Храмы в Таиланде меня сначала не впечатлили. Те, что я видел, были лишь аттракционом для туристов, показухой. Поэтому, посмотрев пару, я решил исключить другие из маршрута. Буддизм для меня был и остаётся закрытой книгой, которую я не хотел листать в этом путешествии.
Возможно, именно поэтому дорога привела меня в буддистский монастырь в глуши Таиланда. И пусть я так и не открыл книгу, хотя бы я взял её в руки. Такова карма.
1. Всё началось с того самого деревянного моста в деревне Сангхла Бури. О ней вы можете прочесть в предыдущем рассказе про Таиланд. Всё, что было нужно - перейти мост.
2. На улице плюс сорок. Солнце жарит и печёт, а у меня тёмные волосы. Неторопливая полукилометровая прогулка по длинному мосту, сильная жажда. Сразу после моста небольшой базарчик и традиционное тайское кафе. Кола в стеклянных бутылках, зато всего десять рублей. Выпить нужно здесь и бутылку вернуть.
3. Владелец кафе, молодой таец, спросил меня по английски, откуда я приехал. Я несколько дней ни с кем не разговаривал, потому что не понимают - с радостью поддержал беседу. Таец подсел ко мне, и я спросил, что интересного есть в их деревне. "Монастырь монов". В голове сразу созрела мысль. "А ты можешь пойти со мной в монастырь и попросить главного монаха, чтобы мне разрешили фотографировать?" "Там можно фотографировать, но если хочешь - поехали". Парень закрыл свой ресторанчик, посетителей всё равно не было, мы сели в его машину и поехали. Недалеко, полтора километра.
4. Из деревни есть лишь две дороги, одна ведёт к автомобильному мосту через озеро, другая к монастырю. Никаких заборов, никаких ворот. Прямо с дороги попадешь на площадь, выложенную бетонными блоками. Вокруг несколько зданий, а на улице никого.
5. Такая общедоступность сразу показалась странной. Я не раз был в наших монастырях и то, что лучше всего там запоминается - высокие и неприступные крепостные стены.
6. Два гонга.
7. В зданиях и вовсе нет никаких дверей, или они распахнуты. В большом помещении на полу сидели двое, монах и местный житель. Они смотрели телевизор.
8. В других помещениях людей и вовсе не было. Мы обошли несколько залов, все они были разные, и одновременно похожие друг на друга. Пятиметровые потолки, много пустого пространства, колонны. И непременный алтарь у одной из стен.
9. На кресле, лицом к залу, сидел мужчина в рыжей монашеской одежде. Лишь приблизившись, я увидел, что это не живой человек, а восковая скульптура. Мой проводник, а звали его Йу, объяснил, что это памятник великому монаху, который жил в этом монастыре, но пять лет назад умер. Его почитали не только в монастыре, вся здешняя округа считала его мудрейшим из людей.
10. Ещё в одном из залов я увидел настоящее денежное дерево. На тонких ветках настоящего дерева, обёрнутых зелёно-оранжевым папье-маше висели купюры. Двадцать, пятьдесят и сто бат - это столько же в рублях. Если посчитать, на дереве набиралась внушительная сумма для жизни в тайской деревне. Но купюры висят на дереве, в пустом зале, где нет никаких дверей. И никто их не трогает и не тратит.
Честно, я не понял, что это за дерево и зачем здесь деньги. Йу объяснил это примерно как то, что в сезон дождей монахи монастыря уходят странствовать, несколько месяцев они должны жить за пределами монастыря. Дальше вышло недопонимание: то ли они делят эти деньги и берут с собой, а купюры вешают прихожане, то ли ровно наоборот: это те деньги, которые монахи зарабатывают во время странствий. Но вроде бы буддистские монахи не могут работать, поэтому первый вариант мне кажется логичнее.
11. Мне было интересно, как живут монахи, и мы с Йу пошли дальше.
12. Почти в каждом углу стоит такой горшок с крышкой и половником. Внутри - питьевая холодная вода. Уже потом я обратил внимание, что такие горшочки стоят и в деревне. Чтобы путники могли напиться в жаркую погоду.
13. Территория монастыря большая, мы переходили из комнаты в комнату, из зала в зал. Но по пути не встретили и души.
14.
15. В глубине монастыря я нашёл людей, как раз монахов.
