Россия

Балабановская Россия



Наверное, я никогда бы и не узнал о таком фильме, если бы не новости о смерти режиссёра Балабанова. Того самого, что снял дилогию "Брат". Фильм "Я тоже хочу" вышел в прошлом году и стал последней работой Алексея.

"Брат" мне когда-то очень нравился, Бодров как русский Рэмбо и Робин Гуд. Девяностые годы там показаны очень хорошо: страна изменила не только название, но и самую суть. Только люди этой сути ещё не поняли. Вернее - получили свободу, а что с ней делать - не придумали. Бабки-тачки-пушки-тёрки. Но через обе картины проведена самая главная мысль того времени: пусть всё рушится, но "это всё моё, родное" - и дальше, непременно будет лучше.

В "Я тоже хочу" нужно было снять Бодрова. Повзрослевший Данила очень удачно вписался бы в главную роль. Прошло 15 лет, но страна осталась всё такой же. Да, всё плохо, но обязательно будет лучше. Это даже не надежда, теперь это отчаяние.

Пятеро совершенно разных людей едут в глухое место "между Питером и Угличем", где, как говорят, есть заброшенная Колокольня Счастья. Что делает колокольня - непонятно, известно лишь то, что в тех краях произошёл взрыв и все погибли. А теперь там вечная ядерная зима Так что же за счастье может там быть? Непонятно.

Больше половины фильма герои кружат по Петербургу на чёрном Лэнд Крузере: сначала потрёпанного вида музыкант парится в бане с бандитом, который и рассказывает ему про колокольню. Потом они забирают из больницы бандитовского дружка, находящегося под следствием. Затем - бандитского пожилого отца. Наконец, на выезде из города они подбирают проститутку. Ей всё равно, куда ехать, но она задаёт вопрос. "За счастьем" - отвечают мужчины. "Я тоже хочу".

Ни один из героев фильма не вызывает у меня положительных эмоций. Ни симпатии, ни даже сочувствия. Блатной, привыкший к безнаказанности и плывущий по течению сальный мужичок - не только главные герои ленты, но и главные типажи сегодняшней России.

Пока чёрный джип долго-долго катается по городским улицам, обращаешь внимание на детали: водитель не пропускает пешеходов, ускоряется на жёлтый светофор, а мужичок с бандитским другом пьют дорогую водку из горла. Конечно, никто не пристёгивается. Они и не должны - ведь фильм не о прыщавых интеллигентах. Впрочем, проститутка, жалуясь на жизнь, роняет фразу, что "ведь университет закончила". Какой факультет? Философский. Но отец спился и умер, мать старая и больная, а работу по специальности не найти. "Проще в попу давать".

Очень хорошо, что кино не стало лидером проката и о нём мало кто знает. Не потому, что фильм плохой. По российским меркам он не столь ужасен, дело в другом. Это фильм-зеркало. "Бумер" и "Бригада" тоже отражали реальность, а их персонажи стали модными для подражания. И девяностые, через призму этих фильмов, в сознании многих - период почти что героический и романтический. Да ведь и "Брат" - о том же самом. Но Данила рассчитывал на себя. В этом фильме персонажи едут в неизвестность ради того, чтобы счастье им сделал кто-то другой.

Теперь - совершенно понятно, откуда берутся персонажи из моего следующего поста. И их будет только больше.

Культовый режиссер. Жаль.

p.s Когда охватывает ностальгия по России (с каждым годом всё реже), ставлю балабановский "Груз 200". А если внутренний голос подсказывает, что события фильма относятся к концу 80-ых, то напоминаю сам себе события прошлого лета 2012 года, когда такие же точно отмороженные персонажи пытались убить меня самого в славном Екатеринбурге. Ностальгию снимает быстрее, чем мигрень после правильной таблетки :)
"персонажи едут в неизвестность ради того, чтобы счастье им сделал кто-то другой" - совершенно точно.
Но я уже русские фильмы почти не смотрю. Последний фильм, который мне понравился - про отшельника в монастыре в исполнении Петра Мамонова.
Остальные фильмы вызывают тоску и отторжение. Герои мне не близки и во многом антипатичны. Сценарии достаточно шаблонные, и самое главное - ничего духоподьемного. Или сказки, или грязная безысходность.
"Брат" мне тоже сначала нравился. Но ведь это жизнь в больном обществе...
Меня вот всегда интересовало, отчего русских мужчин так тянет к уголовщине? В музыке, в кино, вообще. Потому что я уже второй день читаю мужские скупые слезы по поводу смерти Балабанова, а в голове один вопрос - он ведь не снимал кино, то, что он снимал, никак нельзя отнести к искусству, от его фильмов в лучшем случае остается черный осадок, а в худшем просто тошнит, как от Груз200.

з.ы. "Я тоже хочу" я смотрела, но, имхо, кроме фразы проститутки о философском факультете там нет ничего, достойного внимания.


Балабанов RIP.
Рэмбо, однако, не приезжал в Россию, чтобы попинать посетителей пивных и забегаловок.
Подобный сюжет бы вызвал в Америке ощущение, что создатель фильма просто идиот. В России возникли противоположные чувства после просмотра Брат-2. Так что верно - хорошо когда кино похоже на жизнь, но плохо когда жизнь похожа на кино. Причем на плохое кино. Хотя и созданное хорошим режиссером.
Особенно понравилось сравнение героя Бодрова с Рэмбо. Правда не помню в Брате, чтобы герой с пафосным патриотизмом на лице в одиночку уничтожал орды вражеской нечисти. Одного до сих пор понять не могу, как американцы могли проиграть вьетнамскую войну, у них же был Рэмбо!
" кино не стало лидером проката и о нём мало кто знает"
Вчера ночью просмотрел, френд-лента невеяла.
Как катком переехали.За этот фильм я ему простил "Груз 200".
Сегодня, в эпоху реваскуляризации миокарда и мозга от такой фигни мужики в 55 лет умирать не должны.
Позор россии и ее здравоохренению. И русским мужикам, которым посчастливилось и выжили и не были убиты - позор, ведут себя в массе крайне безответственно, водка, табак, стрессы - самоубийственное поведение и жизнь самоубийственная.
"...В этом фильме персонажи едут в неизвестность ради того, чтобы счастье им сделал кто-то другой..."
они едут не в неизвестность, а именно туда, куда хотят все из нас - за счастьем.
и могу точно сказать, что счастье нам может быть только дадено кем-то, а взять сами мы его не можем.
Хм, вчера в топе висел пост о кончине Балабанова, в комментариях часто встречалась обратная фраза - проклятия Балабанова именно за этот фильм "Я тоже хочу". Видать кому-то правда в глаза колет)))) Не смотрела и после прочитанного о нём, смотреть не собираюсь. Таких персонажей ежедневно встречаю выходя за порог дома) и да, правильная фраза - хорошо что фильм не стал популярным. Но у него есть на это шанс, после такого муссирования в постах)) А от фильмов а-ля безнадега.рутошнит уже, и когда уже до всех дойдёт, что Иван-дурак на печи получивший и полцарства в придачу и всё остальное существует только в сказках. Самим надо ручками и ножками что-то создавать и делать, и быть счастливыми)
Браво, хоть кто-то написал про а-я безнадёга и схожих персонажей за порогом собственного дома. Балабанов и его творчество сейчас и некоторое время спустя будет очень популярно, ведь, для того, чтобы в России стать известным, нужно умереть.