Грузия

Столица канатных дорог



Канатными дорогами никого не удивишь, не так ли? Каждый из нас хоть раз, но наверняка пользовался "канаткой" - в горах на лыжном подъёмнике или в разных городах, где канатная дорога протянута для удобства доставки туристов к достопримечательностям на высотах.

Чиатура в этом плане - совсем необычный город. Да и туристов здесь никогда не было, это шахтёрское поселение, в округе работают десятки марганцевых шахт. Много лет назад как раз для удобства шахтёров, в этом горном городе было проложено около сорока маршрутов канатных дорог. Это единственный город в мире с таким количеством подъёмников. Причём они здесь работают не для развлечений, а как городской маршрутный транспорт.



1. Этот небольшой промышленный город, с насенеием около 20 тысяч человек, стоит на реке Квирила. Центр Чиатуры расположен в низине, мирорайоны для рабочих же раскиданы по всем окрестным горам.


2. Когда-то это было одно из крупнейших марганцевых месторождений во всём СССР, теперь - единственное в Грузии. Развал страны и "лихие девяностые" опустошили город на треть, раньше здесь было куда больше людей. Знакомая для многих промышленных городов история.


3. Таких городов я видел десятки: прогресса нет, время остановилось.


4. Если бы не канатные дороги, смотреть здесь, и правда, было бы нечего. К счастью, шахты всё ещё живы и более-менее работают, хотя сейчас там проходят забастовки: горняки полчают очень низкую зарплату и недовольны этим.


5. Но про шахты я вам ничего не расскажу: они были закрыты и я туда не попал. Да и местный транспорт всё-таки интереснее. Это одна из станций канатки, отсюда уходят вагончики по двум маршрутам: один - в жилой массив, другой к шахте.


6. Настоящий раритет, до сих пор сохранилась мозаика с Лениным и Сталиным.


7. Вагон - страшный. Напоминает пепелац из знаменитой и всеми любимой "Кин-Дза-Дзы". Но этот предназначен для горняков, а им не привыкать. Их вагонетки ещё страшнее! :)


8. Кабинка отправляется, как только туда заходят люди. Управляется вручную оператором, заполнения не ждут. Проезд бесплатный.


9. Обратите внимание, что многие типовые советские дома покрашены в яркие цвета.


10. На линии два вагончика: когда один движется вверх, другой едет вниз. Но это никак не связано технически, бабушка снизу отправляет его снизу, если на верхней станции пассажиров нет, пустая кабинка спускается вниз.


11. А внутри вот так, полный сюр. Все места стоячие, перед прибытием наверх лучше держаться за поручни - трясёт.


12. Экстрим стоит того, чтобы подняться - открывается потрясающий вид на центр города!


13. На горе справа тоже был подъёмник, но его разобрали.


14. Спальный микрорайон на другой горе. Сейчас мы спустимся вниз и поедем туда на другом вагончике.


15. Так выглядит верхняя станция "горной" дороги.


16. В другом вагончике есть стёкла, он более комфортабельный, но при этом такой же аутентично-стрёмный.


17. Эта кабина управляетс человеком. Грустная женщина звонит кому-то по олдскульному телефону, звенит звонок, вагончик трогается. Перрон, как вы поняли, остаётся.


18. В окно можно высунуться и фотографировать.


19.


20. Вдалеке можно разглядеть некоторые шахтные комплексы.


21. А вот и район. Половины окон в квартирах нет - здесь никто не живёт. Создалось полное ощущение Абхазии. Честно говоря, я струхнул идти один гулять по этому району, поэтому пасся недалеко от станции - следующий "рейс" был через десять минут.


22. Станция - дворец.


23. К сожалению, здесь тоже ощущение Абхазии.


24. Стенд ещё на русском.


25. Проезд на этих вагончиках должен быть платным, 20 тетри (около трёх рублей). Но с меня за проезд никто не взял денег. Возможно, были шокированы появлением иностранного туриста в здешних местах.


26. Центр города. На улицах много людей, но это из-за забастовки. Никто не работает, все ходят по магазинам и шопятся. ЗДЕСЬ ЕСТЬ МАГАЗИНЫ! Причём не только продуктовые, но и сотовых операторов, и с одеждой, и с техникой. Вот это шокировало. Потому что в наших небольших шахтёрских городах даже продуктовые не всегда встречаются. А ещё в городе много детей и молодёжи, что тоже удивительно, учитывая окружающую действительность.


27. Тротуар выложен плиточкой, некоторые оценят.


28. Природа обалденная. Район справа на горе - только что я там был.