16. Условия жизни - спартанские. Спят только на полу. И вокруг очень много кошек. Вы знаете, что сиамских кошек в Сиаме так не называют? Эти животные - "лунный бриллиант" (wichen-maat). В древнем государстве Сиам все кошки этой породы были собственностью короля. Любят их тайцы и по сей день, выделяя среди прочих.
17. Монахи разного возраста живут вместе. Я не знаю, есть ли у них какой-то особый распорядок дня, или же они проводят время так, как посчитают нужным.
18. Монашеская одежда - это цельный кусок оранжевой ткани, одетый как древнегреческая тога. Почему цвет одежды оранжевый, а голова монаха всегда лысая? Оранжевый - цвет Будды, цвет солнца и энергии. А ещё это цвет перемен. "Инь и янь", мужское и женское - вовсе не противоположности, а меняющиеся и пронизывающие друг друга неудержимые силы бытия. Это не я сказал, так буддисты говорят :) А волосы они сбривают, как символ отказа от мирского, отказа от своих привязанностей. Обратите внимание, что под бритву идут также и брови.
20. Самый большой, и, кажется, самый старый зал в монастыре.
21. Вдалеке начала звучать музыка, раздался топот. Пошёл на звук, а там собралось, кажется, полдеревни. Импровизированный концерт в пикапе.
22. Появилось два десятка людей в праздичных одеждах. Неся в руках цветы и жёлтые подушки, они обошли одно из зданий трижды. "Тебе очень повезло сегодня! - сказал Йу. - "Завтра в монастыре большой праздник, четырёх мальчиков будут принимать в монахи!"
23. Девушки деревни. Эта фотография очень хорошо показывает, что в Таиланде живёт множество самых разных народов. Они сильно отличаются, даже цветом кожи. Из этих девушек тайка лишь одна. Как вы думаете какая, и каких наций две другие?
24. На каждом тайском празднике обязательно предлагают всем гостям напитки - обычную воду и газировку. Особенно здесь любят фанту, обычную рыжую и красную, клубничную. Кстати, монахи больше любят клубничную, хоть она и не рыжая - я спрашивал :)
25. А эти два парня решили схалявить и со всеми не пошли.
26. И ещё одно помещение, такое же, как прежние. Здесь живут послушники.
27. Спят на ковриках. Рядом сушится одежда. Весь небольшой скарб здесь же, рядом с "кроватью". Термос, несколько бутылок воды, миска для еды, ложка-вилка у каждого своя.
28. Послушники это обычно молодые ребята. Часть из них, меньше половины - беспризорники, у которых нет родителей. В Таиланде не бывает бездомных детей и нет детских домов. Но если так вышло, что они сироты - их воспитывают монахи. Другие дети отданы на послушание родителями, но по собственной воле.
29. Хотя монах и должен отказаться от всего мирского, они могут слушать музыку, играть в тетрис, да и звонить по телефону. Всё же на дворе двадцать первый век, а эти - в первую очередь дети. И взрослые это понимают.
30. Самодельные шашки.
31. Задворки монастыря. Прикольный жёлтый грузовик у них.
32. Мне показалось, что монастырь это что-то среднее между пионерским лагерем и армией.
33. Разве что двери всегда открыты. И ты можешь как прийти, так и уйти в любой момент, никто не держит.
34. В километре от монастыря есть пагода, очень необычной архитектуры. Впрочем, пагоды распространены по всей Азии, они имеют множество самых разных видов, у китайцев свои, у индусов свои, у непальцев - свои. Эта же пагода мне почему-то напомнила нечто древнеегипетское.
35. Пагода в Таиланде это вовсе не храм, это хранилище сокровищ. При том, что пагоды есть во многих странах, они несут в себе совершенно разный смысл. В Китае это как раз храм, а здесь и в других странах - разновидность ступы, которая является реликварием, местм, где хранятся священные для людей предметы. Ещё у ступ есть общие корни с могильными курганами, которые возводились для погребения царей и вождей. Как их хоронили, думаю, вы помните.
36.
37.
38. Каждый вечер женщины и семейные пары из деревни приходят к пагоде, чтобы возложить цветы. Такая традиция.
39. Я поблагодарил Йу за помощь и отправился искать ночлег. Всё ещё не перестаю удивляться, когда совершенно незнакомые люди готовы помогать просто так. И ведь это не дорогу подсказать, а закрыть кафе, отвезти, провести два часа вместе, потратить своё время. Знаете, общество, в котором не знают фразы "Время-деньги" - намного счастливее.
