Чехия

Метрополитен Праги



Пражское метро очень похоже на наше, российское. Пожалуй, это самое "близкое" нам метро, построенное за пределами советских республик. Причина близости проста - строили его по советским стандартам, планам, а иногда и наши архитекторы.

Предлагаю вам виртуально "прокатиться" по чешской подземке.



1. Первое, что бросилось в глаза - эскалатор прямо от входа, на улице. Почти на все станции есть возможность спуститься на нём, а не по лестнице. Такое я видел в очень многих городах мира, но только не в Москве. У нас нет ни одного перехода с эскалатором на улице. Ноги-то казённые.


2. Вместо билетных касс несколько автоматов, которые принимают только монеты. Очень неудобная штука. На нескольких станциях есть по одной кассе, но обычно оплатить проезд можно только в таком автомате. Карты не принимает, купюры тоже.


3. Билеты в метро действуют определённое время. Есть варианты оплатить полчаса, полтора, сутки, трое суток. Потом идут уже недельные-месячные-годовые проездные.


4. Зато турникеты это просто столбики с валидаторами: компостируете свой талон и едете. Точь-в-точь как в Мюнхене и других городах Германии. Теоретически, на станциях и в вагонах вас могут встретить контролёры. Мне не попались.


5. Эскалаторы - до боли знакомые.


6. Да и станции, хоть и не все похожи на наши, но "островная" система присутствует почти везде. В Западной Европе обычно две разные платформы и пути посередине, как у в Москве на станции "Александровский сад". А ещё здесь тоже непонятно зачем нумеруют пути.


7.


8. Да и вагоны ведь "те самые", наши. Изначально взяли всем знакомую "номерную" модель мытищинского завода и обновили. Теперь на табличках красуется индейская стрела "Шкоды". Ну да, кто же ещё в Чехии может делать вагоны :)


9. По цветовой раскраске вагоны чешского метро очень похожы на тбилисские. Но я про них ещё не писал, вот чужая картинка.


10. В центре зала почти каждой станции стоят терминалы, с помощью которых можно узнать всю информацию о городском транспорте. Почти как наши SOS-INFO, только с компьютером.


11. И абсолютно на каждой станции есть большие схемы метро, информация об изменении в движении автобусов, расписание ближайших же автобусов, а также подробная карта квартала. Точно как в других странах. И вот тут главный вопрос - почему так же нельзя сделать и у нас?


12. Почему нельзя сделать указатели "к поездам до станций" нормального размера, а не как в кабинете окулиста? Цвет указателя соответствует цвету линии. У линий, кстати, буквенные обозначния, а не длинные и никому не нужные "Калужско-Рижские" и "Серпуховско-Тимирязевские". Какой больной человек вообще придумал в московском метро названия линиям и зачем они нужны? Всё равно все ориентируются по цветам.


13. От Союза кое-что здесь осталось. Фреска гордым покорителям Космоса.


14. Как в Москве есть станция Пражская, так и в Праге была станция Московская. Была. Сейчас она называется Андел, то есть Ангел. Предлагаю переименовать Пражскую в станцию "Медведь", например.

© фото отсюда

15. Вагоны, так похожие на наши снаружи, внутри больше напоминают что-то французское, с сиденьями, как в автобусами, а не с боковыми лавками. Ещё очень нужная вещь - вертикальные опоры по центру салона, чтобы можно было стоять и держаться за него, а не за куртки соседей.


16.


17. Все вагоны оборудованы кнопкой открывания дверей, как в очень многих метрополитенах.


18. В пражском метро всего три линии, поэтому схема компактно расположилась над каждой входной дверью. Удобно и наглядно. Обратите внимание на количество станций, оборудованных для удобства инвалидов. Причём старые станции тоже смогли переоборудовать, было бы желание. А на нашей новой схеме, недавно расклеенной по всем вагонам, появились значки "Парковка" (я так и не понял, что они обозначают), но станции, на которых есть лифты, по-прежнему никак не обозначаются (а в московском метро таких пять из 174)


19. На станциях мелкого заложения у нас такие пандусы точно можно было бы сделать. Это же совсем не сложно. Повторю: было бы желание.


20. Практически Бутово.


21. Новые станции тоже симпатичные.


22. Мне, определённо, очень нравятся эти вагоны.


23. В Праге есть ещё один тип вагонов, совсем новые. Чьи составы взяли за образец я не знаю, но шильдик всё тот же - Шкода.


24. Тоже неплохие вагоны, но наши новые "Русичи", которые ходят по кольцу - ничуть не хуже.


25. Внезапно на всех станциях обнаружились мусорные баки! Минимум один в центре зала, а иногда и с промежутком в сотню метров. Могут, когда хотят?


26. В пражском метро я встретил одного знакомого. Правда, тот почему-то был собакой в фраке и жевал биг-мак.


27. Почему-то ещё с детства у меня в голове был именно такой образ чешской подземки: красно-серый состав въезжает на станцию, оформленную выпуклыми и "впуклыми" шарами. Где в детстве я взял картинки этого метро - не помню. В Праге я был один раз.


28. Такое оформление типично для местного метрополитена, есть около пяти станций в этом стиле. Чем-то похоже на Ясенево в Москве.


29. И всё равно здесь есть эскалаторы. Много станций, где обычных лестниц нет совсем, только эскалаторы. Почему? Ножки граждан берегут?


30. Как и в Москве, многие станции имеют только один выход, другой конец платформы заканчивается тупиком. И вот там-то метростроевцы и построили лифты для инвалидов.


31. Если выйти на конечной станции, то можно сразу и не понять, в каком городе оказался.


32. Может, это Москва? С панельными домами без решёток на окнах и парковкой прямо у метро?


33. С покрашенными домами и аккуратными парками?


34. С размеченной парковочной зоной и местами для инвалидов, на которые никто не встаёт?


35. Нет, это всё ещё Прага.


36. Вход в метро на окраине города. С отдельным входом-лифтом.


37. Одна из современных станций, Raiska Zahrada. Станция уникальна тем, что имеет два этажа.


38. К сожалению, мне не удалось поймать два поезда одновременно на обоих этажах.


39.


40. Уличный вестибюль станции, никаких ларьков и палаток. Хотя это самый обычный спальный район. Так что может и неплохо, что у нас их стали убирать? К сожалению, убрали не везде. На Щёлковской, например, всё тот же базар и балаган из девяностых.


41. От станции "Райска заграда" до следующей, конечной станции "Чёрный мост" поезд идёт по улице, внутри стеклянного тоннеля. На верхнем этаже большая зона для променада. Здесь гуляют с детьми, собаками и катаются на велосипедах.


42. На самом деле и в Пражском метро встречаются ларьки на станциях, как у нас в переходах.


43. Но вот то, что в Москве не сыскать никогда, тем более в метро - это туалеты. Здесь они почти на каждой станции, обычно в переходах. А вы в курсе, что в московском метро тоже есть туалеты, причём и на самих станциях? Но они в служебных зонах, поэтому - не для нас с вами.


Другие фоторепортажи о метрополитенах мира:
   
Метро Нью-ЙоркаМетро МюнхенаМетро Парижа


Давайте общаться больше!

Кроме ЖЖ, я также пишу в  Твиттер Фейсбук Инстаграм

Все путешествия в хронологическом порядке - в  каталоге моих репортажей.

Добавляйте меня  в друзья в ЖЖ, если вы ещё этого не сделали!

По вопросам размещения рекламы в моём блоге - пишите.

© Александр Беленький | Все фотографии в данной публикации сделаны мной, если не сказано иное. Данный материал принадлежит автору блога. Полное или частичное копирование разрешается только после письменного уведомления по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал. 

Эскалатор можно помещать отапливаемый в павильон, как это сделано в Киеве на Майдане Незалежности.

На самом деле, в СССР старались спрятать верхний вестибюль станции в подземный переход по соображениям гражданской обороны. Иначе над ним приходилось возводить прочную взрывоустойчивую конструкцию - оголовок.

Это потом плюнули, когда пришло понимание, что никакое метро не поможет.
На самом деле уже в 70-е перестали делать противоатомные вестибюли, скажем в Петербурге есть такие станции, как Выборгская, Лесная, Политехническая, которые представляют собой легкие конструкции изначально практически полностью застекленные. Сооружения ГО приняли решение делать только внизу, на самих станциях. Для сравнения можно вспомнить старый вестибюль Горьковской.
А с переходом совмещали в целях удобства, чтобы были выходы сразу на все стороны и не надо было после выхода из вестибюля снова скакать по лестницам переходов. К сожалению, теперь от такой практики в некоторых городах, например у нас в СПб, отказались и выход со станции Проспект Славы будет в переход только под Бухарестской, хотя предлагали сделать большой переход под перекрестком с пр. Славы, но от идеи отказались, чтобы не перекрывать движение автотранспорта, а на пешеходов конечно же пофиг, им наверняка надземную загогулину соорудят, пусть по ней скачут.