29. Центр застроен сталинскими домами, более новые частные уже лепили на гору, как могли. На скале вверху видны остатки одной из линий канатки.


30. Раньше над городом висели эти огромные часы, показывавшие также и температуру. Можно было посмотреть наверх и узнать, когда муж закончит работу, и сколько он будет идти.


31. На пешеходном мосту - народная самодеятельность. Кроме шахт, работать в городе негде.


32. Эта станция более современная, от этого и не такая красивая. Считается центральной - отсюда уходит аж три канатных маршрута.


33. Рядышком расположился и рынок.


34. У кого-то планируется вкусный ужин!


35. Интересный дед.


36. Вестибюль станции. Ещё пару лет назад здесь стояли турникеты, как в московском метро. Ещё старые, советские, конечно же не работали. Станция выглядела очень колоритно. Сейчас турникеты убрали, а стены покрасили.


37. На верхнем этаже люди ждут своего канатного поезда.


38. Этот вагончик самый приличный, и, видимо, самый новый. На боку даже кто-то дал рекламу.


39. А этот вагончик заброшен, станцию обесточили и он так и повис в воздухе навсегда.


40. В центре города собаки перебегают дорогу парами.


41. На окраине также парно дорогу переходят хрюши.


42. Чиатура был довольно-таки крупным промышленным центром, здесь не только добывали, но и перерабатывали марганец. Вся округа - в руинах заводов. Они уже не работают, сейчас марганец только добывают и переправляют по железной дороге.


43. Это ещё одна канатка, но уже с маленькими вагонетками, для руды.


44. Центр города живёт неплохо, на окраинах доживают только старики. Половина домов заброшена.


45. Кладбище тяжёлой техники.


46. Заброшенная заправка.


47. Ещё одна станция за городом, которую я сперва принял за заброшенную. Внизу небольшой магазин, в котором работает пожилая женщина из поста "Ностальгия", я писал о ней некоторое время назад.


48. Внутренности станции.


49. Ещё один вагончик для шахтёров. Наверху нет признаков жизни, но канатка всё ещё дышит.


50. Чиатура оставила после себя сложные чувства. С одной стороны - типичная картина постсоветской разрухи, с другой - всё ещё действующее предприятие и облагороженный центр, дети и молодёжь, которые не бегут из города. Но из Чиатуры даже в таком состоянии можно было бы сделать отличный туристический центр. Виды - завораживают. А вагончики, какими бы старыми они не были, приводят в восторг.


Buy for 500 tokens
Каменное небо, кожа для лучших сумочек мира, арена для боя быков под водой... Это и многое другое – скрывают десятки крошечных городков Андалузии. Их объединяет то, что они остались после мавров и все дом в них абсолютно белого цвета. Древность, благородная бедность, красивое запустение и…
Да, видно, что жизнь тут в былые времена била ключом, а сейчас как бы замерла, хоть и теплится.
Очень впечатляющий отчет. Я бы туда тоже поехала покататься на канатке, жалко что она в таком состоянии.
Фото № 27 - прямо как небольшой центральноевропейский городок. Соглашусь, что если привести в порядок канатки и инфраструктуру города, то будет хорошее туристическое направление. Хотя восстановить заводы тоже было бы неплохим делом.
Нет, канатки как раз должны быть в таком виде, в этом вся прелесть! В Тбилиси вот такая канатка, как в Альпах и в Сочи, но кому она интересна!
(Anonymous)
Пепелацы в виде общественного транспорта - очень экзотично!
Вы молодей, что туда поехали!
Скажу по секрету - до поездки в Грузию, когда я ещё не знал, какой офигенный город Тбилиси, главной целью всего путешествия была именно Чиатура!
я бы в этот вагончик ни за что не вошла, откуда столько самообладания и бесстрашия в людях )))
Прекрасный город!
Дыра, конечно, но с изюминкой!)
А на вагончики эти страшно смотреть, не то, что ездить!))
Вот люблю я такие дыры! На Украине есть что-то подобное? В плане интересности и необычности, не именно канатка, конечно. Криворожский подземный трамвай не предлагать - и так давно туда хочу!
какой контраст со сверкающим Тбилиси...
видимо и в Грузии любят потёмкинские деревни, дабы пускать пыль в глаза...
очень интересный репортаж, большое спасибо!
но в такую железяку я бы ни за что не села, высоты боюсь)))
В Грузии не строят потёмкинских деревень. Тбилиси тоже совсем не сверкающий. Там есть очень колоритный и интересный исторический центр.