40. Следующее утро началось с того же моста. Я встал в пять утра, ещё затемно, чтобы снова отправиться к монастырю. По уже знакомым старым скрипучим доскам перебрался на другую сторону озера.
41. Лишь только светает, на пустой деревенской улице появляется процессия. Около сотни человек, половина из которых монахи, идут вверх, в горку, навстречу рассвету. Этот ритуал называется бинтхабат.
42. Все монахи идут босиком.
43. Их уже встречают. Жители окрестных домов выскочили на улицу и ждут, держа в руках или поставив рядом большие кастрюли.
44. Вы обратили внимание на кастрюли, которые также есть в руках и у монахов?
45. Когда они проходят мимо жителей, крышки открываются, и горсточка рисовой каши перекочёвывает в монашескую миску.
46. Это повторяется ото дня ко дню, из года в год, от поколения к поколению. Традиция идёт с древних времён, когда монахи были единственными, кто умел читать и писать среди жителей деревень и городов. Так же, как и в европейской культуре, монахи вели летописи. Это было их работой, но не приносило им доход. Даже огороды и фермы не каждый мог содержать. Поэтому жители сами кормили монахов вскладчину.
47. Как видите, заповедь о том, что нужно делиться с ближнем есть во многих религиях. Только здесь она работает до сих пор.
48. Поскольку монахи в Таиланде крайне уважаемы, им подают практически все встреченные люди. По традиции, монах не может отказаться от подаяний, иначе он нанесёт оскорбление человеку, ибо отказ от еды значит и отказ от благословления. А ведь жители специально встают ещё раньше монахов, чтобы приготовить им еду, пища обязательно должна быть свежей! Монах, в свою очередь, благословляет дающего и обещает ему все жизненные блага.
49.
50. После бинтхабата я отправился на лодке в заброшенный храм, а затем вернулся в храм действующий, как раз к началу церемонии посвящения.
51.
52.
53. Это обрядовый зал монастыря. По сравнению с другими помещениями, что я вам показывал, он совсем крохотный. Но именно здесь происходят самые важные события.
54. В то утро монастырь принимал четырёх новых жителей-послушников: двух совсем маленьких мальчиков и двоих ребят постарше.
55. Парень, что слева - отлично говорит по английски, и вообще-то живёт в Америке. Но родился он именно здесь, в Сангхла Бури. Вернулся назад он лишь временно, для того, чтобы стать монахом. "Я это делаю для моей семьи, для моих родителей. В Таиланде каждый мужчина должен стать монахом: не обязательно навсегда, хоть на день, хоть на неделю. Столько, сколько считаешь нужным".
56. Честно, я не ожидал, что посещение монастыря и соприкосновение с новой религией произведёт на меня такое сильное впечатление. Настолько непохожее на нашу культуру, совершенно загадочное и таинственное, но в то же время кажется, что только начнёшь копать глубже, и всё станет совершенно понятно, не только в их учении, но и вообще в мироустройстве. К тому же буддизм в Таиланде это не просто религия, это образ жизни и мировоззрение. А у тайцев есть, чему поучиться.
Новости спонсора
Лучший друг моей поездки Aviasales.ru сделал самостоятельные путешествия ещё доступнее: они запустили собственный сайт для поиска низких цен на отели HotelLook.ru и устроили конкурс "Отельный LOOK за MacBook": участвуйте и зовите друзей: look.hotellook.ru. Нужно просто сделать лук!
Мы пришли сегодня в порт | Куда не ступала нога фаранга | Самый китайский из кварталов |
Понравилось?
Мне важно ваше мнение о том, что я делаю и что пишу в журнале. Ваш комментарий - лучшая оценка моей работы. Давайте общаться больше!
Добавляйте меня в друзья, если вы ещё этого не сделали!
Кроме ЖЖ, я также пишу в Твиттер | Фейсбук | Инстаграм
Все фоторепортажи о путешествиях на сайте www.macos.ms
Вы можете заказать рекламу в этом журнале или разместить баннер. Подготовить блогерский фоторепортаж? Провести конкурс? Отправиться в путешествие с вашим продуктом? Легко и с удовольствием! Пишите: macos@gde.ru
© 2013 Александр Беленький | Все фотографии в этой публикации сделаны мной, если не сказано иное. Данный материал принадлежит автору блога. Полное или частичное копирование не разрешается без моего согласия. Вы можете спросить об этом, написав письмо по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →