Россия

Зайцы в Бегах



Я редко езжу в поездах, тем более в пригородных электричках. Про них теперь даже анекдоты не рассказывают, маршрутки злободневнее и смешнее. И если бы мне кто-нибудь рассказал о том, что на подмосковной железной дороге дважды в день проходит феерическое шоу, достойное тем, чтобы быть включённым в состав Олимпиады (причём сразу и летней и зимней) - я бы не поверил. Зайцы-безбилетники, целые вагоны, убегающие от контролёров? Это что-то родом из детства.

Нет, такой аттракцион до сих пор можно увидеть в любой российской электричке. На днях я не отказал себе удовольствия и сходил в цирк.



1. Утром пятницы я приехал на Казанский вокзал, чтобы прокатиться на электричке куда-нибудь в область в поисках этих самых зайцев.


2. Ближайшая электричка до платформы "Сорок седьмой километр". Не знаю, где это, но сгодится. Сажусь в последний вагон, занимаю место.


3. Вагон не то, чтобы полон, но и не пуст. Это утром буднего дня по направлению в область. Представляю, что твоится в обратном направлении.


4. В поезд входят контролёры и проверяют билеты. Сейчас у них красные куртки, когда я последний раз ездил на электричке - были синие. В студенчестве даже и сам иногда ездил зайцем. Впрочем, я довольно быстро устал бегать и понял, что выглядит жалко и недостойно.


5. Пока контролёры заняты одними пассажирами, другие резко подрываются со своих мест и убегают в соседний вагон. Салон пустеет. Остаётся лишь несколько бабушек с пенсионными и те, кто честно купил билет.


6. Контролёры, как правило, молодые ребята, сами из недавних студентов. Бегать за зайцами у них нет никакой возможности, да и смысла.


7. Они даже не могут выписать штраф безбилетнику. Поскольку РЖД теперь не государственная организация, а ЦППК (пассажирская компания, обслуживающая электрички - дочка РЖД) тем более, то контролёры потеряли приставку "ревизоры" и стали "кассирами". По закону они не имеют права наложить штраф на человека.


8. Всё, что можно сделать с зайцем - заставить его оплатить билет, причём от станции отправления, которую он сам назовёт, и дополнительно взыскать с него 50 рублей в качестве "услуги, за оформление билета". Это не способ борьбы с зайцем, но хотя бы какая-то компенсация за те убытки, которые несёт перевозчик.


9. Во время очередного "побега" я спросил одного парня, по виду студента, почему он бегает. "Ну прикольно, спорт два раза в день".
А если штраф будет пять тысяч?
Тогда буду платить.
И примерно у всех такая же позиция. Даже не принцип, тупое стадное чувство. Кто вбил им в голову, что это круто - не платить за проезд и бегать, как преступники?


10. Бегают все: старые, молодые, москвичи и мигранты, бабки в лохмотьях и солидные дяди с кейсами. И вопрос тут, как вы уже поняли, не в деньгах.


11. Секрет беготни стар, как мир. Как только в вагон входит контролёр, зайцы подрываются со своих мест и уходят по вагону вперёд. Занимают толпой весь тамбур. Когда двери открываются на станции, нужно быстро-быстро перебежать один вагон назад по улице.


12. Иногда из зайцев выстраиваются целые пробки. Машинисты тоже в курсе, кто бегает туда-сюда, но всё равно ждут, не захлопывают двери перед их носами: покалечишь человека - уже не с него и не билет будут спрашивать.


13. Станция Выхино. Одна из самых загруженных в утренние и вечерние часы пик. Для железной дороги это граница Москвы и области, а заодно рядом станция метро.


14. Выходя из электропоезда, люди сначала проходят ж/д турникеты, а потом ещё одни, уже метрополитеновские. Неудобно.


15. И вот здесь те самые зайцы, которые бегали из вагона в вагон, должны выбраться со станции: ведь вокруг Москвы давно все остановки оборудованы турникетами. Пристраиваются друг за дружкой, пытаются перепрыгнуть...


16. Но у турникетов их ждёт охрана, шанс попасться намного выше, чем в самом поезде. Через заборы прыгают самые отчаянные. Остальные топают пешком в обратном направлении. Десяти людей толпой идут около километра, почти до Третьего транспортного, идут по путям. Некоторые зимой поскальзываются и попадают под поезд.


17.


18. Но Казанское направление - далеко не самое-самое. "А ты по Горьковскому прокатись" - посоветовали мне читатели, и я отправился на Курский вокзал.


19. Горьковское направление и в самом деле считается самым проблемным и тяжёлым. Это напрямую связано с контингентом, который этими электричками пользуется: он разный. Меньше всего зайцев, например, на Рижском и Павелецком маршрутах: в одном случае поезд идёт в Рузу, Истру, Новый Иерусалим - там и земля дорогая, и люди при деньгах. Павелецкое - там просто не так много людей живёт, "аграрный край".


20. А вот в направлении Нижнего Новгорода, например, ссылали самых неблагополучных элементов на выселки ещё с царских времён. Помните "сто первый километр"? Вот и пытаются вернуться теперь в Москву без билета. Здесь уже люди замечают мою камеру (на Казанском никто и слова не сказал), и сразу в ход идёт "бычка".


21. Так или иначе, пусть и слегка напугавшись, я сажусь в знаменитый поезд "Москва-Петушки", воспетый ещё в литературе. Настоящие пацаны садятся в поезд так. Купить билет? Нет, не слышал.


22. Здесь электричка полна даже в разгар рабочего дня. Все сидят и не дёргаются, контролёров-то пока нет.


