодно брать на баланс непрофильные активы: что с ними потом делать? То ли продавать, что тоже занимает время и силы, то ли самому пытаться ими распоряжаться? Но нужно тратить деньги на сотрудников, охрану, логистику…банк есть банк и он хочет вернуть то, что отдал.
7. Но иногда активы должников всё-таки приходится забирать. И случаются настоящие сюрпризы! Когда брали кредит - это было работающее предприятие, теперь оно полностью заброшено. Эту и следующую фотографию мне предоставили в банке, приводя в пример залоги, которыми пытаются расплатиться некоторые должники, как правило, мошенники.
8. Такое "преуспевающее предприятие" даже даром вряд ли возьмут.
9. Перед визитом сотрудников долгового центра владельцы предприятия в срочном порядке вывозили всё оборудование, для этого пришлось пробить стену.
10. А это и вовсе нонсенс! В качестве залога была предоставлена животноводческая ферма. Оказалось - она занимается разведением песцов!
11.
12.Поэтому первоочередная задача центра - понять, что должник не является мошенником. Если заёмщик сам идёт на встречу, сотрудничает, ищет варианты, как расплатиться с банком - долговой центр будет стараться помочь ему выйти из сложившейся ситуации, то есть не просто "прийти и забрать своё", а сделать так, чтобы клиент продолжил заниматься своим бизнесом. С такими компаниями работать легко, и, как правило, после этого они продолжают оставаться клиентами банка ВТБ.