23. Они появляются ближе к границе Москвы и области, и я тоже прошусь пройти с ними вместе пару вагонов. Парень-безбилетник сразу начинает возмущаться, что его фотографируют. Контролёр включается в игру: "А это "В мире животных" снимают. Проезд-то оплати!". Но парню всё равно, он выходит на ближайшей станции и бежит в задний вагон.


24. Если на Казанском бегали одиночки, то здесь забеги массовые. Есть целые заячьи семьи: посмотрите, какая любовь - бегут, взявшись за руку. А рыжий толстяк с банкой ягуара даже не потрудился надеть куртку, выбегая на мороз.


25.


26. Многие зайцы оставляют в вагоне свои вещи на местах, чтобы, когда они совершат круг вокруг вагона, вернуться на насиженные жёрдочки. При этом нередки случаи, когда новые пассажиры входили в вагон и садились на свободные места. Потом приходил заяц-громила и давал "в репу" ничего не подозревающему "обилеченному" пассажиру.


27. Один мужик в тамбуре предложил мне "накатить по соточке" и забить на всех этих зайцев. Он сам никогда не платил за проезд и бегал до последнего. Обещал научить бегать и меня.


28. Я на минутку прельстился возможностью развить навыки суперскорости…но потом отказался. Слишком уж жалко выглядят эти оборвыши-бегуны.


29. "Не хочешь как хочешь" - сказал мужик и остался за закрывшимися дверями. "А у меня ещё закуска нашлась!"


30. Я вышел на каком-то полустанке в скольких-то километрах от Москвы. Прямо на перроне можно было купить билет на обратную электричку.


31. Немного помёрз: электричек в сторону города долго не было, пропускали грузовые составы.


32.


33. Наконец, я сел в электричку до вокзала. Ехать от Железнодорожного полчаса и билет стоит около 50 рублей, но зайцы всё равно находились, хотя и совсем немного.


34. Вот мужик экономит этот самый полтинник и лезет через забор. Это же целая бутылка пивасика!


35. А вот вагонные музыканты, что самое интересное, за проезд почти всегда платят. Это их арендная плата за право зарабатывать свой хлеб. Девушка пела удивительно добрую песню, сразу подняла настроение мне и другим пассажирам. Тем, конечно, кто не бежал в это время в соседний вагон - зайцы её просто не услышали.


Давайте общаться больше!

Кроме ЖЖ, я также пишу в  Твиттер Фейсбук Инстаграм

Все путешествия в хронологическом порядке - в  каталоге моих репортажей.

Добавляйте меня  в друзья в ЖЖ, если вы ещё этого не сделали!

По вопросам размещения рекламы в моём блоге - пишите.

© Александр Беленький | Все фотографии в данной публикации сделаны мной, если не сказано иное. Данный материал принадлежит автору блога. Полное или частичное копирование разрешается только после письменного уведомления по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал. 

Ой, не говорите.
Пару раз видел, как женщины в хороших шубах - пролезают через турникеты, или юноши в пиджаках и галстуках, завидев контролеров, закрывают свой айпад, и в бега.
С другой стороны, РЖД само виновато.
Если бы сделали проезд 50 рублей в одну сторону, независимо от расстояния - платили бы все. А при таких подходах никто не платит практически.

В итоге с каждого по полтиннику было бы больше сбора, чем так, как есть
Давно на электричках не ездил, про контроллеров не знал, что они теперь только обилечивают. На вокзале видел бригаду контроллеров, которые в поезд садились с сотрудником полиции (видимо они могут штраф выписать).

Сам так же бегал 10 лет назад, когда в институте учился. Счас если еду на электричке - покупаю билет. Не понимаю людей которые сами зарабатывают и не могут оплатить свой проезд. Жалкое зрелище. А то что контроллеры стали белет продавать это хорошо. Вдруг ты торопился и не успел купить.

Edited at 2012-12-11 08:30 (UTC)
Езжу уже семь лет. Плачу на кассе только когда исключительно лень обходить/перелазить/перепрыгивать. В месяц выходит около 40 рублей. Больше не могу. Какой сервис, такая и отдача от меня как пассажира. Вонь, биткомрайдинг и холод/жара что летом, что зимой. Совесть запрещает кормить быдланов, топ-менеджеров ЦППК и ФК Локомотив.
ХУЙ еще раз, а не билет.
З.Ы. при штрафе в 5 тысяч буду ездить за зацепе, при условии что по вагону будут ходить полицаи с контрой
"В те дни, смываясь от контролера, они бежали сквозь вагоны паническими стадами, увлекая с собой даже тех, кто с билетом. Однажды, на моих глазах, два маленьких мальчика, поддавшись всеобщей панике, побежали вместе со стадом и были насмерть раздавлены - так и остались лежать в проходе, в посиневших руках сжимая свои билеты... "(с)
1)
Ты украл мой кадр. Я вот давно порываюсь сделать картинку с перебегающим стадом безбилетников. А может даже клип под музыку vodoo people
2)
Не на ту электричку ты сел, дружище. 47 километр - это в сторону Раменского, там достаточно много людей платят за проезд. Надо было в сторону Куровское, да еще в рабочие часы - ОООО, сколько бы ты гопнического мяса, бегущего по платформе увидел бы.
Заодно в гости бы к нам в Гжель заехал - заснять процесс производства.

ПыСы
Кстати.
Мы тут в гжели собираемся сделать небольшой обзор для местных по местным же предприятиям - как делают кирпич, как делают косметику, как разрисовывают гжельскую посуду и пр.
Числа 11-го января.
(Анонимно)